Текст документа приводится не полностью
В соответствии с пунктом 13.1 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального района "Заполярный район", утвержденного решением Совета муниципального района "Заполярный район" от 27 сентября 2013 года N 436-р, на основании Протокола заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты Заполярного района от 27 декабря 2013 года N 3. приказываю:
1. Утвердить Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 103 "Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств" (прилагается)
2. Ведущему специалисту Сятищевой Е.С. разместить Стандарт на диске "Y" (\\Zrsеrver\КСП) в папке "Организация деятельности КСП".
3. Заместителю председателя Артеевой И.М. обеспечить мониторинг актуальности Стандарта и последующую его актуализацию.
4. Ведущему специалисту Сятищевой Е.С. направить Стандарт в Совет Заполярного района, главе Заполярного района для официального опубликования и размещения на официальном сайте Заполярного района.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
Председатель Контрольно-счетной палаты Заполярного района |
О.В. Гончаренко |
Контрольно-счетная палата муниципального района "Заполярный район"
Стандарт
внешнего муниципального финансового контроля
СФК 103
Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
Принят |
Утвержден |
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК 103 "Проявление внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств" (далее - Стандарт) подготовлен для организации исполнения требования статей 157, 264.4 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения о Контрольно-счетной палате муниципального района "Заполярный район", утвержденного решением Совета муниципального района "Заполярный район" от 27.09.2013 N 436-р, Регламента Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район", утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район" от 20.11.2013 N 56-п (далее - Регламент), а также Соглашений между представительным органом поселения и Советам Заполярного района о передаче Контрольно-счетной палате Заполярного района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
1.2. Настоящий Стандарт разработан в соответствии со стандартом внешнего муниципального финансового контроля СОД 001 "Организация методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального района "Заполярный район", утвержденным приказом от 30.12.2013 N 72-п (протокол заседания Коллегии Контрольно-счетной палаты Заполярного района от 27.12 2013 N 3).
1.3. При разработке настоящего Стандарта учтены положения стандартов и методических документов Счетной палаты Российской Федерации и Союза муниципальных контрольно-счетных органов России:
1.3.1. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 N 21К (854));
1.3.2. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (типовой) "Проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств", утвержденный решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума Союза МКСО от 25.09.2012 N 4 (30));
1.3.3. Методические рекомендации по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств при организации внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета утвержденные решением Президиума Союза МКСО (протокол заседания Президиума Союза МКСО от 25 09.2012 N 4 (30));
1.4. Стандарт предназначен для применения сотрудниками Контрольно-счетной палаты Заполярного района, привлеченными специалистами и независимыми экспертами (далее - проверяющие), участвующими в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке годовой бюджетной отчетности по составу, соответствию установленным формам, достоверности отражения показателей бюджетной отчетности и их соответствию инструкции по бюджетному учету, а также при подготовке заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
1.5. Целью Стандарта является установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, годового отчета об исполнении местного бюджета (далее - внешняя проверка) и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
1.6. Задачами настоящего Стандарта являются:
1.6.1. определение основных этапов и содержания внешней проверки;
1.6.2. определение общих принципов и требований к проведению внешней проверки;
1.6.3. определение методических основ проведения внешней проверки;
1.6.4. определение структуры, содержания и основных требований к заключению по внешней проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
1.6.5. определение структуры, содержания и основных требований к заключению на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
1.7. Сферой применения Стандарта являются правоотношения, связанные с проведением Контрольно-счетной палатой Заполярного района (далее - Контрольно-счетная палата, КСП) внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
2. Содержание внешней проверки, этапы ее проведения
2.1. Внешняя проверка проводится на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на текущий год.
2.2. Внешняя проверка включает в себя:
2.2.1. внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее - ГАБС);
2.2.2. подготовку заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
2.3. Цель проведения внешней проверки является:
2.3.1. установление полноты бюджетной отчетности ГАБС;
2.3.2. оценка достоверности показателей бюджетной отчетности ГАБС;
2.3.3. проверка на соответствие порядку ведения бюджетного учета, законодательству Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, муниципальным правовым актам;
2.3.4. анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств.
