Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитников ООО "Камелии" по доверенностям Бандуры Б.А. и фио на постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 02 августа 2023 года, которым ООО "Камелии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности ООО "Камелии" по адресу: адрес, на срок 90 суток,
УСТАНОВИЛ:
10 июля 2023 года ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в отношении ООО "Камелии" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Хамовнический районный суд адрес, судьёй которого 02 августа 2023 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалуют защитники общества по доверенностям Бандура Б.А. и фио по доводам поданных жалоб, согласно которым, ни законный представитель общества, ни защитник, сведения о котором содержатся в материалах дела, в установленном порядке не были извещены о времени и месте составления должностным лицом Роспотребнадзора протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении 02 августа 2023 года дела судьей районного суда, чем допущены существенные нарушения процессуальных норм; протокол об административном правонарушении не содержит сведения о потерпевшем; владелец жилого помещения, в котором производились измерения уровней шума, потерпевшим не признавался; выводы судьи районного суда основаны на недопустимых доказательствах, полученных с нарушением закона, включая экспертное заключение, подписанное экспертом, не предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.17.9 КоАП РФ, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, осуществленного без участия понятых, протокол измерения уровней шума в квартире, проведенного без участия понятых и представителя ООО "Камелии", без применения видеофиксации, определение о назначении и проведении экспертизы, с которым представитель общества в установленном порядке ознакомлен не был, акт проверки, на составление которого представитель общества не приглашался; нарушен порядок проведения измерения уровней шума в жилом помещении, а также порядок проведения проверки юридического лица, которая с органами прокуратуры не согласовывалась; нарушена хронология вынесения должностными лицами административного органа процессуальных документов, порядок возбуждения дела об административном правонарушении, так как санитарно-эпидемиологическая экспертиза назначена и проведена еще до возбуждения дела об административном правонарушении; санитарно-эпидемиологическая экспертиза не отвечает требованиям действующего
законодательства, проведена с нарушением положений ГОСТ 23337-2014 при измерении уровней шума, что с очевидностью усматривается из представленных стороной защиты рецензионных заключения специалиста фио Управление судебных и внесудебных исследований и оценки "МК Эксперт" от 11 августа 2021 года N787Р\22 по результатам анализа протокола измерений уровней шума и экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы и заключения независимой экологической экспертизы Испытательной лаборатории ООО "Центр экологических решений"; вина общества не доказана допустимыми и достаточными доказательствами; не приняты во внимание позиция стороны защиты, тот факт, что обществом предприняты меры для устранения выявленных нарушений, что следует из заключенного с подрядной организацией ООО "Концепт групп" договора от 27 февраля 2023 года, акта оказания услуг, строительной сметы и фотоматериалов.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Камелии", будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитников по доверенностям фио и фио, в полном объеме поддержавших изложенные в жалобе доводы, настаивавших на их удовлетворении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес по доверенности фио возражала против удовлетворения доводов жалоб, сочтя оспариваемое постановление судьи районного суда законным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, отвечающим признакам достоверности и допустимости, совокупности которых достаточно для квалификации действий общества по ст.6.4 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданных жалоб, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, допросив свидетелей, оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до сумма прописью; на должностных лиц - от одной тысячи до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулирует Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьями 1 и 2 которого санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; проведения социально-гигиенического мониторинга.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании п.1 ст.23 вышеуказанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Обязательные нормативы физических факторов в помещениях жилых и общественных зданий установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", в пункте 5 таблицы 5.35 которых установлены параметры шума для жилых комнат квартир как в дневное время (с 07 до 23 часов), так и в ночное время (с 23 до 07 часов).
