Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В., судей Жолудовой Т.В., Лобовой Л.В.
при помощнике судьи Макушненко В.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Седьмова А.Ю. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 24 июня 2022 года, которым постановлено:
Взыскать с Седьмова А.Ю. в пользу УСЗН ЦАО города Москвы переплату региональной социальной доплаты к пенсии в размере 160380, 48 руб.
Взыскать с Седьмова А.Ю. в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 4407 руб. ;
установила:
УСЗН ЦАО г. Москвы обратилось в суд с иском к Седьмову А.Ю. о взыскании необоснованно полученной региональной социальной доплаты к пенсии в сумме 160 380, 48 руб. за период с 01.07.2018 по 31.10.2019. В обоснование заявленных требований указано, что Седьмов А.Ю, являясь получателем пенсии по инвалидности 3 группы, с 01.05.2009 получал региональную социальную доплату к пенсии (РСД), как неработающий пенсионер. При обращении с заявлением о назначении РСД и в последующем ежегодно Седьмов А.Ю. подписывал обязательство сообщать о поступлении на работу в течение 10 дней. Однако, зарегистрировавшись с 27.06.2018 в качестве индивидуального предпринимателя, ответчик об этом в ОСЗН не сообщил. В результате невыполнения ответчиком принятых обязательств, произошла переплата денежных средств РСД в сумме 160 380, 48 руб. за период с 01.07.2018 по 31.10.2019, которые получены им незаконно и подлежат возврату.
Представитель истца, извещенный о слушании дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явился; ответчик в судебном заседании исковые требования не признал, заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик Седьмов А.Ю. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Барбосову Е.Ю, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца Епифанову И.Е, полагавшую частично обоснованной апелляционную жалобу ответчика, а решение суда подлежащим изменению в части периода и суммы взыскания РСД, с взысканием с ответчика переплаты РСД за период с 01.07.2018 по 31.03.2019 88908, 30 руб, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела имеются.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты; приводится в редакции, действовавшей на дату образования переплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
Исходя из приведенных положений нормативного правового акта города Москвы (постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии") право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. Региональная социальная доплата к пенсии назначается неработающим пенсионерам управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании его письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии. На пенсионера возлагается обязанность сообщать управлению социальной защиты населения района города Москвы об обстоятельствах, влекущих прекращение региональной социальной доплаты к пенсии.
Судом установлено, что Седьмов А.Ю. является получателем пенсии по инвалидности 3 группы с 27.08.2008.
На основании заявления Седьмова А.Ю. от 08.05.2009 УСЗН ЦАО г. Москвы ему была назначена ежемесячная компенсационная выплата, с 01.01.2010 региональная социальная доплата к пенсии.
В подписанных Седьмов А.Ю. заявлениях о назначении ежемесячной компенсационной выплаты от 08.05.2009, о назначении региональной социальной доплаты от 28.09.2012, памятки пенсионеру-получателю региональной социальной доплаты ответчик указал, что ему известно о том, что указанные выплаты начисляются неработающим пенсионерам, о поступлении на работу обязался сообщить в течение 10 дней.
Как следует из Информационной выписки из ЕГРИП, Седьмов А.Ю. с 27.06.2018 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Как установлено судом первой инстанции, в нарушение пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты, ответчик не проинформировал Управление социальной защиты об обстоятельствах трудоустройства.
Размер выплаченной ответчику Седьмову А.Ю. доплаты к пенсии за период с 01.07.2018 по 31.10.2019 составил сумму 160 380, 48 руб.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. ст. 1102, 1109 ГК РФ, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика полученных денежных выплат РСД за период с 01.07.2018 по 31.10.2019 в сумме 160 380, 48 руб, исходя из того, что в спорный период региональная социальная доплата была им получена неправомерно, при отсутствии к тому правовых оснований, действия ответчика, не уведомившего УСЗН о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и получавшего после этого РСД, являются недобросовестными.
Отказывая ответчику в применении срока исковой давности, суд исходил из того, что истец узнал о нарушении своего права 19.02.2020 при поступлении выписки из ЕГРИП, срок исковой давности для ответчика начал течь с указанной даты и на момент подачи иска 01.04.2022 не истек.
Между тем с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Суд первой инстанции при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску УСЗН ЦАО города Москвы к гражданину, получавшему региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании излишне полученной суммы такой выплаты, не учел нормативные положения, определяющие полномочия УСЗН города Москвы по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком Седьмовым А.Ю.
