Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Лобовой Л.В, и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В, при ведении протокола помощником судьи Филатовой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 29 ноября 2022 года, которым постановлено:
Иск Котовой... к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" об обязании поставить на учет в качестве безработной - удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" поставить Котову... на учет в качестве безработного с 23.03.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
Котова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" (далее -ГКУ ЦЗН), уточненном в порядке ст.39 ГПК РФ, просила суд обязать ответчика поставить ее на учет в качестве безработной с 23.03.2022 г.
В обоснование требований Котова О.В. указывала, что 23.03.2022 г. подала заявление по форме "Предоставление гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы" через Единый портал Госуслуг. Так как в установленные сроки, предложения о работе не поступили, как и решение о признании (или отказе в признании) за ней статуса безработного принято не было, она обратилась в ГКУ ЦЗН с запросом о предоставлении сведений о текущем статусе рассмотрения ее заявления, предоставления письменного мотивированного отказа в присвоении ей статуса "безработного". В ответ на указанный запрос, Центр занятости населения города Москвы сообщил (исх. N01-16- 3-904/22 от 20.07.2022), что Котова О.В. не может быть признана безработной, поскольку на момент ее обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы выявлено, что она работает в НПФ "Содействие" в качестве президента, документы, подтверждающие прекращение работы ею не представлены. Вместе с тем, истцом сведения о прекращении трудовой деятельности, в частности заявление об увольнении, приказ об увольнении, были представлены в Центр занятости населения города Москвы, отказ в предоставлении государственной услуги истец полагает незаконным.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика исковые требования не признал, поддержав доводы письменных возражений на иск.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГКУ ЦЗН г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГКУ ЦЗН г. Москвы по доверенности Новикову Л.Г, представителя истца по доверенности Кочубину Ю.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы ГКУ ЦЗН г. Москвы, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Судом установлено, что 21 марта 2022 года Котова О.В. была уволена из АО Банк "Северный морской путь" в связи с сокращением численности (штата) - пункт 2 статьи 81 ТК РФ.
22 марта 2022 года Котова О.В. обратилась в Отдел трудоустройства "Бибирево" ГКУ ЦЗН для предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (запрос на предоставление государственной услуги), в установленном порядке была сформирована карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги (N 0820345/22БИБИР) и осуществлена регистрация истца в целях поиска подходящей работы.
В рамках системы межведомственного электронного документооборота ответчиком проведена проверка на предмет возможной занятости истца, в результате которой установлено, что в момент обращения в орган занятости Котова О.В. является, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является президентом Негосударственного Пенсионного Фонда "СОДЕЙСТВИЕ" (ОГРН 1037716007010).
23 июня 2022 года истец обратилась в ГКУ ЦЗН с запросом о предоставлении письменного отказа в присвоении ей статуса безработного гражданина, на что ответчиком 20 июля 2022 года за N 01-16-3-903/22 был дан письменный ответ с разъяснением позиции органа занятости, согласно которому Котовой О.В. сообщено о том, что по сведениям, предоставленным Федеральной налоговой службой с 31.05.2013 она является президентом (наемным работником) в НПФ "Содействие". Документов, подтверждающих факт увольнения из данной организации или о безвозмездности исполнения полномочий президента Котовой О.В. не предоставлено, в связи с чем она не была признана безработной. Котовой О.В. предложено обратиться в НПФ "Содействие" с просьбой об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве президента данного фонда, в силу того, что согласно п. 7.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14 "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения в составе учредителей (участников) приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02 сентября 2022 года в отношении 26.11.2018 года Негосударственного Пенсионного Фонда "СОДЕЙСТВИЕ" (ОГРН 1037716007010) принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указана Котова О.В, президент.
В обоснование иска, истцом представлены сведения о том, что 08.08.2018 г. в адрес участника ООО "ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ" (ИНН...), владевшего 100 % долей НПФ "СОДЕЙСТВИЕ", Котовой О.В. было направлено заявление об увольнении на основании ст. 280 ТК РФ.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ деятельность ООО "ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ" прекращена 09.08.2018, сведений о получении заявления истца Центром не имеется.
Из справки ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета Котовой О.В. следует, что страховые взносы, связанные с осуществлением ею деятельности в качестве президента в НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" не начислялись, сведения о получении вознаграждения от деятельности в НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Котовой О.В. на учет в качестве безработного с 23.03.2022 г, суд пришел к выводу, что доказательств того, что на момент обращения в ГКУ ЦЗН с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, Котова О.В. осуществляла трудовую деятельность в качестве президента НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" представлено не было, а поскольку учредителем НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" истец не являлась, то никак не могла повлиять на факт ее исключения из ЕГРЮЛ как о президенте.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основаны на неверном толковании норм материального права и соответствующих обстоятельств дела.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
Пунктом 4 (1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 г. запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.
В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 г. осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
Как следует из материалов дела, Котова О.В. 22 марта 2022 года подала в электронном виде через личный кабинет заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске работы (л.д. 16), составлена карточка персонального учета и заполнена декларация о соответствии требования, установленным законодательством о занятости 28.03.2022, где Котова О.В, указала, что не состоит в трудовых отношениях (в т.ч. официально не оформленных л.д. 43).
Вместе с тем, на дату обращения с заявлением от 22.03.2022 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы Котова О.В. являлась занятой, поскольку по сведениям представленным налоговым органом, в установленном порядке подтверждено, что истец с 31 мая 2013 является президентом (наемным работником) в НПФ "Содействие" и была зарегистрирована в качестве плательщика налога, сведения в ЕГРЮЛ на 25.03.2023 в отношении истца изменены не были, поэтому вследствие прямого запрета части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Котова О.В. не могла быть признана безработной и получить соответствующие этому статусу меры социальной поддержки, включая пособие по безработице.
Представленные истцом копии приказа об увольнении и заявление об увольнении, подписанные самим истцом в рамках ст.56 ГПК РФ не могут служить доказательствами надлежащего прекращения трудовых отношений в НПФ "Содействие" и расторжения с ней трудового договора.
Вследствие этого, действия ГКН ЦЗН, ввиду которых за истцом статус безработного не был установлен, права истца не нарушили, а потому незаконными не являлись.
При обращении в Центр занятости, истец не могла быть поставлена на учет и получать соответствующее пособие, ввиду того, что, являясь президентом НПФ "Содействие", независимо от фактического осуществления трудовой деятельности и получения дохода, является занятым гражданином, поэтому прав истца ответчиком нарушено не было, ввиду изложенного решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в иске Котовой О.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 29 ноября 2022 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Котовой... к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" об обязании поставить на учет в качестве безработной, -отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.