2.4. Основными задачами проведения внешней проверки является:
2.4.1. проверить соблюдение единого порядка составления и предоставления годовой бюджетной отчетности ГАБС;
2.4.2. проверить состав и содержание форм годовой бюджетной отчетности согласно Инструкции Минфина;
2.4.3. установить достоверность и тождественность показателей бюджетной отчетности и регистров бюджетного учета;
2.4.4. провести сравнительный анализ и сопоставление полученных данных годовой бюджетной отчетности ГАБС с показателями, утвержденными решением о бюджете, сводной бюджетной росписи и показателями, содержащимися в отчете об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
2.5. Предмет внешней проверки:
2.5.1. годовая бюджетная отчетность ГАБС;
2.5.2. годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
2.6. Объектами проверки являются ГАБС (главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета).
2.7. Организация внешней проверки включает следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный.
2.8. На подготовительном этапе:
2.8.1. определяются ответственные лица по экспертизе годового отчета, бюджетной отчетности и конкретным контрольным мероприятиям, необходимым для проверки достоверности данных бюджетной отчетности, в том числе при необходимости контрольного мероприятия с выходом на объект проверки;
2.8.2. осуществляется подготовка и утверждение приказа председателя Контрольно-счетной палаты о проведении и составе рабочей группы внешней проверки (Приложение 1);
2.8.3. осуществляется сбор и изучение нормативной правовой базы, на основании которой осуществлялся бюджетный процесс в отчетном году;
2.8.4. осуществляется подготовка необходимых для внешней проверки запросов и изучение полученной информации.
Результатом проведения данного этапа является подготовка и утверждение программы проведения внешней проверки (Приложение 2). Перечень вопросов, подлежащих проверке, определяется на основе полученной информации и других материалов.
2.9. Основной этап внешней проверки представляет собой:
2.9.1. проведение экспертно-аналитических мероприятий:
1) анализ данных бюджетной отчетности ГАБС;
2) анализ данных годового отчета об исполнении бюджета.
2.9.2. проведение контрольных мероприятий (выборочная проверка достоверности данных бюджетной отчетности, в том числе при необходимости с выходом на объект проверки);
2.9.3. оформление заключений по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС (срок оформления заключений по каждому ГАБС определяется приказом председателя КСП в зависимости от объема работы).
2.10. На заключительном этапе оформляется заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета.
Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении районного бюджета проводится а срок, не превышающий один месяц.
Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования поселения проводится в течение 10 рабочих дней со дня получения поручения председателя КСП о проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.
3. Общие принципы и требования к проведению внешней проверки
3.1. При проведении внешней проверки должностные лица КСП должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, Ненецкого автономного округа и муниципальными правовыми актами.
3.2. Проведение внешней проверки подлежит планированию.
3.3. При планировании внешней проверки учитываются:
3.3.1 установленные законодательством сроки подготовки бюджетной отчетности и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;
3.3.2. степень обеспеченности Контрольно-счетной палаты ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми):
3.3.3. квалификация, профессиональная компетентность, опыт работы проверяющих и другое.
3.4. Пои проведении внешней проверки осуществляются следующие формы контроля:
3.4.1. экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза) по анализу данных бюджетной отчетности и иной информации об исполнении бюджета;
3.4.2. контрольные мероприятия по проверке достоверности данных бюджетной отчетности.
3.5. Проверка бюджетной отчетности ГАБС осуществляется как камерально, так и с выходом на объект проверки. В ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности применяются выборочные методы.
3.6. Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информация), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам КСП из внешних источников материалы.
В ходе осуществления внешней проверки Контрольно-счетная палата вправе в пределах своих полномочий запрашивать дополнительную информацию и документы у главных администраторов бюджетных средств в порядке, предусмотренном Регламентом.
3.7. Для проведения контрольного и экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетная палата вправе привлекать независимых специалистов (экспертов) в установленном Регламентом и иными локальными нормативными актами Контрольно-сметной палаты порядке.
Ответственность за формирование выводов по результатам внешней проверки в разрезе каждого объекта контроля несут должностные лице КСП. Недопустимо разделение ответственности должностных лиц КСП и привлеченных специалистов (экспертов).
3.8. По всем расхождениям, выявленным в хода проверки, необходимо получить пояснения ответственных лиц в письменной форме.
3.9. В процессе реализации контрольных и экспертных полномочий проверяющие должны строить взаимоотношения с руководством и представителями (должностными лицами) объекта проверки на основе взаимного уважения.
