Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, адресВ., при секретаре Шаутаевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи адресВ. административное дело по административному исковому заявлению Галкина Дмитрия Александровича, Галкиной Анны Васильевны к Префектуре Троицкого и адрес о признании незаконным заключения, взыскании судебных расходов
по апелляционной жалобе представителя административных истцов Галкина Дмитрия Александровича, Галкиной Анны Васильевны, по доверенности Савенковой К.А. на решение Щербинского районного суда адрес от 26 июля 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Префектуре Троицкого и адрес, в котором просят суд признать незаконным признать незаконным и отменить Заключение N 1 от 28.12.2021 года Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Троицкого и адрес, назначенной распоряжением префектуры Троицкого и адрес от 12 марта 2018 года N 25-РП, о выявлении оснований для признания помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г. адрес подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями; возложить на административного ответчика обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, силами Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Троицкого и адрес, назначенной распоряжением префектуры Троицкого и адрес от 12 марта 2018 года N 25-РП, вынести в отношении помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г. адрес, одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; взыскать расходы по оплате госпошлины в размере сумма
Свои требования мотивирует тем, что административные истцы являются нанимателями жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес, адрес, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 12.02.2020 г..09 октября 2022 года административный истец Галкина А. В. обратилась в Префектуру Троицкого и адрес с заявлением по вопросу признания жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г..адрес пригодным (непригодным) для проживания, в связи с аварийным техническим состоянием его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. К заявлению от 09.10.2020 года были приложены документы, предусмотренные п. 45 Положения, в том числе, техническое заключение N 52/08-2020 по обследованию строительных конструкций жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г..адрес, выполненное экспертами ООО "НИКА". Письмом N 0901-22-3047/20 от 05.02.2021 года административный истец была уведомлена, что по итогам проведенного заседания, по ее заявлению, Окружной межведомственной комиссии по использованию жилого фонда Троицкого и адрес (далее ОМК), вышеуказанное жилое помещение признано "подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями". Приложением к указанному письму было заключение Межведомственной комиссии N 17 от 20.11.2020 года.
Основанием для принятия указанного решения, послужило техническое заключение N 52/08-2020 по обследованию строительных конструкций жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г..адрес, выполненное экспертами ООО "НИКА". В связи с тем, что заключение Межведомственной комиссии N 17 от 20.11.2020 года не содержало технико-экономического обоснования (п. 47 Положения) проведения капитального ремонта, 17 февраля 2021 года административный истец обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении в ее адрес данного обоснования. Письмом N 0901-22-681/21 (N 0901-22-1149/21) от 17.03.2021 года административный ответчик уведомил Галкину А. В, что достаточным основанием для выводов Межведомственной комиссии является предоставленное административным истцом заключение N 52/08-2020 по обследованию строительных конструкций жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г..адрес, выполненное экспертами ООО "НИКА", тем самым отказав в технико-экономическом обосновании проведения капитального ремонта.
Не согласившись с указанным заключением ОМК, Галкина А. В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным и отменить Заключение N 17 от 20.11.2020 года Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Троицкого и адрес, назначенной распоряжением префектуры Троицкого и адрес от 12 марта 2018 года N 25- РП, о признании помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г..адрес подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями; возложить на административного ответчика обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, силами Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Троицкого и адрес, назначенной распоряжением префектуры Троицкого и адрес от 12 марта 2018 года N 25- РП, вынести в отношении помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г..адрес, одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г..N 47. Решением Щербинского районного суда адрес от 24.06.2021 года по делу N 02а-0621/2021, исковые требования Галкиной А.В. были удовлетворены в полном объеме. Определением Московского городского суда от 07.12.2021 года по делу N 33а-5937/2021 вышеуказанное решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Письмом N 09-01-13-2137/21 от 29.12.2021 года административный истец Галкина А. В. была поставлена в известность, что во исполнение указанного выше решения суда, а также по ее (Галкиной А.В.) заявлению, Окружной межведомственной комиссии по использованию жилого фонда Троицкого и адрес, принято заключение "о выявлении оснований для признания вышеуказанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями". Приложением к указанному письму было заключение Межведомственной комиссии N 1 от 28.12.2021 года. Административные истцы считают Заключение Межведомственной комиссии от 28.12.2021 года N 1 которое содержит выводы "о выявлении оснований для признания помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г..адрес подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик", незаконным, поскольку оно противоречит нормам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Решением Щербинского районного суда адрес от 26 июля 2022 года было постановлено: В удовлетворении административных исковых требований Галкина Дмитрия Александровича, Галкиной Анны Васильевны к Префектуре Троицкого и адрес о признании незаконным заключения, взыскании судебных расходов - отказать.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов по доверенности Савенкова К.А. просит об отмене решения суда как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административных истцов по доверенности Савенкова К.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии со статьями 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в административном деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности
Судом установлено, что административные истцы являются нанимателями жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: адрес, адрес, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от 12.02.2020 года.
09 октября 2022 года административный истец Галкина А. В. обратилась в Префектуру Троицкого и адрес с заявлением по вопросу признания жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г. адрес пригодным (непригодным) для проживания, в связи с аварийным техническим состоянием его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
К заявлению от 09.10.2020 года были приложены документы, предусмотренные п. 45 Положения, в том числе, техническое заключение N 52/08-2020 по обследованию строительных конструкций жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г. адрес, выполненное экспертами ООО "НИКА".