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Положением о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 8 сентября 2015 г. N 566-ПП, предусмотрено, что Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции, в частности, по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми.
В пункте 4.22 этого положения определено, что Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
Согласно пункту 10 названного положения Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами. Управления социальной защиты населения города Москвы действуют на основании положений о них, утверждаемых правовыми актами Департамента.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 29 сентября 2015 г. N 893 утверждено Положение об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы, пунктом 1.1 которого установлено, что Управление социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также предоставлению государственных и иных услуг в указанной сфере (далее также - Положение об Управлении социальной защиты населения).
Управление принимает решения о назначении и предоставлении жителям города Москвы социальных выплат, компенсаций, пособий, доплат к пенсии и других выплат в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы (пункт 3.1.1 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Управление осуществляет:
- работу по обеспечению межведомственного информационного взаимодействия для оказания государственных и иных услуг в г. Москве с использованием отраслевых информационных систем, входящих в состав Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и Автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ) (пункт 3.2.6 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, общественными, благотворительными и другими организациями по осуществлению адресной социальной поддержки жителей г. Москвы (пункт 3.2.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- обеспечивает контроль за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств, содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных программ (пункт 3.3.8 Положения об Управлении социальной защиты населения);
- обеспечивает в соответствии с действующим законодательством организацию бюджетного и бухгалтерского учета, а также целевое использование и сохранность денежных средств и материальных ценностей (пункт 3.3.9 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Источниками формирования имущества Управления, в том числе финансовых ресурсов, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджета г. Москвы согласно утвержденной Департаментом смете расходов на содержание Управления (пункт 4.3 Положения об Управлении социальной защиты населения).
Одной из функций подведомственного Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы Государственного автономного учреждения г. Москвы "Информационно-технологического центра" "Соцзащита Москвы" является выполнение работ по формированию, ведению и поддержанию в актуальном состоянии общегородских централизованных информационных ресурсов, входящих в состав РАСОИ "Соцзащита" Москвы.
Из приведенных норм Положения об Управлении социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы следует, что Управление наделено полномочиями, в том числе, по контролю за правильным и рациональным расходованием средств, выделяемых из бюджета города Москвы на реализацию функций в сфере социальной защиты граждан.
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
За защитой своих нарушенных прав истец в суд обратился лишь 01.04.2022, тогда как с июля 2018 года мер по контролю за целевым расходованием средств на осуществление выплаты РСД истцом не принималось, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что истец узнал о нарушенном праве 19.02.2020 при получении выписки из ЕГРИП, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию.
С учетом положений статьи 196 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о взыскании периодических выплат исчисляется отдельно по каждой выплате, по требованиям о взыскании переплат за период, предшествующий апрелю 2019 года, то есть за три года до момента обращения в суд с настоящим иском 01.04.2022, срок исковой давности истцом пропущен без уважительных причин, в связи с чем оснований для взыскания суммы РСД за период с 01.07.2019 по 31.03.2019 у суда первой инстанции не имелось.
Также не соответствует требованиям закона вывод суда о взыскании ответчика выплаченной суммы РСД с апреля 2019 г. по октябрь 2019 г.
Как следует из материалов дела и признается истцом УСЗН ЦАО г. Москвы, 22.03.2019 Седьмов А.Ю. перешел на упрощенную систему налогооблажения НПД, в связи с чем он не признается плательщиком страховых взносов и не является застрахованным лицом, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование.
Сообщением Управления персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями ГУ-ГУ ПФР N9 по г. Москве и Московской области от 18.07.2022 подтверждается, что Седьмов А.Ю. не вступал в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом по обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" или являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.
В связи с тем, что Седьмов А.Ю. с 22.03.2019 являлся физическим лицом, применяющим НПД, истцом в отзыве на апелляционную жалобу признается его право на получение региональной социальной доплаты к пенсии за указанный период.
С учетом указанного, принимая во внимание, что в период с апреля 2019 г. по октябрь 2019 г. истец не являлся лицом, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию, и имел право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, оснований для взыскания выплаченных сумм РСД за указанный период у суда первой инстанции не имелось.
При таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального и процессуального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черемушкинского районного суда города Москвы от 24 июня 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований УСЗН ЦАО г. Москвы к Седьмову А.Ю. о взыскании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.