Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Головкиной Л.А, Стаховой Т.М, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-80/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мошинские тепловые сети" о признании не действующим в части постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 г. N 92-т/86 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Мошинские тепловые сети" потребителям, расположенным на территории сельского поселения "Мошинское" Няндомского муниципального района Архангельской области, получающим тепловую энергию от котельной, находящейся в доме N 10 А по ул. Городская в дер. Петариха" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мошинские тепловые сети" на решение Архангельского областного суда от 28 марта 2023 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Мошинские тепловые сети" Кобыленко Е.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Петухова А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 г. N 92-т/86 (далее - Постановление), опубликованным 2 декабря 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Мошинские тепловые сети" (далее - ООО "Мошинские тепловые сети", общество, организация) потребителям, расположенным на территории сельского поселения "Мошинское" Няндомского муниципального района Архангельской области на долгосрочный период регулирования 2023 - 2025 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1.
В приложении N 1 к Постановлению базовый уровень операционных расходов на 2023 г. установлен в размере 18 065, 40 тыс. руб.; индекс эффективности операционных расходов на 2024 г. и 2025 г. установлен в размере 1, 0%.
Названным Постановлением также на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2027 г. установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Мошинские тепловые сети" потребителям, расположенным на территории сельского поселения "Мошинское" Няндомского муниципального района Архангельской области, получающим тепловую энергию от котельной, находящейся в доме N 10 А по ул. Городская в дер. Петариха, согласно приложению N 2, которые вводятся в действие с 1 декабря 2022 г. (пункты 2, 3).
В приложении N 2 к Постановлению на период с 1 января по 31 декабря 2023 г. установлен тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 12 349, 90 руб./Гкал.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 9 февраля 2023 г. N 7-т/5 "О внесении изменений в некоторые постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области", опубликованным 17 февраля 2023 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, в Постановление внесены изменения: в наименовании, пункте 2, а также в наименовании приложения N 2 слова "городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района" заменены словами "Няндомского муниципального округа"; пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Установить долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "Мошинские тепловые сети" (ИНН 2918012540) в системе теплоснабжения котельной, находящейся в доме N 10 А по ул. Городская в дер. Петариха Няндомского муниципального округа Архангельской области, на долгосрочный период регулирования 2023 - 2025 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению N 1."; наименование приложения N 1 изложено в следующей редакции: "Долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "Мошинские тепловые сети" (ИНН 2918012540) в системе теплоснабжения котельной, находящейся в доме N 10 А по ул. Городская в дер. Петариха" Няндомского муниципального округа Архангельской области, на долгосрочный период регулирования 2023 - 2025 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов".
Теплоснабжающая организация ООО "Мошинские тепловые сети" обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просила признать Постановление не действующим в части установления:
в Приложении N 1 базового уровня операционных расходов на 2023 г. в размере 18 065, 40 тыс. руб.;
в Приложении N 2 тарифа на период с 1 января по 31 декабря 2023 г. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 12 349, 90 руб./Гкал.
Административный истец просил также обязать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Постановление, с учётом необходимости принять в состав необходимой валовой выручки расходы на оплату труда работников, нормативной численностью и средней заработной платой:
административно-управленческий персонал: 6 штатных единиц, среднемесячная заработная плата в размере 158 140, 20 руб.;
цеховой персонал: среднемесячная заработная плата в размере 87 273, 65 руб.;
производственный персонал: среднемесячная заработная плата в размере 66 764, 46 руб.
В обоснование заявленных требований ООО "Мошинские тепловые сети" ссылалось на то, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Отраслевым тарифным соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённым Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г.
Административный истец указал, что является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере жизнеобеспечения, внесён в федеральный реестр участников данного отраслевого объединения и участников отраслевой системы социального партнёрства 9 марта 2022 г, поэтому имеет право на применение всех положений отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации при государственном тарифном регулировании.
В составе материалов к заявлению на установление тарифа им были представлены расчёт численности персонала в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", документы, подтверждающие фактическое начисление заработной платы персоналу с разбивкой на производственный, административно-управленческий и цеховой персонал. При этом размер оплаты труда был рассчитан с учётом обязательных требований отраслевого тарифного соглашения.
Однако органом регулирования расходы административного истца на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, без каких-либо обоснований были снижены за счёт корректировки численности работников, а также фонда оплаты труда, определённого без учёта положений отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
Решением Архангельского областного суда от 28 марта 2023 г. ООО "Мошинские тепловые сети" в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, просит об отмене решения суда и удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно апелляционной жалобы Агентством по тарифам и ценам Архангельской области поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утверждённым постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчётный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 15, 16, 20, 28 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчётности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю дату расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчёта цен (тарифов).
