Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Жолудовой Т.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Шатовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2023 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-4175/2023), которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (ИНН 7703363868) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Красовской М. А.(СНИЛС ххххх)
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области назначить Красовской М. А. досрочную страховую пенсию по старости с 22.03.2022.
установила:
Истец Красовская М.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области (Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области), в котором просила признать за ней право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста от общеустановленного на 10 лет с момента возникновения права с 22.03.2022 в связи с проживанием в зонах радиоактивного загрязнения (зона отселения) и работой в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварий на атомных объектах.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ответчика было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона от 15.05.1991 N 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с чем она не согласна.
Истец ссылается на то, что она проживала в г. Новозыбков Брянской области, который относился к зоне отселения, а также работала в условиях, предусмотренных Списком N 2 и дающих право на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Красовская М.А. полагает, что страховая пенсия должна быть ей назначена досрочно по достижении возраста 45 лет.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Блохин С.Н. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Рубцова А.К. в судебном заседании иск не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик, извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца по доверенности Блохина С.Н, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2022 г. составляет 13 лет.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 указанного Закона: 1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения; 2) переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат и пособий, получаемых до переселения.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Частью 2 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Пунктами 6, 7, 11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Частью 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22.03.2022 Красовская М.А. обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ N 166 от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ответчика Красовской М.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права и указано, что право на пенсию будет предоставлено по достижении возраста 50 лет.
В письме от 12.08.2022 N К-311973-19/111842 отражено, что право на назначение страховой пенсии по старости возникнет у истца по достижении возраста 48 лет, то есть не ранее 17.03.2025.
Судом также установлено и следует из материалов дела, что Красовской М.А выдано удостоверение серия АЗ N 023996 как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживавшей в населенном пункте
г. Новозыбков Брянской области с 26.04.1986 по 27.12.2019.
Удостоверение выдано 01.04.2022 Раменским окружным УСЗН Минсоцразвития МО.
Из трудовой книжки Красовской М.А. следует, что истец 03.01.1995 назначена в Новозыбковский ГорОО ДЮСШ N 1 на должность уборщицы производственных помещений, 19.10.1998 уволена с работы по собственному желанию, 02.08.2002 принята в Общественную организацию предпринимателей Новозыбковского района Брянской области в качестве секретаря-референта, 23.10.2002 уволена с работы по собственному желанию, 23.06.2003 принята в ООО "Продмастер-Брянск" оператором-кассиром, 23.06.2004 уволена по собственному желанию, 11.08.2004 назначена в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Брянской области на государственную должность федеральной государственной службы специалиста 1 категории отдела выездных проверок N 2, 25.01.2005 уволена по сокращению численности (штата) работников, 01.10.2005 принята в Обособленное подразделение ООО "Балтика Юго-Запад" в г..Новозыбков в должности кассира-операциониста, 12.10.2005 уволена по собственному желанию, 14.11.2005 принята в Брянский филиал закрытого акционерного общества "Тандер" на должность продавца магазина дискаунтера "Магнит" в г..Новозыбков, 20.08.2009 уволена по собственному желанию, 01.03.2010 принята к индивидуальному предпринимателю Бондареву Василию Алексеевичу на работу оператором ЭВМ, 15.04.2011 уволена по собственному желанию, 01.08.2015 принята в ООО "Фирма БиМ" на работу на должность продавца-кассира, 28.03.2016 трудовой договор расторгнут по инициативе работника, 22.06.2017 принята к Индивидуальном предпринимателю Баркарь Павлу Дмитриевичу на должность продавца-кассира, 31.05.2017 трудовой договор расторгнут по инициативе работника, 01.06.2017 принята в ООО "Сервис ККТ" в отдел продаж на должность менеджера, 01.08.2017 уволена по собственному желанию, 28.08.2017 принята в ОООО "Вита Сана" в отдел продаж на должность продавца-консультанта, 02.10.2017 трудовой договор расторгнут по соглашению сторон, 01.03.2018 принята в ООО "100% сервис" на должность администратора, 15.07.2020 трудовой
договор расторгнут по инициативе работника, 16.07.2020 принята в ООО "Молотки и отвертки" на должность администратора.
В справке, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость на соответствующих видах работ, отражено, что Красовская М.А. 17.03.1977 года рождения, работала в МБУДО "ДЮСОШ г. Новозыбкова им. В.И. Александрова" в качестве уборщицы производственных помещений в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС, где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 N 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств.
Данная работа предусмотрена Списком N 2, разделом 32, подразделом N 7, позицией 23307000-17541, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173).
