Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Помаз А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-896/22 по апелляционной жалобе представителя Управления Росреестра по адрес фио на решение Никулинского районного суда адрес от 25 октября 2022 года, которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Управления Росреестра по адрес, выразившееся в невнесении изменений в содержащиеся в ЕГРП записи об ограничении - запрете регистрации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N50:08:0040235:120, N50:08:0040235:153, наложенные в рамках исполнительного производства N78730/14/77007-ИП постановлениями судебного пристава-исполнителя от 12 января 2016 года, 26 февраля 2019 года, обязав внести изменения",
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Исьянов Р.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по адрес и просил признать незаконным бездействие, выразившееся в невнесении сведений о снятии ареста с земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0040235:120 и 50:08:0040235:153 и неуведомлении о принятом решении; обязать снять запрет в отношении земельных участков.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником вышеуказанных земельных участков, на которые судебными приставами - исполнителями наложены ограничения в виде запрета регистрация права.
Указанные ограничения отменены 18 декабря 2020 года, соответствующие постановления направлены в адрес Управления Росреесра по адрес (далее- Управление). Однако Управлением не произведены регистрационные действия по снятию запрета.
Никулинским районным судом адрес 25 октября 2022 года постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель Управления фио по доводам апелляционной жалобы.
Представитель административного истца фио в заседании судебной коллегии просил оставить решение без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Исьянов Р.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040235:15, расположенного по адресу: адрес, с/ адрес, адрес, а также земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040235:120 по адресу: адрес, с/ адрес, адрес, уч.28.
В отношении фио Кунцевским ОСП ГУФССП России по адрес возбуждено исполнительное производство N78730/14/77007-ИП, которое впоследствии передано в Тропарево-Никулинский ОСП ГУФССП России по адрес с присвоением N15756/19/77027-ИП.
В рамках исполнительного производства судебным приставом - исполнителем приняты постановления о запрете совершения действий по государственной регистрации в отношении указанных земельных участков.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тропарево-Никулинского ОСП ГУФССП России по адрес от 29 января 2021 года исполнительное производство окончено фактическим исполнением, а также отменены меры по запрету на совершение регистрационных действий в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N50:08:0040235:153, N50:08:0040235:120, наложенные постановлениями от 12 января 2016 года и 26 февраля 2019 года.
Вышеуказанные постановления в рамках межведомственного взаимодействия направлены отделом службы судебных приставов в адрес Управления Росреестра по адрес.
Кроме того, 11 марта 2022 года Тропарево-Никулинским ОСП ГУФССП России по адрес в адрес Управления Росреестра по адрес повторно направлены постановления об отмене мер по запрету на совершение регистрационных действий, которые получены адресатом 14 марта 2022 года, что следует из отчета об отслеживании почтового отправления с идентификатором 11928569033511.
Исьянов Р.Ф. обратился в Управление Росреестра по адрес с заявлением о погашении записи об ограничении в виде ареста.
13 апреля 2022 года Управлением направлен ответ, в котором разъяснялась необходимость направления постановления об отмене ограничений посредством межведомственного взаимодействия или почтовым отправлением.
Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 10 августа 2022 года, ограничения прав в отношении земельных участков сохраняются.
Оценив представленные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении требований административного истца, поскольку запреты на совершения регистрационных действий в отношении вышеуказанных земельных участков судебным приставом - исполнителем сняты, соответствующие постановления направлены в адрес Управления Росреестра по адрес, однако Управлением не совершены действия по государственной регистрации снятия запретов, что свидетельствует о бездействии Управления.
Данные выводы являются верными, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения не имеется.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
В силу пункта 8 части 1 статьи 16 названного Закона государственная регистрация прав осуществляется в течение трех рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
В соответствии с пунктом 3.1 Соглашения ФССП России, Росреестра 25 от "О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии" судебные приставы-исполнители, наложившие арест на недвижимое имущество (установившие иное ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, далее - арест) либо отменившие арест недвижимого имущества, направляют постановления о наложении ареста на имущество должника, постановления об отмене ареста имущества должника (либо постановления об окончании исполнительного производства, в котором указывается об отмене ареста имущества должника) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судебных приставов-исполнителей, с использованием СМЭВ в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по месту нахождения объекта недвижимости для внесения соответствующих сведений в ЕГРП. Направление заверенных копий постановлений о наложении ареста на имущество должника, постановлений об отмене ареста имущества должника (либо постановлений об окончании исполнительного производства, в котором указывается об отмене ареста имущества должника) в форме бумажного документа допускается в случае недоступности сервиса СМЭВ либо нефункционирования каналов передачи данных в отделе судебных приставов более одних суток.
Согласно пункту 3.4.1 Соглашения копия постановления об отмене ареста имущества должника в форме бумажного документа может быть представлена в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, непосредственно судебным приставом-исполнителем, его вынесшим, либо направлена судебным приставом-исполнителем почтовой связью.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из вышеприведенных доказательств следует, что в Управление представлены необходимые документы для осуществления действий по государственной регистрации снятия запретов в отношении земельных участков, принадлежащих административному истцу.
Сведениями из ЕГРН по состоянию на 26 июля 2023 года подтверждается наличие ограничений прав на основании постановлений, наложенных судебным приставом-исполнителем на запрет регистрационных действий в отношении принадлежащего должнику объектов недвижимого имущества.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Никулинского районного суда адрес от 25 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 августа 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.