Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при секретаре Исаевой Д.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании с применении системы видеоконференц-связи административное дело N 3а-66/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бригантина плюс" о признании недействующими со дня принятия отдельных положений постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 23 декабря 2022 г. N 137 "О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 г. N 187 "О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Бригантина плюс" на решение Владимирского областного суда от 17 апреля 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Ф.Д, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства природопользования и экологии Владимирской области по доверенности К.А, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Вдовичева Ю.В, полагавшего решение суда подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 г. N 187 "О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области" утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области согласно приложению к настоящему постановлению.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 29 декабря 2020 г, начало его действия с даты официального опубликования.
Согласно таблице 5.2 "Целевые показатели, согласованные с органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (действующие объекты обработки ТКО)" Общество с ограниченной ответственностью "Бригантина плюс" (далее также - ООО "Бригантина плюс", Общество, административный истец) принимает 5, 66 % в год от массы твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТКО).
В таблице 7.5 "Действующие объекты обработки ТКО на территории Владимирской области" ООО "Бригантина плюс" значится как мусороперегрузочная станция с элементами сортировки по адресу "адрес" (кадастровый номер земельного участка N) с производственной мощностью 40 тыс. тонн.
В применяемой схеме потоков ТКО (п. 1.12.1 рис. 9.1, п. 1.12.2) указано, что ТКО, образуемые на территории "адрес", транспортируются на объект обработки - ООО "Бригантина плюс" (первое транспортное плечо). ТКО, прошедшие обработку, транспортируются на объект размещения отходов - "Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов" у д. Бабанино (второе плечо).
23 декабря 2022 года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее также - Департамент) принято постановление N 137 "О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 г. N 187 "О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области" (далее также - Постановление от 23 декабря 2022 г. N137), которым, в том числе, был исключен объект обработки твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), эксплуатируемый ООО "Бригантина плюс", из табл. 5.2 "Целевые показатели, согласованные с органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (объекты обработки ТКО)", табл. 7.5 "Действующие объекты обработки ТКО на территории Владимирской области", объект обработки ТКО, эксплуатируемый ООО "Бригантина плюс", исключен из применяемой схемы потоков ТКО.
Так, в п. 1.12.2 слова "ТКО, образуемые на территории Александровского района, транспортируются на объект обработки - ООО "Бригантина плюс" (первое транспортное плечо). ТКО, прошедшие обработку, транспортируются на объект размещения отходов - "Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов" у д. Бабанино (второе плечо" заменены словами "ТКО, образуемые на территории Александровского района, транспортируются на объект обработки и размещения отходов - "Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов" у д. Бабанино".
В соответствии с пунктом 3 названного постановления оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Постановление от 23 декабря 2022 г. N 137 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/ 27 декабря 2022 г. (номер опубликования 3301202212270009).
В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 17 октября 2022 г. N 165 административный ответчик Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области с 1 января 2023 г. переименован в Министерство природопользования и экологии Владимирской области.
ООО "Бригантина плюс" обратилось в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействующими со дня принятия отдельных положений Постановления от 23 декабря 2022 г. N 137, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Общество лицензировано на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на территории Владимирской области с 11 июля 2017 г, осуществляет деятельность по обработке ТКО с 2019 года.
По итогам корректировки территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области Общество исключено из перечня действующих объектов по обработке ТКО, что привело к приостановлению его деятельности, причинило значительные убытки.
По мнению административного истца, Постановление от 23 декабря 2022 г. N 137 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениям статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", пункту 30 части 1 статьи 12, части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 13 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пункта 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем".
Решением Владимирского областного суда от 17 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Бригантина плюс" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Бригантина плюс" просит судебный акт отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных административных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на тот факт, что исходя из правовых предписаний пунктов 5, 7, 10, 12, 19, 20, 30 - 34 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", а также буквального толкования пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, право административного ответчика корректировать схему не может быть произвольным.
