Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N 10-353/2021 от 10.11.2021 и решение судьи Басманного районного суда от 03.08.2022, вынесенные в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N 10-353/2021 от 10.11.2021 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Басманного районного суда от 03.08.2022 названное выше постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России фио ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, обеспечил явку защитника фио, который доводы жалобы поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления) наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществление производственного экологического контроля.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также требования к порядку и срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля".
В соответствии с ч.2 приложения 2 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
В силу ч.1 приложения 2 Порядка отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов административного дела и установлено административным органом и судом первой инстанции, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поставлены на государственный учет в федеральный государственный реестр объекты НВОС, согласно перечню, относящиеся к III категории негативного воздействия на окружающую среду, при этом отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов 4 категории негативного воздействия на окружающую среду, Учреждение в МУ Росприроднадзора, не направило.
Действия указанного юридического лица квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
Виновность ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в совершении вмененного правонарушения установлена на основании исследованных доказательств, в т.ч. протокола об административном правонарушении от 21.10.2021, служебной записки и др.
Месте с тем, суд при вынесении решения не учел следующее.
Из протокола об административном правонарушении, а также текста постановления должностного лица не усматривается за какой период времени ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны должны были представить требуемые отчеты, в то же время в указанных документах имеется ссылка на то, что противоправные деяния совершены ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 26.03.2020.
Не содержит в себе таких сведений и служебная записка начальника отдела разрешительной деятельности отдела экологического надзора по адрес, на которую ссылался суд в свое решении.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции применительно к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ проверены не были, сведения в административном органе об обстоятельствах совершенного правонарушения запрошены не были.
Судом не была дана правовая оценка сведениям о времени совершения ФГБУ "ЦЖКУ" вмененного правонарушения, а также причинам, по которым Учреждению, поставившему на государственный учет в федеральный государственный реестр объекты НВОС, согласно перечню, относящиеся к III категории негативного воздействия на окружающую среду, вменено совершение правонарушения, выразившегося, согласно протоколу, в непредоставлении отчетов об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов IV категории негативного воздействия на окружающую среду.
С учетом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судом первой инстанции не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Басманного районного суда адрес от 03.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, подлежит отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении суду следует истребовать в административном органе подробную информацию относительно времени совершения правонарушения в т.ч. истребовать дополнительные доказательства по делу, получить объяснение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении об обстоятельствах выявленного им правонарушения, после чего принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Басманного районного суда от 03.08.2022, вынесенное по жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N 10-353/2021 от 10.11.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Басманный районный суд адрес.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.