Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Матлахова А.С., судей Козиной Т.Ю., Андроник А.В., при помощнике судьи Федорченко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козиной Т.Ю. дело по апелляционной жалобе истца Костиной Ольги Владимировны на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 1 июня 2022 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Костиной Ольги Владимировны к Департаменту городского имущества города Москвы о включении имущества в состав наследственного имущества, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛА:
Костина О.В. обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы о включении в состав наследственного имущества фио, умершего.., квартиры, расположенной по адресу: адрес, признании права собственности в порядке наследования по завещанию.
Суд первой инстанции постановилвышеназванное решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в отсутствие представителя ответчика ДГИ г. Москвы, представителя третьего лица Управления Росреестра по Москве, третьего лица нотариуса г. Москвы Алешиной З.А, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца и ее представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную двухкомнатную квартиру общей площадью 42, 8 кв.м, жилой площадью 28, 8 кв.м, расположенную по адресу: адрес и находится в собственности города Москвы.
12.05.2008 между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и фио заключен договор социального найма жилого помещения N.., в соответствии с которым фио передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение для проживания в нем, находящееся в собственности города Москвы, расположенное по адресу: адрес, состоящее из 2х комнат в отдельной квартире, общей площадью 42, 8 кв.м, жилой площадью 28, 8 кв. м. По указанному адресу по месту жительства постоянно был зарегистрирован фио
04.07.2020 фио составлена и подписана доверенность, удостоверенная нотариусом адрес фио, в соответствии с которой уполномочил Костину О.В. быть его представителем, в том числе по вопросу приватизации в индивидуальную собственность квартиры по адресу: адрес, с правом заключения, подписания и получения договора социального найма, с правом подписания дубликата договора социального найма.
Согласно письму ГБУ города Москвы МФЦ города Москвы N МФЦ81-1-7-383/20 от 21.07.2020, в результате проведенной проверки установлено, что 04.07.2020 было обращение Костиной О.В. в МФЦ района Котловка для получения государственной услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы". В связи с тем, что 04.07.2020 был предоставлен неполный пакет документов на запрашиваемую услугу, сотрудником была предоставлена устная консультация по перечню документов, необходимых для подачи заявления.
... фио умер.
22.09.2020 Костина О.В. обратилась к нотариусу города Москвы Алешиной З.А. с заявлением о принятии наследства по завещанию после смерти отца фио
Как следует из копии материалов наследственного дела N 65/2020 к имуществу фио, умершего.., нотариусом города Москвы Алешиной З.А. 05.02.2021 Костиной О.В. были выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию на наследственное имущество фио, состоящего из земельного участка и денежных средств, находящихся на счетах в ПАО Сбербанк России.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 7, 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизии), статьями 218, 1112 ГК РФ, принимая во внимание разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", при разрешении настоящего спора исходил из того, что при жизни наследодателя им, либо его представителем в уполномоченный орган с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения в порядке приватизации с приложением предусмотренных законом документов для оформления договора приватизации квартиры не предоставлялось; уполномоченный орган г. Москвы на заключение договоров передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации не отказывал Костиной О.В. в приеме документов по предоставлению услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы", поскольку документы не были поданы в связи с неполным комплектом.
Между тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Согласно статье 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со статьями 1154, 1113 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно статье 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статьям 2, 7 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона о приватизации).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Другие способы выражения наследодателем воли на приватизацию жилого помещения (выдача доверенностей на приватизацию, получение части документов для приватизации, устные заявления в разговорах с родственниками и знакомыми о необходимости и желании приватизировать жилое помещение и т.п.) без его обращения при жизни с соответствующим заявлением и необходимыми документами в уполномоченный орган правового значения не имеют и основанием для включения в наследственную массу после смерти наследодателя занимаемого им по договору социального найма жилого помещения являться не могут.
Обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего дела, является установление факта подачи наследодателем фио в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения вместе с необходимыми документами, а также того, что данное заявление не было им отозвано.
Судом первой инстанции установлено, что при жизни фио выдал доверенность своей дочери Костиной О.В. для подачи заявления о приватизации спорного жилого помещения. Костина О.В, действуя в качестве представителя фио, 04.07.2020 до смерти фио обратилась в установленном порядке в МФЦ района Котловка для получения государственной услуги "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы", однако, как пояснила Костина О.В, заявление у нее принято не было со ссылкой на предоставление неполного пакета документов, сотрудником предоставлена устная консультация по перечню документов, необходимых для подачи заявления.
Из письма ГБУ города Москвы МФЦ города Москвы N N от 21.07.2020 не усматривается, какие именно документы не были представлены Костиной О.В. при обращении в МФЦ с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, что не позволяет сделать вывод об обоснованности устного отказа в принятии заявления.
Из пояснений Костиной О.В. следует, что при обращении в МФЦ 04.07.2020 у нее, помимо представленных документов, был затребован подлинник паспорта наследодателя и договор социального найма жилого помещения.
В соответствии с пунктом 11.2 перечня государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы") приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы отнесена к государственным услугам, предоставляемым в МФЦ на территории города Москвы.
Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы" утвержден постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП (далее - Регламент), устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического лица либо его представителя (здесь и далее приводится в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о приватизации).