При общении с руководством и должностными лицами объекта внешней проверки проверяющим следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
3.10. Проведение контрольного и экспертно-аналитического мероприятия подлежит документированию.
3.11. Проверяющие несут ответственность за сохранность документов и конфиденциальность полученной в ходе контрольного и экспортно-аналитического мероприятия информации.
4. Методические основы проведения внешней проверки
4.1. Методической основой внешней проверки является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, между собой и соответствия отчета об исполнении местного бюджета решению о бюджете на очередной финансовый год, требованиям БК РФ и нормативным правовым актам Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, муниципального образования.
4.2. Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств местного бюджета с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчетных и иных документах проверяемых объектов.
В целях определения эффективности использования средств местного бюджета возможно сопоставление.
4.3 Основными приемами финансового анализа по данным бюджетной отчетности являются:
4.3.1. чтение отчетности;
4.3.2. горизонтальный анализ:
4.3.3. вертикальный анализ.
4.4. Чтение отчетности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением объекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчетности можно судить об имущественном положении объекта, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчетности важно рассматривать показатели разных форм отчетности в их взаимосвязи.
4.5. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бюджетной отчетности:
4.5.1. В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего года. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчетности за определенный период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчетности.
4.5.2. Цель вертикального анализа вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчета, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
5. Проведение внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС
5.1. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС представляет собой комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке полноты и достоверности бюджетной отчетности ГАБС, ее соответствия требованиям нормативных правовых актов.
5.2. Проверка проводится методом сравнения, с целью установления достоверности показателей бюджетной отчетности и регистров бюджетного учета.
5.3. Проверка проводится по каждой форме бюджетной отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме с остатками и оборотами по счетам главной книги.
В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в форме отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, то проверяющие используют соответствующие регистры аналитического учета.
5.4. При проведении внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС в части установления полноты бюджетной отчетности и ее соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провести ее анализ на предмет соответствия по составу, структуре и заполнению (содержанию) требованиям статьи 264.1 БК РФ, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ. Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ, в том числе:
5.4.1. проверить наличие всех форм бюджетной отчетности ГАБС, установленных статьей 264.1 БК РФ и Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и соблюдение сроков их представления;
5.4.2. проверить соблюдение контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки;
5.4.3. установить правильность применения бюджетной классификации Российской Федерации;
5.4.4. установить соответствие утвержденных бюджетных назначений, указанных в отчете об исполнении бюджета ГАБС, показателям решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете с учетом внесенных в него изменений;
5.4.5. установить соответствие утвержденных бюджетных назначений по расходам в отчете об исполнении бюджета ГАБС суммам утвержденных (доведенных) бюджетных ассигнований главному распорядителю (распорядителю, получателю) бюджетных средств на отчетный финансовый год согласно утвержденной бюджетной росписи на отчетный финансовый год с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату.
5.5. В ходе проведения внешней проверки необходимо проварить обоснованность, достоверность. полноту отражения показателей в формах отчетности, соответствие данных о стоимости активов обязательств в графах "На начало года" данным граф "На конец отчетного периода" предыдущего года, проверка достоверности определяет:
5.5.1. соответствие показателей отчетности данным представленных объектом контроля регистров бюджетного учета, правильности представления и раскрытия информации об активах и обязательствах, финансово-хозяйственных операциях в бюджетной отчетности:
5.5.2. согласуются ли между собой результаты операций, финансовое положение и другая информация в бюджетной отчетности;
5.5.3. должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли квалифицированны и представлены данные в бюджетной отчетности;
5.5.4. соответствует ли бюджетная отчетность всем требованиям нормативных правовых актов, применяемых к деятельности муниципального образования.
