Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Акульшиной Т.В., судей Куприенко С.Г., Левшенковой В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сосновой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Новосибирского транспортной прокуратуры на решение Басманного районного суда адрес от 19 октября 2022 года в редакции определения об исправлении описки от 16 января 2023 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Новосибирского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия ОАО "РЖД" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Инская подразделением транспортной безопасности; об обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Инская подразделение (подразделения) транспортной безопасности; об обязании утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями:
- признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Инская подразделением транспортной безопасности;
- обязать ОАО "РЖД" образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Инская подразделение (подразделения) транспортной безопасности;
- обязать утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора.
Представитель истца фио в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Бран С.Н. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционного представления просит Новосибирский транспортный прокурор, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В заседании судебной коллегии представитель истца - фио доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель ответчика - Бран С.Н. против удовлетворения апелляционного представления возражал.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Новосибирской транспортной прокуратурой в апреле 2022 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности Западно-Сибирской дирекции пассажирских обустройств филиала ОАО "РЖД" объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала "Инская".
По результатам проверки Новосибирской транспортной прокуратурой 01.05.2022 вынесено представление N 23/14-03-2022 "Об устранении законодательства в области обеспечения транспортной безопасности".
В ходе анализа состояния законности в указанной сфере Новосибирской транспортной прокуратурой установлено, что 21.07.2021 в реестр категорированных объектов раздела N 1 включен железнодорожный вокзал Инская (реестровый номер - ЖВК530319, третья категория), в связи с чем 20.12.2021 ответчиком проведена дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Данные сведения имеются в общем доступе сети "Интернета" в открытых данных сайта - "rlw.gov/ru" Росжелдора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования).
В соответствии с п.4 Требований - настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В силу п.п. "е" п.5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) план обеспечения транспортной безопасности объекта в течение 3 (трех) месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
На момент проверки Новосибирской транспортной прокуратурой план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Инская не был утвержден Ролсжелдором.
По мнению Новосибирского транспортного прокурора, подразделение транспортной безопасности привлекается на объект транспортной инфраструктуры вне зависимости утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности. Неисполнение требований федерального законодательства в обеспечении транспортной безопасности может привести к акту незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу не только граждан, пользующихся услугами субъектов транспортной инфраструктуры, но и обществу, государству в целом.
Приходя к выводу об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 02.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1633 от 08.10.2020 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Согласно п.п. "в" п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с заключением N 2022/СТУ/1573 Сибирским территориальным управлением Росжелдора 22.07.2022 утвержден план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Инская.
В соответствии с пунктом 4.2 плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Инская, срок привлечения подразделения транспортной безопасности составляет не менее 4 (четырех) месяцев с даты утверждения настоящего плана.
Указанное обязательство содержится в п.п. "и" п.5 Требований, согласно которого субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и приложить к плану обеспечения транспортной безопасности объекта копию положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копию договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения транспортной безопасности объекта в срок до 4 (четырех) месяцев (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц)", с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта.
Анализируя вышесказанное, суд пришел к выводу, что ни на момент вынесения истцом представления N 23/14-03-2022 "Об устранении законодательства в области обеспечения транспортной безопасности" от 01.05.2022, ни на момент подачи иска в суд, в том числе и в настоящее время нормативный срок исполнения соответствующих обязанностей ОАО адрес в части привлечения подразделений транспортной безопасности на железнодорожной вокзал Инская не истек, в связи с чем нельзя признать незаконным бездействие ответчика по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Инская подразделением транспортной безопасности.
При этом, как указал суд, правильность и обоснованность сведений, содержащихся в документах, представленных ОАО "РЖД", истцом не оспорена.
Судебная коллегия с выводами суда согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно основам гражданского процесса, деятельность суда должна заключаться в даче правовой оценки заявленным требованиям лица, обратившегося за судебной защитой, и в создании необходимых условий для объективного и полного рассмотрения дела.
Требованиям закона обжалуемое решение не отвечает, поскольку постановлено с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемым и в соответствии с ними и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона, на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Согласно п.п. "в" п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя:
работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ);
специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Материалами дела установлено и не опровергнуто ответчиком, что в нарушение вышеуказанных требований закона Западно-Сибирской дирекцией пассажирских обустройств, как субъектом транспортной инфраструктуры, подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожного вокзала Инская не сформированы и не привлечены.
В силу п.п. "и" п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении ОТИ утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности. В установленный перечень организационно-распорядительных документов также включены положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности.
Принимая во внимание, что спорный объект внесен в реестр категорированных объектов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы истца заслуживают внимание, однако, не были проверены с достаточной полнотой судом первой инстанции.
Отказывая в иске, суд исходил лишь из того обстоятельства, что в соответствии с заключением N 2022/СТУ/1573 Сибирским территориальным управлением Росжелдора 22.07.2022 утвержден план обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Инская, и срок его реализации не истек.
Между тем, из анализа приведенных норм материального права и подлежащих применению к рассматриваемому спору, следует, что обязанность по обеспечению объекта транспортной инфраструктуры охраной выделена из общего круга обязанностей по реализации плана, каждое из мероприятий по выполнению требований транспортной безопасности является состоятельным, выполнение требования, предусмотренного в пп. "в, и" п. 5, не ставится в зависимость от выполнения иных мероприятий и его выполнение является обязательным для всех субъектов транспортной инфраструктуры до утверждения плана транспортной безопасности. Иное толкование закона позволило бы субъектам транспортной инфраструктуры сколь угодно долгое время оставлять объекты транспортной инфраструктуры без специализированной охраны, ссылаясь на отсутствие утвержденных планов транспортной безопасности.
Кроме того, судебная коллегия отмечает и то обстоятельство, что утверждение плана обеспечения транспортной безопасности, на который сослался суд, также имело место только после выявленной проверкой нарушений.
Доводы стороны ответчика о том, что в настоящее время в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожного вокзала Инская установлено 27 камер видеонаблюдения, определена численность работников транспортной безопасности, а подразделение транспортной безопасности будет привлечено для защиты ОТИ железнодорожного вокзала Инская в 2024 году, не могут служить основанием к отклонению доводов апелляционного представления, поскольку выполнение предусмотренных законом мероприятий должно носить конкретный как по объему, так и по времени характер.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ имеются основания к отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права и при неправильном определении юридически значимых по делу обстоятельства, а требования истца - удовлетворению с установлением срока исполнения решения - 01 июля 2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 19 октября 2022 года в редакции определения об исправлении описки от 16 января 2023 года - отменить.
Признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты ОТИ - железнодорожного вокзала Инская подразделением транспортной безопасности.
Обязать ОАО "РЖД" образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Инская подразделение (подразделения) транспортной безопасности.
Обязать утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора.
Обязать ОАО "РЖД" устранить выявленные нарушения не позднее 01 июля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.