Исходя из положений ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 16.00 час. 07 июля 2023 года в ходе проведения на основании поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по адрес от 04 июля 2023 года N06-01405 проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения вступившим в законную силу 27 апреля 2023 года постановлением судьи Хамовнического районного суда адрес от 14 апреля 2023 года по делу N 5-295/2023 административного наказания по ст.6.4 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток, предусмотренной ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ, в караоке-клубе "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии" по адресу: адрес, (1 этаж), должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес выявлено, что ООО "Камелии" указанные обстоятельства не устранены, в нарушение требований ст.11, ст.24, п.1 ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в жилой квартире N26, 27 по вышеназванному адресу, согласно экспертным заключениям ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 07 июля 2023 года N06-01405-09-1 и N06-014-05-09-2, уровень шума при работе звукопроизводящего оборудования в караоке-клубе "Lounge bar HAMILTON" с учетом поправки на фон и с учетом неопределенности измерений составили эквивалентные уровни звука - 30, 3 дБА при норме 25 дБА, что превышает допустимые эквивалентные уровни звука на 5.3 дБА для ночного времени суток, не соответствует допустимым значениям для ночного времени суток, установленным в п. 100 (п. 5 таб. 5.35), п. 105 глава V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", и что создает угрозу здоровью людей, в связи с чем действия ООО "Камелии" квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ООО "Камелии" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, постановлением судьи Хамовнического районного суда адрес от 14 апреля 2023 года по делу N 5-295/2023, которым ООО "Камелии", осуществляющее свою деятельность в караоке-клубе "Lounge bar HAMILTON" по адресу: адрес, д. 17, (1 этаж), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административной ответственности в виде административного приостановления деятельности по вышеназванному адресу на срок 90 суток; решением судьи Московского городского суда от 27 апреля 2023 года, которым вышеприведенное постановление оставлено без изменения, жалоба стороны защиты - без удовлетворения; поручением руководителя Управления Роспотребнадзора по адрес о проверке устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности от 30 июня 2023 года, копию которого под расписку получил представитель ООО "Камелии" по доверенности фио; копией акта по результатам проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности от 07 июля 2023 года, копия которого для сведения общества направлена посредством почты (л.д.4); копией заключенного между арендодателем Международным Союзом научных и инженерных общественных объединений - Союз НИО и арендатором ООО "Камелии" договора аренды нежилых помещений N17/08-2021 от 10 августа 2021 года с дополнительным соглашением к нему N2 от 07 июня 2023 года, в соответствии с условиями которых, арендатору во временное владение и пользование передано помещение в здании по адресу: адрес, дом 17, общей площадью 194, 3 кв.м,
ранее площадь арендуемых помещений составляла 884, 3 кв.м.; актом приема-передачи помещений от 18 августа 2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Камелии"; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по вышеприведенному адресу от 06 июля 2023 года, осуществленного с участием представителя ООО "Камелии" по доверенности фио, с применением средств видеофиксации; просмотренной в судебном заседании суда первой инстанции видеозаписью, являющейся приложением к данному протоколу осмотра помещений; определением о назначении и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в караоке-клубе "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии" по адресу: адрес, дом 17, от 04 июля 2023 года, с которым ознакомлен под расписку представитель ООО "Камелии" по доверенности фио; поручением N06-01405 от 01 июля 2023 года на проведение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" в рамках утвержденного государственного задания измерений уровней шума с включением\отключением оборудования, а также в фоновом режиме в квартире N26, 27 по адресу: адрес, дом 17; уведомлением ООО "Камелии" о проведении измерений уровня шума в 23.00 час. 07 июля 2023 года с включением\выключением звуковоспроизводящего оборудования караоке-клуба "Lounge bar HAMILTON" по адресу: адрес, содержащего предложение обеспечить присутствие представителя общества; протоколом измерений уровней шума ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" N77.01.09.0403/Ж от 07 июля 2023 года в жилой квартире N26, 27, расположенной на 3-ем этаже по адресу: адрес, под которой на 1-ом этаже расположены помещения караоке-клуба "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии", с режимом работы с 20.00 час. до 05.00 час, второй этаж дома занимают офисные помещения; экспертными заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 07 июля 2023 года N 06-01405-09-1 и N 06-014-05-09-2, согласно выводам которых в обследованной комнате жилой квартиры N 26, 27 по адресу: адрес, уровни шума при
работе звукопроизводящего оборудования караоке-клуба "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии" в ночное время суток не соответствуют допустимым значениям для ночного времени суток, установленным п. 100 (п. 5 таб. 5.35), п. 105 глава V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; протоколом об административном правонарушении от 10 июля 2023 года в отношении ООО "Камелии", в котором подробно приведено событие административного правонарушение, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, указаны нормы Закона и нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о составлении в 12.00 час. 10 июля 2023 года протокола об административном правонарушении, что подтверждается текстом уведомления об этом, для сведения направленном 07 июля 2023 года по электронному адресу общества VADSOL.MOS@ GMAIL.COM, внесенному в ЕГРЮЛ (л.д.62), сведениями о направлении данного уведомления (л.д.8, 9), копия протокола для сведения направлена в адрес общества по указанному адресу электронной почты (л.д.5), а также посредством почты (л.д.4), протокол содержит все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, включая подпись должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
С татьей 28.2 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных со способом извещения, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.). Кодекс не запрещает административному органу по своему усмотрению выбирать любую форму извещения, с соблюдением условий, позволяющих в дальнейшем подтвердить получение данного извещения адресатом.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если был соблюден порядок вручения почтовых отправлений.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Исходя из положений пп. "в.1" п.1 ст.5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в едином государственном реестре юридических лиц среди иных сведений о юридическом лице содержатся также сведения об адресе электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации).
