Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Тиханской А.В., Коневой С.И., при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тиханской А.В., административное дело N 2а-506/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Перовского районного суда адрес от 19 октября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления фио к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконными действий (бездействия), обязании совершить определенные действия - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец фио обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия(бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес, выразившиеся в постановке принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений, общая площадь... кв.м, в виде одного контура без всех окончательно установленных границ. Данное обстоятельство не соответствует первичным документам о праве собственности, произошел захват части неразграниченного земельного участка при домовладении без законных на то оснований, и без подписания соответствующих актов, соглашений наследниками. В имеющейся документации Управления Росреестра по адрес не указано основание перехода права собственности, возникновение прав, не предоставлены сведения о предыдущих правообладателях, долях наследства, не указан источник права собственности. Законных оснований для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок не имелось, в связи с чем оспариваемые действия произведены в нарушение требования федерального закона от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которые привели к нарушению прав административного истца.
Административный истец фио его представитель фио в судебном заседании административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на неправильное применение норм материального права.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, судом установлено, что фио на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес, с разрешенным видом использования: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли поселений, общая площадь... кв.м, на основании архивной выписки N 73/6 от 27.12.2004 года из Постановления Администрации Звенигорода адрес N278 от 27.04.1995 года.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером.., с категорией земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", площадь 345 кв.м, расположенном по адресу: адрес, в том числе о местоположении его границ.
Местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером... в 2015 году определено на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером фио (номер квалификационного аттестата 50-11-552).
В составе межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, содержится акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером...
Местоположение границ указанного земельного участка согласовано со всеми земплепользователями в установленном порядке.
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером.., с категорией земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", площадью 1010 кв.м, расположенном по адресу: адрес, в том числе о местоположении его границ.
При анализе электронных описей документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, выявлено, что документы кадастрового учета на земельный участок с кадастровым номером... на хранении отсутствует.
По данным Филиала ГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по адрес" сведения о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами... уточнялись в соответствии с межевыми планами, подготовленными кадастровым инженером фио В Акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером.., включенного в состав межевого плана, кадастровым инженером предоставлены сведения о прохождении смежного с уточняемым земельного участка с кадастровым номером.., при этом в связи с тем, что сведения о местоположении границ данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласование границ не проводится. В Акте согласования местоположения границ земельного участка кадастровым номером.., включенного в состав межевого плана, отсутствуют сведения о прохождении границ земельного участка с кадастровым номером... в связи с тем, что данный участок не является смежным с уточняемым.
адрес с кадастровыми номерами..,... имеют статус сведений "ранее ученный", не являются преобразуемыми, не подлежат снятию с такого учета в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "о государственной регистрации недвижимости".
Разрешая данные требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу о том, что действия (бездействия) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес являются законными, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Данные выводы суда признаются судебной коллегией правильными.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ) "О государственной регистрации недвижимости").
В силу части 1 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ) "О государственной регистрации недвижимости").
Статьей 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Применяя вышеприведенные нормы права и учитывая то обстоятельство, что сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка, регистрации права собственности и определении границ земельного участка носят заявительный характер, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные регистрационные действия произведены Росреестром по адрес на основании поступивших документов. Проверка законности и подлинности подписей владельцев земельных участков не входит в компетенцию регистрирующего органа, а возникший спор о границах подлежит рассмотрению в ином судебном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 19 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.