Материалы дела не содержат доказательств, что деятельность предприятия ООО "Бригантина плюс" опасна для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия. Земельный участок, на котором расположена мусороперерабатывающая станция, имеет вид разрешенного использования "специальная деятельность". Таким образом оснований для исключения административного истца из территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области не имеется.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвовавшим в деле прокурором, представителями Министерства природопользования и экологии Владимирской области, ООО "Хартия" представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц ООО "Хартия", администрации Александровского района Владимирской области не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснение явившихся лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Суд первой инстанции, установив, что ООО "Бригантина плюс" является участником рынка обращения с ТКО, пришел к правильному выводу о наличии у него права на оспаривание соответствующей редакции постановления.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ).
Проанализировав положения статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ, статьи 5 Закона Владимирской области от 9 октября 2007 г. N 130-ОЗ "Об отходах производства и потребления во Владимирской области", пунктов 1.1, 2.1, 3.3.4.13 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 1 февраля 2006 г. N 63, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии оспариваемого постановления уполномоченным органом в установленном порядке с соблюдением требований к порядку принятия, введения в действие и опубликования. По этим основаниям решение не обжалуется.
Оценивая соблюдение административным ответчиком установленной законом процедуры корректировки территориальной схемы, суд обоснованно исходит из того, что нарушений процедуры проведения общественного обсуждения оспариваемого акта не допущено.
Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. N 1130 (далее по тексту Правила N 1130).
С целью внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами Департаментом разработан проект постановления о внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 г. N 187 "О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области".
Распоряжением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 27 октября 2022 г. N 271 утвержден срок проведения общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы с 28 октября 2022 г. по 29 ноября 2022 г, что соответствует сроку общественного обсуждения, установленному в части 2 пункта 21 Правил N 1130.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 1130 на официальном сайте Департамента (mpp.avo.ru) в разделе сайта "Новости" размещено уведомление о проведении общественного обсуждения проекта постановления со сроком общественного обсуждения с 28 октября 2022 г. по 29 ноября 2022 г. (включительно). Проект указанного постановления также размещен на официальном сайте Департамента в разделе сайта "Территориальная схема обращения с отходами".
28 октября 2022 г. Департаментом направлены уведомления о проведении общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 20 Правил N 1130, а именно: в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, публично-правовую компанию "Российский экологический оператор", Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Управление федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям.
В ходе общественного обсуждения поступили замечания, в том числе касающиеся деятельности ООО "Бригантина плюс", в которых ООО "Хартия", являющееся региональным оператором по обращению с ТКО, указало на нарушения законодательства, допускаемые ООО "Бригантина плюс" в ходе осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Из протокола совещания под председательством временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора области по вопросу функционирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами во Владимирской области от 16 ноября 2022 г. следует, что по итогам повестки дня даны поручения об исключении из проекта корректировки территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области действующей мусороперегрузочной станции с элементами сортировки, эксплуатируемой ООО "Бригантина плюс" (земельный участок с кадастровым номером N), до предоставления в адрес уполномоченного органа исполнительной власти документов, подтверждающих законность осуществления деятельности в части соответствия действующим Правилам землепользования и застройки, а также наличия кода вида разрешенного использования земельного участка 12.2 "специальная деятельность" в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Во исполнение указанного поручения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области запрошена информация о соответствии деятельности мусороперегрузочной станции с элементами сортировки ООО "Бригантина плюс" действующим Генеральному плану и Правилами землепользования и застройки.
Из ответа главы муниципального образования Александровский район от 22 ноября 2022 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером N в соответствии с Генеральным планом Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области, утвержденным решением Совета народных депутатов Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 26 июня 2014 г. N 35, относится к категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Согласно Правилам землепользования и застройки Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области, утвержденных решением Совета народных депутатов Александровского района от 7 мая 2018 г. N 245, участок расположен в территориальной зоне: "С1 - зона сельскохозяйственных угодий (пашни, луга, пастбища, сенокосы)".
По результатам общественного обсуждения Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области принято заключение от 25 ноября 2022 г, в котором указано на необходимость проведения повторного обсуждения, поскольку принятые замечания и предложения по проекту корректировки территориальной схемы обращения с отходами вносят изменения в следующие данные:
- о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- об объемах соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- в схему потоков отходов.
Согласно приложению к заключению замечания ООО "Хартия" приняты, объект, эксплуатируемый ООО "Бригантина плюс", подлежит исключению из территориальной схемы по основаниям несоответствия вида разрешенного использования земельного участка Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области.