Письмом N 0901-22-3047/20 от 05.02.2021 года административный истец была уведомлена, что по итогам проведенного заседания, по ее заявлению, Окружной межведомственной комиссии по использованию жилого фонда Троицкого и адрес (далее ОМК), вышеуказанное жилое помещение признано "подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями". Приложением к указанному письму было заключение Межведомственной комиссии N 17 от 20.11.2020 года.
Основанием для принятия указанного решения послужило техническое заключение N 52/08-2020 по обследованию строительных конструкций жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г. адрес, выполненное экспертами ООО "НИКА".
В связи с тем, что заключение Межведомственной комиссии N 17 от 20.11.2020 года не содержало технико-экономического обоснования (п. 47 Положения) проведения капитального ремонта, 17 февраля 2021 года административный истец обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении в ее адрес данного обоснования.
Письмом N 0901-22-681/21 (N 0901-22-1149/21) от 17.03.2021 года административный ответчик уведомил Галкину А. В, что достаточным основанием для выводов Межведомственной комиссии является предоставленное административным истцом заключение N 52/08-2020 по обследованию строительных конструкций жилого помещения 3, в многоквартирном доме 19, адрес, г. адрес, выполненное экспертами ООО "НИКА", тем самым отказав в технико-экономическом обосновании проведения капитального ремонта.
Не согласившись с указанным заключением ОМК, Галкина А. В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным и отменить Заключение N 17 от 20.11.2020 года Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Троицкого и адрес, назначенной распоряжением префектуры Троицкого и адрес от 12 марта 2018 года N 25- РП, о признании помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г. адрес подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями; возложить на административного ответчика обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, силами Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Троицкого и адрес, назначенной распоряжением префектуры Троицкого и адрес от 12 марта 2018 года N 25- РП, вынести в отношении помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г. адрес, одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
Решением Щербинского районного суда адрес от 24.06.2021 года по делу N 02а-0621/2021, исковые требования Галкиной А.В. были удовлетворены в полном объеме.
Указанное решение вступило в законную силу 07.12.2021 года.
Письмом N 09-01-13-2137/21 от 29.12.2021 года административный истец Галкина А.В. была поставлена в известность, что во исполнение указанного выше решения суда, а также по ее (Галкиной А.В.) заявлению, Окружной межведомственной комиссии по использованию жилого фонда Троицкого и адрес, принято заключение "о выявлении оснований для признания вышеуказанного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями". Приложением к указанному письму было заключение Межведомственной комиссии N 1 от 28.12.2021 года.
Административные истцы считают Заключение Межведомственной комиссии от 28.12.2021 года N 1 которое содержит выводы "о выявлении оснований для признания помещения 3, многоквартирного дома 19, адрес, г. адрес подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик", незаконным, поскольку оно противоречит нормам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 и нарушает права и законные интересы административных истцов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 2.1.15 Положения о префектуре административного округа адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти адрес", префектура создает Окружную межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания (далее - ОМВК), организует ее работу.
Порядок организации и деятельности ОМВК установлен Положением об Окружной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.12.2017 N 1072-ПП "О порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в адрес и внесении изменений, признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес" (далее - постановление Правительства Москвы от 21.12.2017 N 1072-ПП).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.12.2017 N 1072-ПП, а также в целях рассмотрения вопросов о признании пригодными (непригодными) для проживания жилых помещений, расположенных на адрес и адрес, в префектуре создана Окружная межведомственная комиссия Троицкого и адрес по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания (далее - Окружная межведомственная комиссия ТиНАО), утверждены положение и состав данной комиссии (копия распоряжения префектуры от 12.03.2018 N 25-РП "О создании Окружной межведомственной комиссии Троицкого и адрес по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания" прилагается).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения об Окружной межведомственной комиссии ТиНАО в полномочия ОМВК входит рассмотрение вопросов и принятие решения, оформленного в виде заключения, о выявлении оснований для признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", которое определяет Порядок признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания (далее - Положение).
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания, предусмотрен пунктом 45 Положения.
Пункт 44 Положения определяет процедуру (последовательность действий) при проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям, в том числе: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Согласно абзацу 2 пункта 46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Пунктом 47 Положения (в редакции от 27.07.2020) предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (абзац 9 пункта 47 Положения).
Таким образом, префектура в соответствии с действующими нормативными правовыми актами наделена полномочиями по созданию Окружной межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, которая вправе по результатам работы принять решение, предусмотренное пунктом 47 Положения, в том числе, о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.
Судом было установлено, что во исполнение решения Щербинского районного суда адрес от 24.06.2021 года по административному делу N 02а-0621/2021 префектура рассмотрела обращение Галкиной А. В, поступившее в префектуру 12.10.2020 года, по вопросу признания жилого помещения 3, расположенного по адресу: адрес, г. адрес, непригодным для проживания.
По итогам проведенного заседания Окружной межведомственной комиссии ТиНАО было принято решение, оформленное в виде заключения от 28.12.2021 N 1 "о выявлении оснований для признания вышеуказанного помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями".
Письмом от 29.12.2021 N 09-01-13-2137/21 заявитель проинформирован о принятом Окружной межведомственной комиссией ТиНАО решении.
Оснований не согласиться с данными суждениями суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает; они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ и в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что совершенные им действия (бездействие), принятое решение соответствует закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции сообразно приведенным нормам процессуального закона распределил бремя доказывания между сторонами, дал надлежащую правовую оценку доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение в соответствии со статьей 227 КАС РФ; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Несогласие административных истцов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм права.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щербинского районного суда адрес от 26 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.