Вопреки позиции заявителей жалоб, в целях создания необходимых условий для реализации права законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по адрес приняты надлежащие меры к его извещению о составлении в 12.00 час. 10 июля 2023 года протокола об административном правонарушении, в данном случае законный представитель общества извещался заблаговременно посредством направления 07 июля 2023 года уведомления на электронный адрес общества (VADSOL.MOS@ GMAIL.COM), внесенный в ЕГРЮЛ, также размещенный на официальном сайте ООО "Камелии" по состоянию на указанный период времени, которое было доставлено на сервер адресата, оснований ставить под сомнение тот факт, что указанное извещение доставлено и получено, не имеется.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.
Доводы в жалобах о том, что статус собственника квартиры, в которой производилось измерение уровней шума, по данному делу не определялся, он не был признан потерпевшим по делу, в протоколе об административном правонарушении потерпевший не указан, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедура признания лица потерпевшим не предусмотрена, не указание потерпевшего в протоколе об административном правонарушении не является существенным недостатком протокола, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела по существу, влекущим признание протокола недопустимым доказательством, данное обстоятельство не препятствовало суду всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 КоАП РФ, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи, при этом ч асть 2 статьи 27.8 КоАП РФ предоставляет право выбора: провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых.
В рамках настоящего дела осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений осуществлялся на основании части 1 статьи 27.8 КоАП РФ, должностным лицом Роспотребнадзора, в силу статьи 28.3 КоАП РФ уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, с использованием записывающего видеоустройства, в присутствии представителя ООО "Камелии" по доверенности фио, о чем сделаны соответствующие отметки (л.д.47-48), по результатам которого составлен протокол осмотра, к которому приобщена видеозапись на CD-носителе (л.д.68), и с которым под расписку ознакомлен представитель общества, о чем имеются его собственноручные подписи.
Перечисленные выше и исследованные судьей районного суда доказательства проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Кроме того, данные доказательства согласуются с показаниями допрошенных в судебном заседании суда второй инстанции в качестве свидетелей ведущего специалиста-эксперта отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес фио, составившего протокол об административном правонарушении, из которых следует, что на составление протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещался им посредством направления уведомления на адрес электронной почты ООО "Камелии", который указан в ЕГРЮЛ и размещен на официальном сайте общества, уведомление было доставлено на сервер адресата, так как в случае, если письмо по электронной почте адресату не доставлено, на электронную почту отправителя, с которой было отправлено письмо, с сервера почты приходит сообщение с пометкой "Ваше письмо не доставлено", которое на электронную почту Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес не приходило, собственник квартиры, в которой производилось измерение уровней шума, потерпевшим по настоящему делу не признавался, поэтому в протоколе в качестве потерпевшего не указывался, о проведении осмотра помещений и проведения измерения уровней шума общество им также извещалось, была обеспечена явка представителя ООО "Камелии" с доверенностью, который присутствовал при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, но который, с учетом мнения собственника квартиры, не был допущен в жилую квартиру, о чем в протоколе осмотра данным представителем сделана соответствующая запись; эксперта-физика по контролю за источниками ионизирующих и неонизирующих излучений отдела гигиены труда и источников неионизирующих излучений ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" фио, согласно которым, при установленных обстоятельствах измерение уровней шума им производилось в жилой комнате, площадью 20, 9
кв. м, при закрытых дверях и окнах, при последовательном включении\выключении звукопроизводящего оборудования караоке-клуба "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии" в ночное время суток на максимальной мощности, в трех точках, с учетом поправки на фон, в протокол измерения внесены сведения об одной точке - в центре комнаты, в которой был выявлен наибольший уровень шума, в присутствии сотрудника Роспотребнадзора фио и представителя собственника квартиры, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они ничем не опровергнуты, даны должностными лицами, непосредственно участвовавшими при проведении проверки и выявившими административное правонарушение, предупрежденными об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Исполнение сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес, являющимися должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе осуществление контроля по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями санитарно-эпидемиологических требований предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей, выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения их действий по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов определен Методическими указаниями "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания. МУК 4.3.3722-21", утвержденными Роспотребнадзором 27 декабря 2021 года, на основании пунктов 1.4 и 1.8 которых, инструментальный контроль (измерения) и гигиеническая оценка уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях, осуществляется организациями, аккредитованными на данный вид работ в установленном порядке (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"); оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные названными методическими указаниями.
