Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Лобовой Л.В.
при помощнике судьи Макушненко В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Черненко Ф.Г. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 06 марта 2023 года (номер дела в суде первой инстанции N02-526/2023), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Черненко Ф.Г. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Московской области" о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную денежную компенсацию - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Черненко Ф.Г. обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Московской области", в котором просила признать незаконным отказа Военного комиссариата Московской области в назначении как супруге умершего полковника Черненко Сергея Ивановича, суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот", и обязать ответчика устранить допущенные нарушения законодательства РФ, назначить и выплатить указанную ежемесячную денежную компенсацию с даты её обращения и пожизненно.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 28.07.2013 в период прохождения военной службы в результате вторичной кардиомиопатии скончался её супруг полковник Черненко С.И, заместитель начальника отдела - начальника группы организационно-штатного отдела штаба Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (в/ч 70855), который с 29.07.2013 был исключен из списков личного состава Вооруженных Сил РФ. Указанную ежемесячную денежную компенсацию истец не получала, документы на её выплату компетентными органами не оформлялись. На момент обращения с заявлением она достигла 50-летнего возраста, в ином зарегистрированном браке не состоит, являлась единственным выгодоприобретателем упомянутой компенсации, поскольку родители её супруга скончались, а рожденные в браке дети достигли совершеннолетнего возраста. 24.06.2022 от военных комиссариатов городов Балашиха и Реутов Московской области и 01.08.2022 от ответчика получила отказ в назначении и выплате данной денежной компенсации по формальному предлогу. Истец полагает, что ответчик допустил нарушения действующего законодательства РФ, превысил свои полномочия, чем причинил материальный ущерб её интересам.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Астанин А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Хмарук О.С. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Черненко Ф.Г.
В заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно послужному списку Черненко С.И, личный номер Р-514132, ххх года рождения, проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ с 05.08.1980 по 28.07.2013.
ххххх. умер.
В соответствии с выпиской из приказа N 35 от 02.08.2013 начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации покойный Черненко С.И. был исключен с 29.07.2013 из списков личного состава Вооруженных сил РФ в связи со смертью от вторичной ххххх; при этом указано, что смерть наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы.
Приказом N 88 от 05.08.2013 Черненко С.И. был также исключен из списков личного состава Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации в связи со смертью, которая не была связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии N 2/5/126 от 05.09.2013 заболевание полковника Черненко С.И. - "ххххххх", приведшее к смерти хххххх, получено в период военной службы.
Письмом N ПСО/3971 от 24.06.2022 Военный комиссариат городов Балашиха и Реутов Московской области сообщил, что согласно выписке из приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации N 35 от 02.08.2013 смерть Черненко С.И. наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы, а потому не имелось оснований для назначения и выплаты истцу заявленной ежемесячной компенсации.
Из ответа N ЦСО-3804 от 01.08.2022 Военного комиссариата Московской области на заявление Черненко Ф.Г. следует, что в представленных документах и в материалах пенсионного (личного) дела нет сведений, подтверждающих факт гибели (смерти) Черненко С.И. при исполнении обязанностей военной службы, при этом установлено, что он умер от вторичной ххххххх смерть наступила в период прохождения военной службы, не связана с исполнением обязанностей военной службы, в связи с чем оснований для оформления документов о выплате единовременного пособия, определенного частью 8 статьи 3 Закона N 306-ФЗ не имелось.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Черненко Ф.Г. по приведенным доводам ссылалась на несогласие с отказом в назначении ежемесячной денежной компенсации в связи с смертью её супруга в период прохождения военной службы.
Как следует из положений ч. 9 - 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются также родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Из содержания части 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" следует, что гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи ежемесячных платежей в двух имеющих самостоятельное значение случаях: если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы, либо вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы.
Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности.
В п. 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы. К ним отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исходя из положений ч. ч. 8 и 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.20212 N 142 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (далее - Правила).
Ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи военнослужащего погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы либо умершего вследствие военной травмы (пп. "б" п. 2 Правил).
В соответствии с пп. "б" п. 4 Правил члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", подают в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также копию документа, удостоверяющего личность, копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, и другие документы, перечисленные в пп. "б" п. 4 Правил.
Из приведенных положений Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации следует, что доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, является копия документа, подтверждающего такую гибель (смерть), а копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
Возражая против заявленных требований, представитель ответчика указывала, что смерть военнослужащего Черненко С.И. наступила в период военной службы, но не связана с исполнением обязанностей военной службы, что подтверждается заключением военно-врачебной комиссии Главного центра Военно-врачебной экспертизы Минобороны России.
Вместе с тем истец, сообщая об обстоятельствах смерти Черненко С.И, указывала, что покойный скончался утром во время убытия на службу.
Установив указанные обстоятельства, оценивая представленные доказательства в совокупности, руководствуясь выше приведенными нормами материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку факт смерти военнослужащего в момент исполнения им своих должностных обязанностей, равно как и в момент следования к месту военной службы или обратно, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства; при этом установлено, что Черненко С.И. умер дома.
Учитывая, что заявленная Черненко Ф.Г. ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, при этом, законом определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы, а представленным заключением военно-врачебной комиссии Главного центра Военно-врачебной экспертизы Минобороны России, выпиской из приказа Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации подтверждено, что смерть Черненко С.И. наступила в период прохождения им военной службы, но не связана с исполнением обязанностей военной службы, выводы суда об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа Военного комиссариата Московской области в назначении ежемесячной денежной компенсации и обязании ответчика назначить и выплатить указанную ежемесячную денежную компенсацию судебная коллегия находит правильными.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с выводами суда повторяют позицию истца в суде первой инстанции по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда и не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинско го районного суда города Москвы от 06 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черненко Ф. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.