В силу пункта 33 Правил регулирования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Мошинские тепловые сети" осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования "Мошинское".
Общество 25 октября 2022 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую на территории муниципального образования "Мошинское" Няндомского муниципального района Архангельской области, на период регулирования 2023 - 2025 годы. В качестве метода регулирования тарифов выбран метод индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчёте тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчётную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно экспертному заключению при расчёте необходимой валовой выручки на 2023 г. органом регулирования снижены расходы общества на оплату труда ввиду корректировки численности работников, относящихся административно-управленческому персоналу, и фонда оплаты труда.
При расчёте численности работников ООО "Мошинские тепловые сети", относящихся к административно-управленческому персоналу, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области руководствовалось приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" и приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий".
Определяя нормативную численность работников, относящихся к административно-управленческому персоналу, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области провело экспертизу документов, представленных обществом, и руководствовалось пунктом 1.9 приказа Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", согласно которому в случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.
Проанализировав расчёты органа регулирования при определении нормативной численность работников, относящихся к административно-управленческому персоналу, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что она определена в количестве двух единиц правильно.
Выводы суда в указанной части аргументированны и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
В целях тарифного регулирования и определения расходов на оплату труда, включаемого в необходимую валовую выручку, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области приняты расходы на оплату труда производственного персонала исходя из численности работников 18 единиц и средней заработной платы в размере 63 385, 78 руб. на человека; цеховые расходы исходя из численности работников 1 единица и средней заработной платы в размере 63 385, 78 руб.; общехозяйственные расходы исходя их численности работников 2 единицы и средней заработной платы в размере 63 385, 78 руб.
При этом размер средней заработной платы "63 385, 78 руб." органом регулирования определён исходя из средней заработной платы за 2021 г. работников организаций по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в размере 57 332, 60 руб. согласно статистическим данным Архангельскстата с учётом индексов потребительских цен на 2022 и 2023 годы.
Отклоняя довод административного истца о том, что определение расходов на оплату труда является экономически необоснованным, поскольку органом регулирования не применены положения отраслевого тарифного соглашения, суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключённым соответствующими организациями, и фактическому объёму фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключённого на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Из материалов дела следует, что ООО "Мошинские тепловые сети" внесено в реестр членов Общероссийского отраслевого объединения работодателей жизнеобеспечения 9 марта 2022 г. под регистрационным номером 0095-08-29.
Соответственно, административный истец является участником отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.
Поскольку, как установлено судом и не опровергнуто административным ответчиком, ООО "Мошинские тепловые сети" не направляло мотивированный письменный отказ от Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённого Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, судом правомерно указано, что действие этого соглашения считается распространённым на данную регулируемую организацию, а потому административный истец вправе при расчёте расходов на оплату труда руководствоваться положениями названного соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда.
Согласно пункту 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные данным соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учёта расходов работодателей, предусмотренных этим соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учётом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.
На основании абзаца второго приведённого пункта отраслевого соглашения и с учётом положений статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" суд определил, что с 1 июня 2022 г. минимальный размер оплаты труда составлял 15 279 руб, а с учётом северных коэффициентов и надбавок для районов, приравненных к районам Крайнего Севера, - 18 334, 80 руб, и пришёл к выводу о том, что поскольку минимальный уровень оплаты труда сотрудников регулируемой организации обеспечен, то неприменение тарифного коэффициента к заработной плате в размере, установленном Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, не свидетельствует об экономически необоснованном расчёте органом регулирования расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, не нарушает прав административного истца и отвечает принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.
С таким выводом судебная коллегия не соглашается, поскольку суд исходил из необходимости применения только положений абзаца второго пункта 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы ввиду неправильного применения норм материального права, регулирующие правоотношения, по поводу которых возник административный спор.
Суд не принял во внимание, что положения абзаца второго пункта 1.9 указанного соглашения подлежали истолкованию и применению в системном единстве с предписаниями абзаца первого пункта 1.9 этого же соглашения, которыми установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные названным соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.
