Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Гилязовой Е.В, Лепской К.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Богомолова П.Д. на решение Котласского городского суда от 26 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 01 декабря 2022 г. по гражданскому делу N 2-607/2022 по исковому заявлению Богомолова П.Д. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении спорных периодов в стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Богомолов П.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному), просил обязать ответчика включить в специальный стаж периоды военной службы в армии с 25 ноября 1986 г. по 15 декабря 1988 г, а также период прохождения курсов подготовки механиков рефрижераторного подвижного состава в Котласской технической школе машинистов локомотивов Северной железной дороги с 30 января 1989 г. по 30 июня 1989 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за пенсией
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ноябре 2018 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Решением от 17 декабря 2018 г. ответчик отказал ему в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого стажа работы. Истец с указанным решением не согласен, полагает, что ГУ-УПФ РФ в г. Котлас необоснованно не были включены в специальный стаж указанные периоды.
В связи с реорганизацией ГУ-УПФ РФ в г. Котлас в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО) судом первой инстанции произведена замена ответчика ГУ-УПФ РФ в г. Котлас на ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 26 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 01 декабря 2022 г, в удовлетворении исковых требований Богомолову П.Д. к ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО о включении спорных периодов в стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
В кассационной жалобе Богомолов П.Д. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, выражает несогласие с выводами судов.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса, извещенные о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в суд не явились.
С учетом положений ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии согласно приложению к настоящему Федеральному закону) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2);
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список N 272).
В Списке N 2 в разделе XXX "Транспорт" "Железнодорожный транспорт и метрополитен" указаны машинисты (механики) рефрижераторных поездов.
В Списке N 272 также поименованы механики рефрижераторных поездов (секций).
На основании подп. "з" и "к" п. 109 действовавшего Положения N 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации; служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Кроме того, на основании п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
Пунктами 4 и 5 Правил N 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с п. 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 4 марта 2021 г. N 322) при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что 13 ноября 2018 г. истец Богомолов П.Д, достигнув возраста 53 лет, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с и. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа N 433340/18 от 17 декабря 2018 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. Федерального закона "О страховых пенсиях" определен в количестве 10 лет 9 месяцев 18 дней, что менее требуемого (12 лет 6 месяцев), стаж работы в районах Крайнего Севера (с учетом суммирования со стажем работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и приведения к стажу работы в районах Крайнего Севера) - 15 лет 6 месяцев 24 дня, страховой стаж в календарном исчислении - 25 лет 3 месяца 15 дней.
Спорные периоды не включены пенсионным органом в заявленный вид стажа при обращении истца за назначением пенсии.
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке, Богомолов П.Д. 12 февраля 1986 г. принят на работу в КТОП водителем 3 класса, 24 ноября 1986 г. уволен в связи с призывом на военную службу, с 25 ноября 1986 г. по 15 декабря 1988 г. истец проходил службу в Советской Армии, 30 января 1989 г. принят водителем 3 класса в электромонтажный цех и откомандирован на 6-месячные курсы подготовки механиков рефрижераторных поездов в Котласскую дортехшколу, в этот же день зачислен на курсы подготовки механиков резерва рефрижераторного подвижного состава, 30 июня 1989 г. отчислен в связи с окончанием курсов и направлен на работу в вагонное депо Кулой, 3 июля 1989 г. принят механиком рефрижераторных поездов (секций) после окончания курсов в ДТШ Котлас.
Согласно справки Котласского подразделения Северный учебный центр профессиональных квалификаций от 1 марта 2022 г. N 3 Богомолов П.Д. обучался в Котласской технической школе машинистов локомотивов Северной железной дороги на курсах подготовки по профессии "Механик рефрижераторного подвижного состава" в период с 30 января 1989 г. по 30 июня 1989 г. За период обучения выплачивалась стипендия.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, в том числе записи в трудовой книжке истца, архивные справки учебного заведения, приказы по личному составу работодателя истца в совокупности, в отсутствие сведений о том, в какой должности работал Богомолов П.Д. в период прохождения курсов подготовки механиков рефрижераторных поездов в период с 30 января 1989 г. по 30 июня 1989 г, а также сведений о начислении заработной платы при том, что изначально истец принят на работу водителем 3 класса на грузовую машину в электромонтажный цех и
откомандирован на 6-ти месячные курсы подготовки механиков рефрижераторного поезда (секции) в Котласскую ДТШ, за период которых выплачивалась стипендия, а после окончания курсов с 3 июля 1989 г. вновь принят на работу на другую должность - механиком рефрижераторных поездов (секций), и исходя из того, что место работы за истцом на период учебы не сохранялось, заработная плата Богомолову П.Д. не начислялась, отчисления в пенсионный орган не производились, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного спорного периода в стаж работы истца по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Кроме того, суд первой инстанции, учитывая, что должность истца, на которой он работал до прохождения службы в Советской Армии, также не поименована в Списке N 2 от 1956 г, пришел к выводу, что период службы с 25 ноября 1986 г. по 15 декабря 1988 г. в специальный стаж работы судом также не подлежит включению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, отклонив доводы апелляционной жалобы истца, изложенные также в кассационной жалобе, о нарушении судом норм материального права и необходимости руководствоваться Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, исходя из следующего.
В период службы истца в Вооруженных Силах СССР и направления на курсы подготовки кадров действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, фактически утратившее силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы мог быть приравнен к специальному стажу, дающему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с работой с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период нахождения на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода, что также подтверждено подп. "а" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665.
При этом такая работа должна быть предусмотрена Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых
дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, или Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что ни период работы истца до службы в составе Вооруженных Сил СССР, ни период после ее окончания (период прохождения истцом курсов подготовки кадров) не зачтены ни пенсионным органом, ни судом в стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, требуемый для льготного пенсионного обеспечения (в настоящее время - п. 1, п. 2, п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), как и период работы после окончания курсов, в связи с чем оснований для включения спорных периодов военной службы истца и нахождения на курсах подготовки кадров в стаж, требуемый для досрочной страховой пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", у суда не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов об отказе во включении спорных периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР и нахождения на курсах подготовки кадров в стаж для льготного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствующими обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм процессуального права, что выразилось в отказе удовлетворить ходатайство истца об истребовании из архива Котласской дорожной технической школы сведений о начислениях по заработной плате и отчислениях во внебюджетные фонды, являются необоснованными, поскольку, как следует из материалов дела, сведения о начислении заработной платы за период курсов подготовки кадров были истребованы судом первой инстанции как из учебного заведения, так и из архива работодателя.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Все доводы и доказательства, приводимые истцом в обоснование своей позиции по делу, оценены судами обеих инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судами обстоятельства и мотивы, по которым суды отдали предпочтение одним доказательствам перед другими.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котласского городского суда от 26 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 01 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Богомолова П.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.