Распоряжением Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 6 декабря 2022 г. N 299 утвержден срок проведения повторного общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы с 7 декабря 2022 г. по 22 декабря 2022 г.
Проект территориальной схемы и уведомление о проведении повторного общественного обсуждения размещены 7 декабря 2022 г. на официальном сайте Департамента природопользования (mpp.avo.ru) со сроком общественного обсуждения с 7 декабря 2022 г. по 22 декабря 2022 г.
8 декабря 2022 г. Департаментом направлены уведомления о проведении повторного общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 20 Правил N 1130.
По итогам повторного общественного обсуждения административным ответчиком подготовлено заключение от 20 декабря 2022 г. N, содержащее информацию об учете замечаний.
Доводы представителя ООО "Бригантина плюс" о том, что административным ответчиком не были приняты замечания Общества, поступившие в Департамент природопользования и охраны окружающей среды 6 декабря 2022 г. являлись предметом проверки суда первой инстанции и приведенные выводы не опровергают.
Проверяя соответствие оспариваемой редакции постановления требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из того, что внесенные изменения в территориальную схему в части исключения ООО "Бригантина плюс" не противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Закона N 89-ФЗ основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия, а также научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является нормативным документом, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, являющаяся документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Так, целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Одним из приоритетных направлений решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности является развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов, путем создания удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки.
Согласно Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р, к основным целям отнесено формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающей максимальное вовлечение отходов в производство и планомерную минимизацию количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, с применением мирового принципа 3R (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается принятие актов, которые приводят или могут привести к созданию дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ).
Пункт 8 статьи 4 названного Закона определяет дискриминационные условия как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Исходя из приведенных выше положений закона, территориальная схема обращения с отходами, являясь базовым нормативным документом, предусматривающим стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, должна базироваться на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов общества, а также обеспечении равных условий доступа на товарный рынок и недопущении ограничения конкуренции.
Как следует из материалов дела, ООО "Бригантина плюс" эксплуатирует мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки по адресу: "адрес" (кадастровый номер земельного участка N) с производственной мощностью 40 тыс. тонн (таблица 7.5 "Действующие объекты обработки ТКО на территории Владимирской области").
Согласно таблице 5.2 "Целевые показатели, согласованные с органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (действующие объекты обработки ТКО)" станция принимает 5, 66 % в год от массы твердых коммунальных отходов (далее по тексту ТКО).
В применяемой схеме потоков ТКО (п. 1.12.1 рис. 9.1, п. 1.12.2) указано, что ТКО, образуемые на территории Александровского района, транспортируются на объект обработки - ООО "Бригантина плюс" (первое транспортное плечо). ТКО, прошедшие обработку, транспортируются на объект размещения отходов - "Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов" у д. Бабанино (второе плечо).
Управлением Росприроднадзора по Владимирской области на основании приказа от 11 июля 2017 г. N 709-П ООО "Бригантина плюс" выдана лицензия N на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, отходов I-IV классов опасности на территории Владимирской области. Лицензия является действующей, что подтверждает соответствие ООО "Бригантина плюс" требованиям, предъявляемым к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Основанием для исключения объекта, эксплуатируемого ООО "Бригантина плюс", послужили выявленные в ходе общественных обсуждений нарушения земельного законодательства: несоответствие вида разрешенного использования земельного участка под спорным объектом Генеральному плану Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области, утвержденному решением Совета народных депутатов Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 26 июня 2014 г. N 35, в соответствии с которым последний относится к категории земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и Правилам землепользования и застройки Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области, утвержденным решением Совета народных депутатов Александровского района от 7 мая 2018 г. N 245, согласно которым участок расположен в территориальной зоне: "С1 - зона сельскохозяйственных угодий (пашни, луга, пастбища, сенокосы)".
Проверяя доводы административного истца об отсутствии правовых оснований для исключения общества из территориальной схемы, суд первой инстанции, исходя из наличия изменений условий реализации территориальной схемы в связи с прекращением деятельности мусороперегрузочной станции в г. Покров, нарушений положений пункта 30 Правил 1130 не установил.