5.6. Кроме того проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС включает:
5.6.1. анализ структуры доходов бюджета ГАБС;
5.6.2. анализ эффективности деятельности главных администраторов доходов по контролю правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет, взыскания и принятия решений по возврату излишне уплаченных платежей;
5.6.3. анализ объемов и причин неисполнения плановых показателей по доходам;
5.6.4. анализ структуры расходов бюджета ГАБС, проверку их соответствия кодам бюджетной классификации;
5.6.5. проведение анализа объемов неисполненных в отчетном году бюджетных ассигнований главными распорядителями средств местного бюджета, установление причин неосвоения бюджетных средств;
5.6.6. анализ выполнения полномочий главного распорядителя в части распределения средств бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств районного бюджета;
5.6.7. проверку соответствия фактических показателей, указанных в отчетности ГАБС, данным отчетности подведомственных получателей бюджетных средств;
5.6.8. анализ соблюдения методологии бюджетного учета, формирования регистров бюджетного учета;
5.6.9. анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств;
5.6.10. проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;
5.6.11. проверка оформления результатов инвентаризации активов и обязательств и соответствия их данным учета и отчетности (инвентаризационные описи, акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и др.);
5.6.12. анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода При проведении анализа дебиторской и кредиторской задолженности следует:
1) установить причины возникновения задолженности;
2) проанализировать даты возникновения дебиторской и кредиторской задолженности (для определения объемов просроченной задолженности) и меры, принимаемые по ее снижению:
3) проанализировать изменение объема нереальной к взысканию дебиторской задолженности в отчетном году, определить обоснованность ее возникновения;
4) определить объем расходов (переплат), произведенных ГАБС в отчетном году в счет платежей следующего финансового года;
5) установить, принимались ли в отчетном году ГАБС обязательства сверх доведенных ему лимитов.
5.6.13. иные контрольные и экспортно-аналитические мероприятия.
6. Оформление результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС
6.1. Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС оформляются заключениями.
6.2. По всем расхождениям, выявленным в ходе проверки, необходимо получить пояснения ответственных лиц.
6.3. В заключении выражается мнение о достоверности, недостоверности бюджетной отчетности или производится отказ от выражения мнения о достоверности бюджетной отчетности. При наличии недостоверных данных, указываются причины и следствия, которые привели к недостоверности бюджетной отчетности.
Отказ от выражения мнения о достоверности бюджетной отчетности производится в случаях непредоставления необходимых данных для подтверждения достоверности бюджетной отчетности (непредоставления соответствующих форм бюджетной отчетности, отсутствие необходимых показателей в одной форме п взаимоувязанным показателям другой формы отчетности и т.п.).
6.4. В заключении в обязательном порядке указывается наличие расхождений показателей бюджетного учета и отчетности.
6.5. Рекомендуемая форма заключения внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС представлена в Приложении 3 к настоящему Стандарту.
6.6. Заключение по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС представляется Контрольно-счетной палатой соответствующим главным администраторам бюджетных средств.
7. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета
7.1. На заключительном этапе проведения внешней проверки оформляется заключение Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении местного бюджета. Подготовка заключения осуществляется с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой.
7.2. В заключении Контрольно-счетной палаты отражаются:
7.2.1. соблюдение установленных сроков предоставления годовой бюджетной отчетности;
7.2.2. наличие всех форм годовой отчетности, предусмотренных бюджетным законодательством;
7.2.3. оценка полноты и достоверности сведений, представленных в бюджетной отчетности ГАБС;
7.2.4. анализ и оценка показателей по исполнению бюджета;
7.2.5. анализ причин невыполнения плановых показателей;
7.2.6. оценка исполнения программной части бюджета с указанием причин отклонений от плановых показателей;
7.2.7 оценка эффективности бюджетных расходов, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств.
7.3. В заключении в обязательном порядке указывается наличие расхождений показателей бюджетного учета и отчетности.
7.4. Рекомендуемая форма заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета представлена в Приложении 4 к настоящему Стандарту.
7.5. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования представляется Контрольно-счетной палатой в представительный орган муниципального образования с одновременным направлением его в администрацию муниципального образования.
8. Осуществление контроля за исполнением положений Стандарта
8.1. Контроль за исполнением положений настоящего Стандарта осуществляется:
8.1.1. заместителем председателя КСП в части проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета;
8.1.2. инспектором, возглавляющим экспортно-аналитическое направление деятельности в рамках Соглашений, - в части проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования поселения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Контрольно-счетной палаты МО "Муниципальный район "Заполярный район" от 30 декабря 2013 г. N 73-п "Об утверждении Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СФК 103"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г.
Текст приказа опубликован в издании "Официальный бюллетень Заполярного района" от 11 июня 2015 г. N 24(524)
Текст документа приводится не полностью