Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.
и судей Жолудовой Т.В, Климовой С.В, при помощнике судьи Шатовой А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Макарова Ю.В к Филиалу N2 Отделения Фонда пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Филиал N2 Отделения Фонда пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж Макарова Ю.В. периоды работы с 27.02.1989г. по 14.06.1991г, с 04.08.2003г. по 08.08.2003г, с 04.03.2010г. по 26.04.2010г, с 05.09.2011г. по 16.09.2011г.
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать;
установила:
Макаров Ю.В. обратился в суд с иском к ОСФР по г. Москве и Московской области, в котором просил признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 13.07.2021 N 210000039631/473276/21, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 27.02.1989 по 14.06.1991 в должности фельдшера (выездного) линейной бригады станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома", с 04.03.2010 по 26.04.2010 и с 05.09.2011 по 16.09.2011 в должности фельдшера линейной выездной бригады в ГБУ г. Москвы "Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова", с 28.10.2003 по 05.02.2004 в должности спасателя - медика в поисково-спасательном отряде N19; с 26.02.2004 по 31.01.2005 в поисково-спасательном отряде N11, в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области, с 01.02.2005 по 01.02.2008 в должности спасателя (медика) в ГУ МО "Мособлспас", в дальнейшем реорганизованного в ГУ МО "Мособлпажспас", с 01.11.2006 по 31.12.2008 в должности фельдшера линейной выездной бригады скорой медицинской помощи в ООО "ВераМед", признать право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию в соответствии п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 02.04.2021.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 13.07.2021 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом в специальный стаж не были включены вышеуказанные периоды трудовой деятельности, с чем истец не согласен, полагая, что специальный стаж им выработан и подтвержден представленными документами.
В судебном заседании суда первой инстанции истец исковые требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОСФР по г. Москве и Московской области.
Представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области, истец Макаров Ю.В. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены.
В силу положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 3 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", правом на досрочное назначение пенсии пользовались фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности, в больничных учреждениях всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999, работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.
Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, действовавшим с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно, и действующим Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено фельдшерам на станциях скорой медицинской помощи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02.04.2021 Макаров Ю.В. обратился в ГУ - ГУ ПФР N2 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 210000039631/473276/21 от 13.07.2021 Управление отказало в назначении страховой пенсии Макарову Ю.В. из-за отсутствия необходимого специального стажа.
Из стажа на соответствующих видах работ пенсионным органом исключены периоды работы истца с 27.02.1989 по 14.06.1991 на станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома, т.к. данная должность не предусмотрена Списком N 781 от 29.10.2002г. и Списком N 464 от 06.09.1991; с 04.08.2003 по 08.08.2003 в должности фельдшера бригады психиатрической выездной в ГУ станции скорой неотложной медицинской помощи, т.к. отсутствуют сведения персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, подтверждающие факт льготной работы, что предусмотрено Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, с 28.10.2003 по 05.02.2004 в должности спасателя-медика поисково-спасательном отряде N 19, с 26.02.2004 по 31.01.2005 в должности медика в поисково-спасательном отряде N 11, в Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области, т.к. данная должность и учреждение не предусмотрены Списком N 781, с 04.03.2010 по 26.04.2010, с 05.09.2011 по 16.09.2011 в ГБУ г. Москвы, так как отсутствуют сведения персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, подтверждающие факт льготной работы, что предусмотрено Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1015.
Согласно решению ответчика на дату обращения Макарова Ю.В. его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет 25 лет 07 месяцев 20 дней.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе трудовой книжки истца, архивной справки N 56006/1/4008952-2021, следует, что 27.02.1989 Макаров Ю.В. зачислен на должность фельдшера (выездного) линейной бригады в штат 34 подстанции станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома (приказ N 230/01 от 09.03.1989), 14.09.1991 освобожден от занимаемой должности по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР в Нарофоминскую ССМП (приказ N084/03 от 07.06.1991).
В период с 27.02.1989 по 14.06.1991 имеются сведения о работе Макарова Юрия Вячеславовича на 1, 0 ставку (на основании лицевых счетов по заработной плате за 1989-1991гг.). В период с 04.03.2010 по 26.042010 имеются сведения о направлении истца на курсы повышения квалификации с разрешением внутреннего совместительства в должности фельдшера линейной выездной бригады 7 п/ст. с 04.03.2010 по 26.04.2010 (на время курсов повышения квалификации) в пределах до 50% месячной нормы рабочего времени (приказ N20-к от 15.02.2010г.). Также имеются сведения о направлении истца на курсы повышения квалификации в период с 05.09.2011 по 16.09.2011 (приказ N 3245 от 09.08.2011г.)
Удовлетворяя заявленные требования истца в части обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы истца с 27.02.1989 по 14.06.1991 в должности фельдшера (выездного) линейной бригады 34 подстанции станции скорой и неотложной медицинской помощи Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома, оценив совокупность представленных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлени ем Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", суд правомерно исходил из того, что истец в спорный период работал в должности и учреждении, предусмотренными Перечнем и Списками, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Судебная коллегия учитывает, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 N 435 установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", в связи с чем довод ответчика о том, что должность фельдшера выездного не предусмотрена Списками, не может быть признан обоснованным.
Вывод суда о том, что в спорный период истец осуществлял лечебную деятельность в медицинском учреждении, занимал должность, работа в которой подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренного п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, обоснован и подтверждается материалами дела.
Удовлетворяя требования истца об обязании включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.03.2010 по 26.04.2010, с 05.09.2011 по 16.09.2011, суд обоснованно исходил из того, что в указанный период истец работал на Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова в должности фельдшера, в спорные периоды работодателем за истцом сохранялось место работы и средний заработок, в связи с чем их включение основано на положениях ст. 187 Трудового кодекса РФ, ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Приходя к выводу об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы истца с 04.08.2003 по 08.08.2003 в должности фельдшера бригады психиатрической выездной в ГУ станции скорой неотложной медицинской помощи, исключенного пенсионным органом в связи с отсутствием сведений персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования, подтверждающих факт льготной работы, суд первой инстанции верно руководствовался положениями ст. 3, п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и исходил из того, что отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии иных доказательств и уточняющих справках, соответствующих записей в трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в его трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, учитывая, что обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Разрешая спор в остальной части исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении в связи с их необоснованностью, отсутствием необходимой продолжительности специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Доводов о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований апелляционная жалоба ответчика не содержит, истцом решение суда не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по г. Москве и Московской области сводятся к несогласию с выводом суда о включении в специальный трудовой стаж истца периодов с 27.02.1989 по 14.06.1991, с 04.08.2003 по 08.08.2003, с 04.03.2010 по 26.04.2010, с 05.09.2011 по 16.09.2011, иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Между тем, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы ответчика основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства, иной оценке доказательств характера работы истца, из которых следует, что истец в спорные периоды осуществлял лечебную деятельность в режиме полной занятости в медицинском учреждении, занимал должность, работа в которой подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренного п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которые ответчиком не опровергнуты, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.