По смыслу взаимосвязанных положений абзаца первого пункта 1.9 отраслевого тарифного соглашения об учёте расходов работодателей, предусмотренных соглашением, при установлении регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и абзаца второго пункта 1.9 соглашения о праве работодателей корректировать расходы на оплату труда с учётом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций, в случае установления регулирующими органами тарифов на жилищно-коммунальные услуги без учёта расходов работодателей, предусмотренных названным соглашением, такое право работодателя предусмотрено для тех случаев, когда регулирующими органами тарифы на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги были установлены до вступления в силу упомянутого отраслевого тарифного соглашения.
Иное истолкование взаимосвязанных положений абзацев первого и второго пункта 1.9 отраслевого тарифного соглашения ведёт к искажению действительного смысла названного пункта соглашения, ограничению применения при государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения положений соглашения, и, как следствие, к необоснованному отказу во включении в цены (тарифы) расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, предложенных регулируемой организацией на основании отраслевого тарифного соглашения, и к нарушению прав регулируемой организации на определение таких расходов в соответствии с действующим правовым регулированием.
Учитывая, что при определении расходов на оплату труда ООО "Мошинские тепловые сети", включаемых в необходимую валовую выручку, Агентством по тарифам и ценам Архангельской области не были применены параметры отраслевого тарифного соглашения, в том числе в части размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, следует признать, что органом регулирования допущены нарушения пункта 42 Основ ценообразования.
При этом судебная коллегия обращает внимание, что на момент установления тарифов Агентство по тарифам и ценам Архангельской области уже располагало сведениями о величине минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на 2023 г, поскольку Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, утверждённое Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 г, опубликовано на официальном сайт Минтруда России https://rosmintrud.ru, 20 июня 2022 г.
Принимая во внимание, что от актуальности применённой минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, используемой в расчёте расходов на оплату труда на первый год долгосрочного периода регулирования, в последующем зависит величина данных расходов в течение всего долгосрочного периода, так как эти расходы являются операционными, не пересчитываются, а только ежегодно индексируются, в целях возмещения регулируемой организации расходов на оплату труда персонала в экономически обоснованном размере применять следовало именно ставку, установленную Федеральным отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы.
Поскольку расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, органом регулирования определены с нарушением порядка ценообразования, расчёт в данной части является экономически необоснованным и нарушает права административного истца, имеются основания для отмены решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административного искового заявления и признании Постановления не действующим в части установления в приложении N 1 базового уровня операционных расходов на 2023 г. в размере 18 065, 40 тыс. руб. и в приложении N 2 тарифа на период с 1 января по 31 декабря 2023 г. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 12 349, 90 руб./Гкал.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта в случае признания административного искового заявления обоснованным судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части и признании оспариваемого нормативного правового акта полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Учитывая, что Постановление (в части) вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, со дня его принятия, данный нормативный правовой акт (в части) подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
На основании части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Агентство по тарифам и ценам Архангельской области надлежит обязать принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
Что касается требований административного истца об обязании органа регулирования принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, с учётом необходимости принять в состав необходимой валовой выручки расходы на оплату труда работников, нормативной численностью и средней заработной платой: административно-управленческий персонал: 6 штатных единиц, среднемесячная заработная плата в размере 158 140, 20 руб.; цеховой персонал: среднемесячная заработная плата в размере 87 273, 65 руб.; производственный персонал: среднемесячная заработная плата в размере 66 764, 46 руб, то судебная коллегия исходит из того, что в силу принципа разделения властей, закреплённого в статье 10 Конституции Российской Федерации, вмешательство в деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти по рассмотрению вопросов, отнесённых к их исключительной компетенции, не допускается.
В полномочия суда входит проверка законности принятых органом регулирования тарифно-балансовых решений, в то время как установление экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки относится к исключительной компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Реализация судом контрольных функций не должна приводить к подмене полномочий и обязанностей органа регулирования, а судебный акт не может заменить тарифно-балансовое решение органа, уполномоченного в области государственного тарифного регулирования. Следовательно, суд самостоятельно, подменяя собой Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, не вправе определить экономически обоснованную величину расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 28 марта 2023 г. отменить.
Постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 г. N 92-т/86 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Мошинские тепловые сети" потребителям, расположенным на территории Няндомского муниципального округа Архангельской области, получающим тепловую энергию от котельной, находящейся в доме N 10 А по ул. Городская в дер. Петариха"" признать не действующим со дня принятия в части установления в приложении N 1 базового уровня операционных расходов на 2023 г. в размере 18 065, 40 тыс. руб. и в приложении N 2 тарифа на период с 1 января по 31 декабря 2023 г. для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 12 349, 90 руб./Гкал.
Обязать Агентство по тарифам и ценам Архангельской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.