Между тем, указанный вывод основан на неверном понимании норм материального права.
Согласно пункту 30 Правил 1133, основаниями для корректировки территориальной схемы являются:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами;
е) изменение сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
Вывод из эксплуатации мусороперегрузочной станции в г. Покров является основанием для корректировки Схемы с учетом подпунктов "а", "г" пункта 30 Правил 1133, однако, не свидетельствует о правомерности исключения ООО "Бригантина плюс" из территориальной схемы, в отношения которого условия реализации территориальной схемы не изменялись.
Доказательства отсутствия у Общества права осуществлять перегрузку мусора и его сортировку материалы не содержат.
При этом, согласно договору от 1 августа 2023 года региональный оператор ООО "Хартия" и ООО "Бригантина плюс" ООО "Бригантина плюс" по заданию оператора оказывает последнему услуги по перегрузке ТКО из мусоровывозящей техники и перемещению ТКО в мультилифты по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
В нарушение требований части 2 статьи 62 КАС РФ административным ответчиком доказательств, подтверждающих невозможность приведения объекта ООО "Бригантина плюс" в соответствие с действующим законодательством и, соответственно, необходимость завершения его эксплуатации не предтавлено.
Напротив, 8 февраля 2023 г. по инициативе органа местного самоуправления Правила землепользования и застройки Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области приведены в соответствие с Генеральным планом Следневского сельского поселения Александровского района Владимирской области (решение Совета народных депутатов муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области N 258), для спорной территории установлена территориальная зона СН-2 (зона специального назначения), что позволило ООО "Бригантина плюс" изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка на "специальная деятельность".
Довод административного ответчика о превышении ООО "Бригантина плюс" производственной мощности по отношению к расчетной санитарно-защитной зоне не может являться основанием для исключения объекта из территориальной схемы.
Управлением Роспотребнадзора Владимирской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N от 21 ноября 2016 г. по проекту обоснования расчетного размере санитарно-защитной зоны для проектируемой мусороперегрузочной станции с элементами сортировки ООО "Бригантина плюс" от границ территории предприятия - 200 м. С учетом увеличения мощности станции ориентировочная санитарно-защитная зона подлежит увеличению до 1000 м, что послужило основанием для вынесения Обществу предостережения с предложением разработать соответствующий проект для объекта I класса.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности лицензируется (статья 5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290, регламентированы лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами.
Согласно части 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), в том числе государственного лицензионного контроля (надзора) лицензирующими органами.
При этом Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области согласно Положению, утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области от 1 февраля 2006 г. N 63, не является органом, уполномоченным оценивать соответствие места обработки твердых коммунальных отходов требованиям законодательства об охране окружающей среды и нормативным правовым актам, регулирующим деятельность в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что положения территориальной схемы в той мере, в которой из нее исключен объект обработки ТКО, эксплуатируемый ООО "Бригантина плюс", противоречат основополагающему принципу развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создают дискриминационные условия, необоснованно ограничивая доступ организации, имеющей соответствующую лицензию, к деятельности в области обращения с отходами, что не соответствует положениям Закона N 89-ФЗ и Закона N 135-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.
В этой связи Территориальная схема в оспариваемой части подлежит признанию не действующей с даты принятия настоящего определения (пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ).
Таким образом, вывод суда первой инстанции в данной части основан на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 2 статьи 309 и пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ является основанием для отмены судебного акта и принятия нового решения об удовлетворении административного искового заявления ООО "Бригантина плюс".
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бригантина плюс" - удовлетворить.
Решение Владимирского областного суда от 17 апреля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Бригантина плюс" - удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения Территориальную схему обращения с отходами на территории Владимирской области, утвержденную постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 23 декабря 2022 г. N 137 "О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 г. N 187 "О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области", в той мере, в которой из нее исключен объект обработки ТКО, эксплуатируемый ООО "Бригантина плюс", из табл. 5.2 "Целевые показатели, согласованные с органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (объекты обработки ТКО)", табл. 7.5 "Действующие объекты обработки ТКО на территории Владимирской области", а также из применяемой схемы потоков ТКО (п. 1.12.1 рис. 9.1, п. 1.12.2).
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.