Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, с участием прокурора Каировой О.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гоголевой Елены Владимировны о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части пункта 1325 приложения 3 к постановлению,
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление, постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 11 декабря 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, том 2, 17 декабря 2013 года.
Пунктом 1.3 названного постановления утвержден перечень з емельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, на которых размещено имущество (конструкции, строительные материалы и прочее), не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках (приложение 3) (далее также Перечень, приложение 3). Пунктом 1325 приложения 3 к постановлению (в редакции постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2022 года N 174-ПП) в Перечень включен объект с адресным ориентиром: город Москва, АДРЕС.
Гоголева Е.В. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в части включения в Перечень пункта 1325, в обоснование требований указав на то, что объект недвижимости по адресу: город Москва, АДРЕС, самовольной постройкой не является. В такой ситуации пункт 1325 Перечня противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель административного истца Моряева И.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Садовникова М.А. против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители ТУ Росимущества по Москве, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы участия в судебном заседании не принимали.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора Каировой О.А, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Краснолиманская, вл. 19/А выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства и размещенный без разрешительной документации.
Актом Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от * N * установлено, что в период 2012-2014 годы на земельном участке возведен трехэтажный жилой дом площадью ПЛОЩАДЬ кв.м. Фактическим пользователем земельного участка и зданий, расположенных на нем, является административный истец Гоголева Е.В.
Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества, включен в приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП. Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права Гоголевой Е.В, а административный истец вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проверяя в порядке части 8 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что на основании положений пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
В соответствии с требованиями статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, которое, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", официально опубликовано и подписано Мэром Москвы, следовательно, оно введено в действие в установленном порядке.
Стороны также не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Проверяя оспариваемое в части Постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" о рганы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Как указано в пункте 2 приведенной нормы субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Полномочия собственника в отношении земельного участка, на котором расположено спорное строение, осуществляет Правительство Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Принимая во внимание, что государственное управление земельными участками предполагает проведение, в том числе и контрольных мероприятий за целевым использованием таких земельных участков, суд приходит к выводу о том, что Правительство Москвы вправе включать сведения о з емельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и о земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в перечень, указанный в приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, но лишь при наличии объективных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что такие участки не предоставлялись для целей строительства (реконструкции) размещенного на них имущества и (или) при отсутствии разрешения на строительство для проведения работ по строительству (реконструкции) на указанных земельных участках.
Между тем вопрос о том, является ли спорное здание самовольной постройкой, был предметом судебной оценки.
Так, решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 мая 2023 года отказано в удовлетворении исковых требований Департамента городского имущества города Москвы, Правительства города Москвы к Гоголевой Е.В. о признании здания самовольной постройкой, возложении обязанностей по сносу самовольной постройки, освобождении и благоустройстве земельного участка.
В ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что земельный участок, где находится жилой дом, расположен в пределах границ СДПК "Радиоцентр N 4" В свою очередь 22 июля 2002 года между ФГУП РТРС и СДПК "Радиоцентр N 4" был заключен договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает на долгосрочное пользование на условиях аренды земельный участок площадью ПЛОЩАДЬ кв. метров. На участке имеются садовые домики, ограждения, хозяйственные постройки, электрическая распределительная сеть, летняя система водоснабжения, внутренние дороги садового товарищества.
Земельный участок N * площадью ПЛОЩАДЬ кв. метров, в отношении которого заявлены требования, выделен Гоголевой Е.В. как члену СДПК "Радиоцентр N 4" для строительства жилого дома и ведения приусадебного хозяйства.
20 июня 2005 года между Гоголевой Е.В. и ООО "Црна Гора Инженеринг" был заключен договор на выполнение строительных и монтажных работ, в соответствии с которым подрядчик обязался выполнить комплекс строительно-монтажных работ по возведению жилого дома N 1 (общей площадью ПЛОЩАДЬ кв. метров), жилого дома N 2 (общей площадью ПЛОЩАДЬ кв. метров), беседки (площадью ПЛОЩАДЬ кв. метров) и забора в городе Москва, Южное Бутово на территории СДПК "Радиоцентр N 4", земельный участок N *. Работы по строительству были выполнены в период с 21 июня 2005 года по 31 декабря 2005 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилой дом был возведен Гоголевой Е.В. на земельном участке, который был выделен ей как члену СДПК "Радиоцентр N 4" в установленном порядке для строительства жилого дома и ведения приусадебного хозяйства из состава земель, которые были предоставлены СЖПК "Радиоцентр N 4", суды пришли к выводу о том, что спорный объект недвижимого имущества признакам самовольной постройки не отвечает.
По результатам рассмотрения гражданского спора и на основании проведенной судебной строительно-технической экспертизы судами также установлено, что жилой дом соответствует строительным нормам и правилам, угрозы жизни и здоровью граждан не создает.
Согласно п. 2.1 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП Перечень, указанный в приложении 3 к настоящему постановлению, подлежит актуализации не реже одного раза в квартал.
В такой ситуации, принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела доказательств отсутствия разрешения на возведение жилого дома на земельном участке по адресу: город Москва, АДРЕС не добыто, напротив, установлена правомерность возведения жилого дома на указанном участке, при этом оспариваемый пункт Перечня до настоящего времени не актуализирован, суд приходит к выводу о том, что пункт 1325 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет административное исковое заявление Гоголевой Е.В. о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП.
С учетом того, что постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части ранее применялось, суд признает указанный правовой акт недействующим с момента вступления настоящего решения суда в силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим пункт 1325 приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.