Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Курбатовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2698/2022 по иску Новиковой Ульяны Александровны, Билык Елены Николаевны, Смирновой Зинаиды Николаевны, Горбачевой Любови Станиславовны, Сиряк Александры Михайловны, Петровой Марии Сергеевны, Апониной Анастасии Валерьевны, Ермолиной Натальи Александровны, Лукьяновой Ирины Павловны, Загоскиной Елены Васильевны к войсковой части 31376, федеральному казённому учреждению "Объединённое стратегическое командование Северного флота" о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты, по кассационной жалобе представителя ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота" - "3 финансово-экономическая служба" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новикова У.А, Билык Е.Н, Смирнова З.Н, Горбачева Л.С, Сиряк А.М, Петрова М.С, Апонина А.В, Ермолина Н.А, Лукьянова И.П, Загоскина Е.В. обратились с иском, уточнённым в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к войсковой части 31376, федеральному казённому учреждению "Объединённое стратегическое командование Северного флота" (далее - ФКУ "ОСК Северного флота") о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты.
В обоснование требований указали, что работают в войсковой части 31376. В период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. работодателем им выплачивалась заработная плата без учёта дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, в размере меньше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. С учётом уточнения требований просили взыскать: в пользу Новиковой У.А. невыплаченную заработную плату в размере 45995, 45 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 9072 руб.; в пользу Билык Е.Н. невыплаченную заработную плату в размере 22735, 70 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 4569, 37 руб.; в пользу Смирновой З.Н. невыплаченную заработную плату в размере 52135, 36 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 10101, 21 руб.; в пользу Горбачевой Л.С. невыплаченную заработную плату в размере 35240, 58 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 6954, 90 руб.; в пользу Петровой М.С. невыплаченную заработную плату в размере 26970 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 5412, 30 руб.; в пользу Апониной А.В. невыплаченную заработную плату в размере 48649, 39 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 9968, 34 руб.; в пользу Ермолиной Н.А. невыплаченную заработную плату в размере 28179, 37 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 5237, 34 руб.; в пользу Лукьяновой И.П. невыплаченную заработную плату в размере 29852, 98 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 6454, 90 руб.; в пользу Загоскиной Е.В. невыплаченную заработную плату в размере 46594, 83 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 8887, 61 руб.; а также просили взыскать в пользу каждого из них судебные расходы на оплату юридических услуг в размере по 3000 руб. Кроме того, Сиряк А.М. просила взыскать невыплаченную заработную плату в размере 1272, 77 руб, компенсацию за нарушение срока выплаты в размере 271, 96 руб.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2023 г, иск удовлетворён частично, с войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Новиковой У.А. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 38533, 98 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 7871, 38 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2528, 10 руб, всего взыскано 48933, 46 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Билык Е.Н. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 21364, 56 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 4214, 42 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2810, 40 руб, всего взыскано 28389, 38 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Смирновой З.Н. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 49388, 41 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 9447, 39 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2836, 20 руб, всего взыскано 61672 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Горбачевой Л.С. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 29534, 67 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 5602, 28 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2498, 10 руб, всего взыскано 37635, 05 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Сиряк А.М. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 1121, 44 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 246, 35 руб, всего взыскано 1367, 79 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Петровой М.С. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 26415, 31 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 5159, 34 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2925, 30 руб, всего взыскано 34499, 95 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Апониной А.В. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 41731, 29 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 8810, 81 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2586, 60 руб, всего взыскано 53128, 70 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Ермолиной Н.А. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 22837, 52 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 4565, 19 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2458, 80 руб, всего взыскано 29861, 51 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Лукьяновой И.П. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 28103 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 5958, 33 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2814, 30 руб, всего взыскано 36875, 63 руб.
С войсковой части 31376 за счёт средств ФКУ "ОСК Северного флота" в пользу Загоскиной Е.В. взыскана невыплаченная заработная плата в сумме 42400, 90 руб. (без учёта последующего удержания налога на доходы физических лиц), компенсация за нарушение срока выплаты в размере 8107, 71 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 2731, 20 руб, всего взыскано 53239, 81 руб.
В удовлетворении требований Новиковой У.А, Билык Е.Н, Смирновой З.Н, Горбачевой Л.С, Сиряк А.М, Петровой М.С, Апониной А.В, Ермолиной Н.А, Лукьяновой И.П, Загоскиной Е.В. к войсковой части 31376, ФКУ "ОСК Северного флота" о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации за нарушение срока выплаты в большем размере отказано.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено, что истцы работают в войсковой части 31376, их работодатель войсковая часть 31376 находится на финансовом обеспечении ФКУ "ОСК Северного флота".
Истцам выплачивается должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, районный коэффициент и процентная надбавка в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. работодателем истцам выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации".
При этом выплаченное дополнительное материальное стимулирование учитывалось при оценке соответствия размера заработной платы истцов установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 129, 133, 133.1, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации", приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", пришёл к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований истцов.
При этом суд исходил из того, что дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, в связи с чем дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истцов установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Установив, что выплаты истцам осуществлены не в полном размере в установленный срок, с учётом положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд взыскал с ответчика в пользу истцов сумму компенсации за нарушение сроков выплаты.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (часть 2 статьи 22 ТК РФ).
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ).
В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооружённых Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С 1 октября 2019 г. система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 приложения N2 ("Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации") к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации" утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты и премии, утверждённый приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010).
Согласно пункту 2 данного Порядка, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учётом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооружённых Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утверждённых лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооружённых сил Российской Федерации, утверждённого названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счёт средств экономии фонда оплаты труда.
В соответствии с частями первой, третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно части второй статьи 146, статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определённого законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учёта особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением принципа равной оплаты за труд равной ценности. Соответствующая правовая позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N38-П.
Доводы жалобы о том, что предусмотренная приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 выплата является премией стимулирующего характера, так как выплачивается по результатам исполнения должностных обязанностей, входит в общий месячный налогооблагаемый доход работника, облагается страховыми взносами, учитывается при начислении пенсии по старости, доводится лицам гражданского персонала путём зачисления денежных средств на личные банковские карты, является периодической выплатой, выводы судов не опровергают.
Как правильно указано судом первой инстанции, дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра оборот Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и при принятии руководителем решения об объёмах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий, не включается в состав средней заработной платы работника.
Установление дополнительного материального стимулирования заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и гарантированных выплат и направлена на усиление материальной заинтересованности, повышения ответственности и улучшения результатов труда работников.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование являясь формой оплаты труда, представляет собой платёж, приравненный к заработной плате, осуществляемый сверх гарантированной системой оплаты труда месячной заработной платы работника.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведённых выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделён.
Положения части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют кассационному суду общей юрисдикции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведённой судом, не подпадает под приведённый в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 12 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 16 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФКУ "Объединённое стратегическое командование Северного флота" - "3 финансово-экономическая служба" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.