Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Лобовой Л.В.
при помощнике судьи Шатовой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Шалотоновой В.К. на решение Таганского районного суда г. Москвы от 31 октября 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-3090/2022), которым постановлено:
Иск УСЗН ЦАО г.Москвы к Шалотоновой В.К. о взыскании переполученной региональной социальной доплаты к пенсии - удовлетворить.
Взыскать с Шалотоновой В. К.(паспорт серия ххххх, выдан ОУМФС России по г.Москве по району Таганский 08.12.2016 года) в доход бюджета г.Москвы переполученную региональную социальную доплату к пенсии в размере 212 088, 96 руб, а также государственную пошлину в размере 5 320, 89 руб.
Установила:
УСЗН ЦАО города Москвы обратилось в суд с иском к Шалотоновой В.К. о взыскании переполученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2018 года по 31.12.2020 года в сумме 212 088, 96 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Шалотонова В.К. является получателем пенсии по старости с 11.06.2007, региональной социальной доплаты к пенсии с 11.06.2007. Назначение доплаты произведено на основании личного заявления на счёт, открытый в филиале ПАО "Сбербанк России". 17.08.2007 года ответчик представила в УСЗН района Таганский трудовую книжку с внесенной записью об увольнении 17.05.2000 года. На основании представленных документов ей назначена и выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата с 01.01.2010 года - региональная социальная доплата к пенсии в соответствии с Порядком "Назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии" утвержденного Постановлением Правительства от 17.11.2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии". Ответчик при обращении УСЗН района Таганский 17.08.2007, подписала заявление-обязательство о необходимости сообщить о поступлении на работу в течение 10-ти дней. Однако устроившись с 22.01.2015 председателем в СПК "Протон", в отдел, выплачивающий социальную доплату, таких сведений не сообщила. Сведения о трудоустройстве поступили в отдел 28.12.2020 года из ГУ-ОПФР. При этом городская доплата ей выплачена до 01.01.2021 года.
Представитель истца по доверенности Епифанова И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Любименко Р.В. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, заявил о применении последствий пропуска исковой давности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик Шалотонова В.К.
Истец, ответчик Шалотонова В.К. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика по доверенности Любименко Р.В, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела имеются.
Из материалов дела следует, что Шалотонова В.К. является получателем пенсии по старости с 11.06.2007, региональной социальной доплаты к пенсии с 11.06.2007. Назначение доплаты произведено, на основании личного заявления на счёт, открытый в филиале ПАО "Сбербанк России".
17.08.2007 года заявитель представила в УСЗН района Таганский трудовую книжку с внесенной записью об увольнении 17.05.2000 года. На основании представленных документов ей назначена и выплачивалась ежемесячная компенсационная выплата с 01.01.2010 года - региональная социальная доплата к пенсии в соответствии с Порядком "Назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии" утвержденного Постановлением Правительства от 17.11.2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии".
Ответчик при обращении УСЗН района Таганский 17.08.2007, подписала заявление-обязательство сообщить о поступлении на работу в течение 10-ти дней. Однако устроившись с 22.01.2015 председателем в СПК "Протон", в отдел выплачивающий социальную доплату, таких сведений не сообщила. Сведения о трудоустройстве поступили в отдел 28.12.2020 года из ГУ-ОПФР. При этом городская доплата ей выплачена до 01.01.2021 года.
Правом на городскую доплату к пенсии, пользуются неработающие граждане, зарегистрированные по месту жительства в городе Москве, у которых размер пенсии не достигает величины городского социального стандарта, который с 01.01.2011 года составлял 11 000 руб, 01.01.2012 года - 12 000 руб, с 01.03.2016 - 14 500 руб, с 01.01.2018 - 17 500 руб, с 01.09.2019 - 19 500 руб, с 01.01.2021 - 20 222 руб, с 01.01.2022 по настоящее время 21 193 руб.
В результате невыполнения ответчиком взятых на себя обязательств причинен ущерб бюджету города Москвы в размере 212 088, 96 руб.