Из специального стажа исключены периоды: период учебных отпусков - отпуск по ЧАЭС с 20.02.1995 по 06.03.1995, отпуск без сохранения заработной платы - выезд на оздоровление с детьми с 01.09.1998 по 05.09.1998, работа на неполную ставку с 03.01.1995 по 19.02.1995, с 07.03.1995 по 19.08.1995, с 26.05.1998 по 31.08.1998, с 06.09.1998 по 19.10.1998, периоды отпусков по уходу за ребенком после 06.10.1991 - с 20.08.1995 по 25.05.1998.
В справке уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость на соответствующих видах работ, от 01.12.2022 N 01-02-20/30 указано, что Красовская М.А. хххх года рождения, работала в Межрайонной ИМНС России N 2 по Брянской области, г. Новозыбков в качестве специалиста 1 разряда в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС, где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 N 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в период с 11.08.2005 по 25.01.2005.
Данная работа предусмотрена Списком N 2, разделом 32, подразделом N 7, позицией 23307000-17541, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173).
Периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, в справке не отражены.
В материалы дела истцом представлена справка о доходах физического лица за 2010 год N 9 от 06.02.2011, в которой отражены сведения о доходах, полученных за период работы у Бондарева В.А. с марта 2010 по декабрь 2010.
Согласно справке от 18.08.2021 N 9 ООО "Балтика Юго-Запад", Красовская М.А. с 01.10.2005 по 12.11.2005 работала в ООО "Балтика Юго-Запад" (филиал в г. Новозыбкове) в должности кассира-оператора.
В материалы дела истцом представлены справки, выданные Отделом экономики Администрации города Новозыбкова, в которых отражено, что в реестре администрации города Новозыбкова Красовская М.А. числилась как лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с 16.10.1998 по 26.03.1999 (свидетельство серии VIII -НЗ N 1870, выданное 16.10.1998), с 26.03.1999 по 06.09.2001 (свидетельство серии IX -НЗ N 2033, выданное 26.03.19998), с 06.09.2001 по 08.08.2002 (свидетельство серии OI -НЗ N 3055, выданное 06.09.2001).
Согласно справке от 18.08.2021 N 14 ООО "ТК ПродМастер", Красовская М.А. с 23.06.2003 по 23.06.2004 работала в ООО "ПродМастер Брянск" (филиал в г. Новозыбкове) в должности кассира-оператора.
Из справки Новозыбковского РАЙПО от 30.08.2021 N 205 следует, что Красовская М.А. 17.03.1977 года рождения, арендовала с 01.01.2011 по 31.12.2011 торговое место N 499, с 01.01.2012 по 15.04.2012 торговое место N 114 для торговли промышленными товарами на центральном рынке Новозыбковского РАЙПО, расположенного по адресу: Брянская обл, г. Новозыбков, ул. Коммунистическая, 39 и с 16.04.2012 по 31.12.2016 арендовала торговое место N 114 для торговли промышленными товарами на ярмарке Новозыбковского РАЙПО, организованной по адресу: Брянская обл, г. Новозыбков, ул. Коммунистическая, 39.
В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 237-р территория г. Новозыбков Брянской области отнесена к зоне отселения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.1997
N 1582 указанная территория с 01.02.1998 отнесена к зоне отселения.
На основании постановления Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 территория г. Новозыбков Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в периоды с 11.08.2004 по 25.01.2005, с 01.03.2010 по 31.12.2010, с 01.10.2005 по 12.11.2005, с 16.10.1998 по 26.03.1998, с 26.03.1999 по 06.09.2001, с 06.09.2001 по 08.08.2002, с 23.06.2003 по 23.06.2004 продолжительностью 6 лет 2 месяца 22 дня истец в течение полного рабочего дня полной рабочей недели работала в условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая заявленные требования, с учетом представленных доказательств, оценив которые в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в периоды с 11.08.2004 по 25.01.2005, с 01.03.2010 по 31.12.2010, с 01.10.2005 по 12.11.2005, с 16.10.1998 по 26.03.1998, с 26.03.1999 по 06.09.2001, с 06.09.2001 по 08.08.2002, с 23.06.2003 по 23.06.2004 продолжительностью 6 лет 2 месяца 22 дня истец в течение полного рабочего дня полной рабочей недели работала в условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку истец проживала в зоне отселения более 8 лет, в том числе в период от момента катастрофы Чернобыльской АЭС до 30.06.1986, с учетом положений ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, на 7 лет.
Исходя из представленных доказательств, суд также пришел к выводу о том, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на три года, поскольку более 6 лет она работала в условиях, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Исходя из указанного, страховая пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", может быть назначена истцу по достижении возраста 45 лет.
По состоянию на 17.03.2022 Красовская М.А, 17.03.1977 года рождения достигла возраста 45 лет, с заявлением о назначении пенсии обратилась 22.03.2022, соответственно, с учетом положений ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд обязал ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с 22.03.2022.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика относительно предмета спора, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не представлены соответствующие документы, подтверждающие проживание в населенном пункте с правом на отселение не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу пр едставителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.