Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лукашенко Н.И., судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев по докладу судьи Лукашенко Н.И. в открытом судебном заседании административное дело 2а-311/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Щербинского районного суда адрес от 23 мая 2022 года, которым отказано в удовлетворении иска.
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Межрайонной ИФНС России N 51 по адрес, в котором просил суд признать незаконным действия Управления Росреестра по Москве, выразившиеся в самовольном изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020401:65, расположенному по адресу: адрес; обязать Управление Росреестра по Москве осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером.., расположенному по адресу: адрес части установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства в месячный срок с даты вступления решения в законную силу; обязать МИФНС России N51 по адрес произвести перерасчет земельного налога, начиная с 2017 года по настоящее время, в отношении земельного участка с кадастровым номером.., расположенному по адресу: адрес применением ставки исчисления налога категории разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Иск мотивирован тем, что Постановлением Главы Администрации адрес адрес 29.10.1999г. N 340 фио в частную собственность предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м. в адрес, мкр-н Родники, адрес при N 19 для индивидуального жилищного строительства. 12 ноября 1999 года фио выдано свидетельство о государственной регистрации права на праве собственности - земельный участок земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер... - номер объекта.., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним адрес сделана запись о регистрации N... 09.11.1999 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству согласован план участка и установлено, что основное целевое назначение земли - земли населенных пунктов с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства. В отношении данного земельного участка внесены сведения в ЕГРН на основании кадастрового плана земельного участка от 10.11.1999г. и вышеуказанных документов с указанием целевого назначения земли - земли населенных пунктов с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства. После вступления в наследство правообладателем земельного участка стал Стеновой фио. Начиная с 2017 года при начислении земельного налога МИФНС N 51 по адрес незаконно применяет ставку при исчислении налога на землю по участку... - 1, 5% вместо 0, 1%. В связи с завышенной ставкой налога истцом было направлено обращение на имя Руководителя ИФНС N 51, в соответствии с ответом от 16.12.2020 года N 14-16/11702@, указано, что по сведениям, содержащимся в информационном ресурсе Инспекции, земельный участок... по адресу: адрес, адрес имеет категорию разрешенного использования адрес, по которой ставка для исчисления налога равна 1, 5%.
Для разрешения вопроса неправомерно применяемого налога на землю направлено обращение в Управление Росреестра по Москве с требованием об актуализации и приведении в соответствие данных, содержащихся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером... Согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистраций, кадастра и картографии по Москве от 03.03.2021 года N 04-3020/2021@ сообщено следующее: "в настоящее время в записях ЕГРН содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером... вид разрешенного использования - земельные участки, категория - земли населенных пунктов". При этом, как указано управлением, данные в ЕГРН внесены в соответствии с ранее предоставленным данным, переданными из реестра прав, которые внесены на основании кадастрового плана земельного участка от 10.11.1999 года, выданного Подольским Райкомземом. Также, Управлением Росреестра сообщено, что правообладателю необходимо обратиться в Управление с соответствующим заявлением и документами (межевой план) для уточнения границ и площади земельного участка, а также с заявление в части изменения вида разрешенного использования. 22 декабря 2021 года истец обратился в Управление Росреестра по Москве актуализации сведений в связи с технической опиской, но было получено уведомление об отказе в исправлении технической ошибки от 25 ноября 2021 года, поскольку несоответствие технической ошибки не выявлено. Истец полагает, что отказы во внесении корректных данных и действия Управлением Росреестра по Москве по самовольному изменению вида земельного участка полностью противоречит статье 34 ФЗ от 23.06.2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", в связи с чем он несет убытки в части завышенной оплаты налога на землю в существенно большем размере, чем установлено законодательно.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит административный истец в апелляционной жалобе, полагая, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, сочтя возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о слушании дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Постановлением Главы Администрации адрес адрес 29.10.1999 года N 340 фио в частную собственность предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м. в адрес, мкр-н Родники, адрес при N 19 для индивидуального жилищного строительства. 12 ноября 1999 года фио Б выдано свидетельство о государственной регистрации права на праве собственности - земельный участок земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, кадастровый номер... номер объекта.., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним адрес сделана запись о регистрации N...
09.11.1999 года Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству согласован план участка и установлено, что основное целевое назначение земли - земли населенных пунктов с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства.
В отношении данного земельного участка внесены сведения в ЕГРН на основании кадастрового плана земельного участка от 10.11.1999 г. и вышеуказанных документов с указанием целевого назначения земли - земли населенных пунктов с целевым назначением - для индивидуального жилищного строительства.
После вступления в наследство правообладателем земельного участка стал фио фио.
Как указал истец в иске, начиная с 2017 года при начислении земельного налога МИФНС N 51 по адрес незаконно применяет ставку при исчислении налога на землю по участку... - 1, 5% вместо 0, 1%. В связи с завышенной ставкой налога истцом было направлено обращение на имя Руководителя ИФНС N 51, в соответствии с ответом от 16.12.2020 года N 14-16/11702@, указано, что по сведениям, содержащимся в информационном ресурса Инспекции, земельный участок 5... по адресу: адрес, адрес имеет категорию разрешенного использования адрес, по которой ставка для исчисления налога равна 1, 5%. Для разрешения вопроса неправомерно применяемого налога на землю направлено обращение в Управление Росреестра по Москве с требованием об актуализации и приведении в соответствие данных, содержащихся в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером...
Согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистраций, кадастра и картографии по Москве от 03.03.2021 года N 04-3020/2021@ сообщено следующее: "в настоящее время в записях ЕГРН содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером... вид разрешенного использования - земельные участки, категория - земли населенных пунктов". При этом, как указано управлением, данные в ЕГРН внесены в соответствии с ранее предоставленным данным, переданными из реестра прав, которые внесены на основании кадастрового плана земельного участка от 10.11.1999 года, выданного Подольским Райкомземом. Также, Управлением Росреестра сообщено, что правообладателю необходимо обратиться в Управление с соответствующим заявлением и документами (межевой план) для уточнения границ и площади земельного участка, а также с заявление в части изменения вида разрешенного использования.
22 декабря 2021 истец обратился в Управление Росреестра по Москве об актуализации сведений в связи с технической опиской, но было получено уведомление об отказе в исправлении технической ошибки от 25 ноября 2021 года, поскольку несоответствие технической ошибки не выявлено.
Судом также установлено, что Управление Росреестра по адрес осуществляет свою деятельность на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме и графической форме и состоит из: реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.
В настоящее время в записях ЕГРН содержатся актуальные сведения о земельном участке с кадастровым номером.., расположенном по адресу: адресо, адрес, м-н ("Родники", адрес, площадью 1500 кв.м, вид разрешенного использования - земельные участки, категория земель - земли населенных пунктов, координаты характерных точек границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Также в отношении указанного земельного участка в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном в установленном законом порядке праве собственности за фио
Сведения о вышеуказанном земельном участке внесены в ЕГРН в соответствии с ч. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании данных переданных из реестра прав, которые в свою очередь внесены на основании кадастрового плана земельного участка от 10.11.1999 года, выданного Подольским Райкомземом.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень видов разрешенного использования земельных участков установлен Приказом. Минэкономразвития N 540 от 01.09.2014 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор).
Согласно ч. 4 ст. 37 адрес кодекса РФ (далее - ГрК РФ) при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренный законом, вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены. правила землепользования (далее - Правила).
Согласно п. 1.4.9. Правил каждый земельный участок принадлежит только к одной территориальной зоне, границы территориальных зон не могут пересекать границы земельных участков.
Как указало Управление Росреестра по Москве в ответе на обращения административного истца от 03.03.2021 года, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером... в записях ЕГРН отсутствуют, в связи чем определить принадлежность указанного земельного участка к той или иной территориальной зоне не предоставляется возможным.
Также Управлением в целях внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером... рекомендовано правообладателю земельного участка обратиться в Управление с соответствующим заявлением и документами (межевой план) для уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка, определенными ст. ст. 14, 15, 18, 22, 24 Закона о недвижимости. После внесения в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка кадастровым номером... правообладатель земельного участка вправе обратиться в адрес Управления с соответствующим заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка в части изменения вида разрешенного использования.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, административный истец с заявлением о внесении изменений вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка не обращался, а обращался с заявлением об исправлении технической ошибки, на что был получен отказ, поскольку технической ошибки не было выявлено.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
На основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
П. 1 ст. 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.
Действующий в настоящее время на, территорий адрес порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Законом адрес от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".
Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Таким образом, информация о кадастровых номерах, адресах, кадастровой стоимости поступает из соответствующих органов в Инспекцию.
На основании ст. 85 НК РФ в налоговый орган направлена информация относительно кадастровой стоимости на указанный участок по состоянию на: 01.01.2017 года - 8.214.990 руб, 01.01.2019 года - 5.551.575 руб.
Учитывая изложенное, Налоговым органом, исходя из сведений, предоставленных Управлением Росреестра по Москве произведены расчеты налога за 2017 год - сумма, 2011 год - сумма, 2019 год - сумма). За 2018 год оплата произведена в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца действиями административных ответчиков, поскольку административный истец с заявлением о внесении изменений вида разрешенного использования, принадлежащего ему земельного участка не обращался, а обращался с заявлением об исправлении технической ошибки, которая не выявлена. После предоставления административным истцом нового заявления с приложением межевого плана, заявления административного истца было удовлетворено, внесены сведения об установленном виде разрешенного использования - 2.1 для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав сведений ЕГРН об объекте недвижимости входят, в том числе, сведения о такой дополнительной характеристике объекта недвижимости, как вид разрешенного использования земельного участка.
Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Из положения статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что документы, представляемые для осуществления кадастрового учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета недвижимости в ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен перечень лиц, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав.
Статьей 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Доводы административного истца о том, что Управление Росреестра самовольно изменило вид разрешенного использования земельного участка не нашли своего подтверждения в материалах дела. Согласно п. 2 Постановления Главы адрес адрес от 29.10.1999г. предоставить в частную собственность фио земельный участок площадью 1500 кв.м. в адрес, мкр. Родники, адрес при д.19 для индивидуального жилищного строительства, остальные 35 кв.м. - в пользование с тем же целевым назначением. Пунктом 3 обращено внимание фио, что любое возведение строений на данном земельном участке, изменение его границ, можно производить только с разрешения Администрации адрес, Строительного отдела адрес. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12.11.1999г. указан объект права: земельный участок, земли населенных пунктов для индивидуального строительства. Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от 22.05.2018г. указано, что данный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, без указания вида разрешенного использования. Каким образом доводы истца о том, что начиная с 2017г. фио неправильно начисляется земельный налог, являются несостоятельными. Сведений о том, что до 2017г. у данного участка был зарегистрирован иной вид разрешенного использования, не представлено, сведения о собственности фио были зарегистрированы на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.05.2018г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исковые требования подлежали удовлетворению несмотря на то, что 22.12.2021г. Управление Росреестра по Москве в заявительном порядке фио изменило вид разрешенного использования земельного участка до обращения в суд с иском, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм процессуального права.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
В связи с изложенным, по делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 23 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июня 2023г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.