Из доводов иска следует, что удержать переполученную сумму городской доплаты не представляется возможным, так как в настоящее время право на региональную социальную доплату утрачено в связи с трудоустройством.
09.02.2021 УСЗН принято решение N6/8 об образовавшейся переплате и необходимости решения вопроса о возмещении переполученных средств городского бюджета в добровольном порядке. Решение отдела и протокол заседания экспертной комиссии направлены ответчику по адресу регистрации. Ответчик в отдел не обратилась, незаконно полученные средства городского бюджета не возместила.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В пункте 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата назначается в заявительном порядке на основании подаваемого в соответствии с настоящим Порядком заявления о назначении региональной социальной доплаты.
Подача заявлений о назначении региональной социальной доплаты и их рассмотрение осуществляются в соответствии с Правилами обращения за региональной социальной доплатой к пенсии до городского социального стандарта и порядком рассмотрения заявлений о назначении региональной социальной доплаты к пенсии до городского социального стандарта (приложение к настоящему Порядку).
На дату назначения ответчику спорной выплаты указанный пункт действовал в следующей редакции: региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в редакции на дату предъявления иска).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке: на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты; пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы); на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии. При этом Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Статьей 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно материалам дела, Шалотоновой В.К. на основании ее заявления от 17.08.2007 года была назначена региональная социальная доплата (РСД) как неработающему пенсионеру, ему были разъяснены условия назначения и прекращения ежемесячной региональной социальной доплаты. Также ответчиком подписана памятка о необходимости сообщить управлению социальной защиты населения города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты РСД. Копия указанного заявления Шалотоновой В.К. приложена УСЗН ЦАО г. Москвы к исковому заявлению.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд, руководствуясь указанными нормами права, пришел к выводу об удовлетворении требований УСЗН ЦАО г. Москвы о взыскании излишне полученной суммы региональной социальной доплаты к пенсии с Шалотоновой В.К, при этом верно исходил из того, что при рассмотрении дела было установлено безосновательное получение ответчиком сумм региональной социальной доплаты, так как она осуществляла трудовую деятельность.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что настоящий иск предъявлен в пределах срока исковой давности, находит в данной части решение суда подлежащим изменению.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Исходя из изложенного, с учетом вышеприведенных положений законодательства, учитывая, что требования заявлены за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, а иск направлен 22.08.2022 года, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованиям за период с 01.01.2018 по июль 2020 года включительно пропущен. Соответственно, взысканию подлежит переплата за пять месяцев, что составит 29 456, 80 руб. (5мес.х5891, 36руб.=29456, 80).
Доводы истца о том, что срок подлежит исчислению с 09.02.2021 - с даты принятия решения о возмещении образовавшейся переплаты, являются необоснованными.
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в редакции на дату возникших правоотношений).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Таким образом, Управление социальной защиты населения имеет полномочия по запросу в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений.
Каких-либо сведений о невозможности запроса в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях (в частности, в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области) данных, позволяющих проверить достоверность имеющихся у органа социальной защиты населения сведений, касающихся пенсионеров, а при поступлении сведений о возможной утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты (например, о трудоустройстве пенсионера) - приостановить ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании переплаты региональной социальной доплаты подлежат удовлетворению в пределах срока исковой давности, о последствиях пропуска которого, было заявлено стороной ответчика в ходе рассмотрения дела.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу об изменении решения суда в части размера подлежащей взысканию суммы, подлежит изменению размер государственной пошлины, взыскиваемый с ответчика, и которой пропорционально удовлетворенным требованиям составит 1 083 руб. 70 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Таганского районного суда г. Москвы от 31 октября 2022 года изменить.
Взыскать с Шалотоновой В. К. (паспорт серия хххх, выдан ОУМФС России по г.Москве по району Таганский 08.12.2016 года) в доход бюджета г.Москвы переполученную региональную социальную доплату к пенсии в размере 29 456 руб. 80 коп, а также государственную пошлину в размере 1 083 руб. 70 коп.
В остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.