Вопреки утверждениям стороны защиты, в рассматриваемом случае измерение уровней шума в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам производилось экспертом-физиком в установленном порядке аккредитованного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес", аттестат аккредитации - N RA.RU.70045 от 12 мая 2015 года и ИЛЦ N RA.RU.21НН96 от 27 декабря 2018 года, предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ, о чем имеется его подпись в определении от 04 июля 2023 года о назначении и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы (л.д. 51), с которым под расписку ознакомлен представитель ООО "Камелии" по доверенности фио, в полном соответствии с методическими указаниями МУК 4.3.3722-21, при последовательно включенным\отключенным основным источником шума - звукопроизводящим оборудованием караоке-клуба "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии", с указанием в протоколе измерения уровней шума N77.01.09.0403/Ж от 07 июля 2023 года средства измерения, с помощью которого проводились измерения, сведений о поверке прибора, нормативно-технической документации, в соответствии с которой проводились измерения и давались заключения, места проведения измерений и результатов проведенных измерений, порядка проведения замеров.
Ссылаясь на нарушение порядка измерения уровней шума, сторона защиты не представила доказательств наличия других источников шума и влияния фонового шума на правильность полученных результатов измерений, наличие таких обстоятельств не зафиксировано и в рассматриваемом протоколе измерения уровней шума, каких-либо объективных доказательств о нарушении специалистом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" процедуры измерения уровней шума в жилом помещении в материалы дела не представлено.
Указанный протокол отвечает требованиям, предъявляемым к подобному рода документам, и обоснованно судьей районного суда признан допустимым и достоверным письменным доказательством завышенного уровня шума в жилой комнате квартиры N26, 27 по адресу: адрес.
Вопреки доводам в жалобах, присутствие понятых или применение видеозаписи обязательно в случаях, предусмотренных статьей 27.1 и статьей 28.1.1 КоАП РФ, тогда как измерение уровней шума в жилом помещении к таким случаям не относится, в связи с чем такое измерение правомерно проведено в отсутствие понятых и видеофиксации.
Выводы о превышение уровней шума допустимых в экспертных заключениях от 07 июля 2023 года N 06-01405-09-1 и N 06-014-05-09-2 не опровергают представленные в материалы дела стороной защиты рецензионные заключения специалиста фио Управление судебных и внесудебных исследований и оценки "МК Эксперт" от 11 августа 2021 года N787Р\22 и специалиста независимой экологической экспертизы Испытательной лаборатории ООО "Центр экологических решений", поскольку данные заключения не соответствуют требованиям ст. ст. 25.9, 26.2 и 26.4 КоАП РФ, так как их проводили специалисты не в порядке исполнения своих служебных обязанностей, не на основании определения уполномоченного должностного лица административного органа либо судьи районного суда, без предупреждения об административной ответственности за дачу ложного заключения по ст.17.9 КоАП РФ, выводы сделаны на основании того объема информации, которая была предоставлена стороной защиты, а не на основании материалов дела об административном правонарушении, предоставленных в их распоряжение уполномоченным должностным лицом либо судьей.
Кроме того, заключение специалиста независимой экологической экспертизы Испытательной лаборатории ООО "Центр экологических решений" датировано 22 марта 2022 года, следовательно, данное заключение дано за полтора года до проведения 07 июля 2023 года в рамках настоящего дела измерения уровней шума по вышеприведенному адресу, организацией, согласно официального сайта Росаккредитации, не аккредитованной на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, гарантируют, что каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, являются санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, здоровье населения, а также установленный порядок выполнения требований, предъявляемых к эксплуатации жилых, общественных помещений, зданий, нарушения которых создают угрозу здоровью людей; объективную сторону составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия ООО "Камелии" правильно квалифицированы по статье 6.4 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные в материалы дела в обоснование доводов об устранении ранее выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований заключенный между ООО "Камелии" и ООО "Концепт групп" договор N27022023\3 от 27 февраля 2023 года на проведение шумоизоляционных работ в караоке-клубе "Lounge bar HAMILTON", задание и смета на выполнение работ, товарная накладная, фотоматериал, на которые ссылается сторона защиты, не свидетельствуют об устранении обществом на момент проведения проверки нарушения требований п. 100 (п. 5 таб. 5.35), п. 105 глава V СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", опровергаются совокупностью добытых по настоящему делу доказательств, которой достаточно для квалификации действий указанного юридического лица по ст.6.4 КоАП РФ.