В соответствии с пунктом 2.3.1 Регламента полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы (далее - Департамент); прием запросов (заявлений) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также направление (выдача) результата предоставления государственной услуги заявителю осуществляется в зависимости от способа подачи документов: при личном обращении заявителя-Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы).
Интересы заявителей, указанных в пункте 2.4.1 настоящего Регламента, иных собственников приватизированного жилого помещения, лиц, не являющихся собственниками приватизированного жилого помещения, но обладающих самостоятельным правом пользования им на дату подачи запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (далее - лица, обладающие самостоятельным правом пользования приватизированным жилым помещением), могут представлять законные представители или лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке (далее также - представитель заявителя) (пункт 2.4.2).
Перечень документов, представляемых заявителем, установлен пунктом 2.5.1.1. Регламента, в частности, в соответствии с пунктом 2.5.1.1.8. должен предоставляться договор социального найма на приватизируемое жилое помещение - экземпляр заявителя (за исключением случаев утери договора социального найма).
Из содержания указанной нормы следует, что в случае утери договора социального найма, его не предоставление не является основанием для отказа в принятии заявления либо для не предоставления государственной услуги.
В соответствии с пунктом 2.5.1.1.2 Регламента подлежит предоставлению основной документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации), а согласно пункту 2.5.1.1.4 - основной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма, достигших 14-летнего возраста (паспорт гражданина Российской Федерации).
По смыслу пунктов 2.5.1.1.2, 2.5.1.1.4. Регламента, в случае, когда имеет место обращение с заявлением на предоставление государственной услуги не лично заявителем, а его представителем, им предоставляется основной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, поскольку лично заявитель не присутствует при подаче заявления, что исключает возможность личного предоставления заявителем оригинала своего паспорта.
В соответствии с пунктами 2.8.1, 2.8.1.3. Регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, является представление заявителем неполного пакета документов.
Между тем, такой отказ должен оформляться письменным решением по установленной форме (пункт 2.8.4 Регламента). Письменное решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по требованию заявителя подписывается и выдается заявителю с указанием причин отказа путем личного вручения работником МФЦ в день получения от заявителя запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункты 2.8.5, 2.8.5.1).
При этом решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, принимается после получения ответственным должностным лицом Департамента необходимых для предоставления государственной услуги документов (сведений) с использованием межведомственного информационного взаимодействия в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления запроса и представленных заявителем документов из МФЦ в Департамент (пункт 2.8.5.2.).
Результатом предоставления государственной услуги является один из следующих документов: договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение по форме, утвержденной правовым актом Департамента либо решение об отказе в предоставлении государственной услуги (пункт 2.11.1. Регламента).
Таким образом, Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Приватизация гражданами жилых помещений жилищного фонда города Москвы", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014; N 521-ПП (в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о приватизации), установлены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также предусмотрена выдача заявителю соответствующего уведомления с указанием причин такого отказа.
В данном случае, несмотря на личное обращение 04.07.2020 истцом в качестве представителя заявителя в установленном порядке в МФЦ с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, письменный отказ в принятии данного заявления с приведением причин отказа уполномоченным органом не оформлялся, перечень недостающих по мнению уполномоченного органа не приведен, равно как и не принято в установленном порядке решение об отказе в предоставлении соответствующей государственной услуги.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания действий заявителя недостаточными для передачи наследодателю Департаментом городского имущества г.Москвы жилого помещения в собственность.
При этом на момент подачи Костиной О.В. как представителем заявителя фио заявления о приватизации жилого помещения действующим законодательством такого формального основания для отказа в заключении договора о приватизации, как не предоставление при подаче заявления экземпляра заключенного договора социального найма, не установлено.
С учетом того, что в соответствии с действующим законодательством гражданам не может быть отказано в приватизации на предусмотренных законом условиях занимаемых ими жилых помещений, если они обратились с таким требованием, и принимая во внимание установленный судом факт обращения Костиной О.В. от имени фио в уполномоченный орган с заявлением о приватизации жилого помещения, которое отозвано не было, а также отсутствие каких-либо доказательств отказа при жизни фио в предоставлении государственной услуги, вывод суда о том, что наследодателем при жизни не были совершены действия, выражающие его волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам закона.
С учетом того, что фио не могло быть отказано в приватизации спорной квартиры, данная квартира подлежит включению в наследственную массу после его смерти.
Аналогичный правовой подход изложен в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2021 N 5-КГ21-144-К2.
При таких обстоятельствах, поскольку наследодатель выразил при жизни свою волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, о чём при жизни подал через своего представителя по доверенности заявление в уполномоченный орган исполнительной власти, однако по не зависящим от наследодателя причинам - в связи с неправомерным устным отказом в принятии заявления и его смертью - оформление квартиры в собственность не было завершено, при этом, наследодатель имел право получить спорную квартиру в собственность в порядке приватизации, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием нового решения о включении в наследственную массу фио, умершего... квартиры, расположенной по адресу: адрес, признании за Костиной О.В. право собственности на данную квартиру в порядке наследования по завещанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда города Москвы от 1 июня 2022 года отменить, принять новое решение.
Иск Костиной Ольги Владимировны к Департаменту городского имущества города Москвы о включении имущества в состав наследственного имущества, признании права собственности в порядке наследования - удовлетворить.
Включить в наследственную массу фио, умершего.., квартиру, расположенную по адресу: адрес.
Признать за Костиной Ольгой Владимировной право собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес в порядке наследования по завещанию.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.