Принимая в рамках настоящего дела оспариваемый акт, судья районного суда правильно счел, что в данном случае не имеется доказательств того, что ООО "Камелии" принимались все зависящие от него предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по соблюдению требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", за нарушение которых ст.6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
ООО "Камелии", будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае сделано не было.
С учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", того обстоятельства, что выявленное нарушение посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создает угрозу для здоровья граждан, оснований для признания совершенного юридическим лицом деяния малозначительным, не имеется.
Судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела данной категории.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о заинтересованности в его исходе.
Вопреки доводам в жалобах, о рассмотрении судьей районного суда в 09.00 час. 02 августа 2023 года настоящего дела об административном правонарушении посредством Почты России по адресу места нахождения ООО "Камелии", внесенному в ЕГРЮЛ, 31 июля 2023 года была направлена срочная телеграмма с уведомлением N520166, содержащая дату, время и наименование районного суда, в производстве которого находится дело, и которая 31 июля 2023 года не доставлена в связи с тем, что такого учреждения нет, что следует из текста телеграммы со штампом телеграфа о принятии и уведомления об этом (л.д.79), и что согласуется с положениями ст.25.15 КоАП РФ, с разъяснениями в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", является надлежащем уведомлением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела, при этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
С учетом изложенного, наличия сведений об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также принимая во внимание не поступление от общества ходатайства об отложении судебного заседания, дело правомерно судьей районного суда рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО "Камелии".
В соответствии с частью 5 статьи 32.12 КоАП РФ, по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 данной статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 названного Кодекса.
Согласно постановлению судьи Хамовнического районного суда адрес от 14 апреля 2023 года по делу N 5-295/2023, ООО "Камелии" подвергнуто административному наказанию по ст. 6.4 КоАП РФ за превышение уровней шума в квартире N26, 27 по адресу: адрес, в связи с работой звукопроизводящего оборудования караоке-клуба "Lounge bar HAMILTON" ООО "Камелии" в ночное время суток, в виде административного приостановления деятельности по вышеназванному адресу на срок 90 суток, с зачетом в срок наказания периода фактического приостановления деятельности с 29 марта 2023 года по 13 апреля 2023 года, и который истек 26 июня 2023 года.
По окончании срока приостановления деятельности, в порядке требований части 5 статьи 32.12 КоАП РФ сотрудниками Роспотребнадзора 07 июля 2023 года проведена проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности, в ходе которой обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ в его нормативном единстве с абзацем 2 части 5 статьи 32.12 КоАП РФ в отношении ООО "Камелии" обоснованно было возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, проверка в данном случае проведена не в рамках Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в рамках КоАП РФ, оснований для согласования ее проведения с прокурором не имелось, о проведении проверки ООО "Камелии" надлежащим образом извещено, при ее проведении участвовал представитель общества по доверенности, в адрес общества для сведения направлен акт по результатам проверки, действия должностных лиц административного органа согласуются с требованиями статей 3.12, 32.12 КоАП РФ.
Поскольку для установления факта устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности, имелась необходимость проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, результаты данной экспертизы указывали на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, что явилось основанием для возбуждения в отношении ООО "Камелии" дела об административном правонарушении, не влекут удовлетворение поданных жалоб ссылки стороны защиты на назначение и проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы до возбуждения дела об административном правонарушении.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Исходя из разъяснений в пункте 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания; при назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В рамках рассматриваемого дела административное наказание судьей районного суда назначено в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которые создают потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для назначения менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, порядок рассмотрения и установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом положений ст.1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданных стороной защиты жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 02 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Камелии" оставить без изменения, жалобы защитников ООО "Камелии" по доверенностям Бандуры Б.А. и фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.