Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 30 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 2 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению казенного учреждения Орловской области "Орелгосзаказчик" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, начальнику отделения - старшему судебному приставу С.Л.А, судебному приставу-исполнителю Ц.В.Р. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
казенное учреждение Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" (далее также - Учреждение) обратилось в суд с названным административным иском, просило освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 9 сентября 2022 года по исполнительному производству N-ИП.
В обоснование административного иска указало на объективную невозможность исполнить в установленный срок требования исполнительного документа, обусловленную отсутствием необходимого финансирования.
Решением Заводского районного суда города Орла от 30 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 2 марта 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 июня 2023 года, Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области просит отменить судебные постановления и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, считает указанные Учреждением причины неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок неуважительными, ссылается на наличие предусмотренных законом оснований для взыскания исполнительского сбора.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство N-ИП, предмет исполнения: обязать Учреждение произвести ремонтно-восстановительные работы гидротехнического сооружения - плотины пруда "Мост-плотина" на реке Нугрь в городе Волхов Волховского района Орловской области, а именно: обеспечить возможность функционирования шандорных затворов с целью регулирования уровня сброса воды через водопропускное устройство; очистить подводящее русло от водной растительности, веток, мусора; очистить дно в районе расположения плотины от заиливания; очистить стыки плит крепления откосов подводящего русла с обеих сторон плотины от травянистой растительности; восстановить плиты рисбермы на дне и на откосах от деформации; очистить швы между бетонными плитами крепления откосов от грунта и зарослей травянистой растительности; устранить обрушения грунта за плитами крепления правового откоса рисбермы; восстановить по всей площади плотины плиты крепления, бетонные поверхности бычков, устоев, стенок, дорожное полотно вдоль сооружения от деформации, трещин, ям и выбоин в срок не позднее 1 августа 2022 года, должнику предложено в пятидневный срок с момента получения копии постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа. Факт своевременного получения должником копии постановления лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ц.В.Р. от 9 сентября 2022 года с Учреждения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия вины Учреждения, принявшего все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, в частности, в рамках осуществления своих полномочий в сфере гидротехнических сооружений Учреждение 28 мая 2021 года, 15 июля 2021 года направляло в адрес департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных программ по Орловской области письма с предложением о рассмотрении вопроса финансирования разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения - плотины пруда "Мост-плотина" на реке Нугрь в городе Волхове в 2021-2022 годах, однако необходимые лимиты бюджетных обязательств на 2021 год предусмотрены не были.
В настоящее время разработка проектной документации осуществляется на основании постановления Правительства Орловской области N 775 от 17 декабря 2021 года "Об утверждении межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов".
По делу установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 12 мая 2022 года Учреждением размещено объявление о проведении электронного аукциона на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной документации в целях капитального ремонта гидротехнического сооружения - плотины пруда "Мост-плотина" на реке Нугрь в городе Волхов, по итогам которого 6 июня 2022 года был заключен контракт на выполнение указанных работ. По условиям контракта окончание выполнения работ и сдача заказчику разработанной проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в объёме проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта, установлен в срок до 20 декабря 2022 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения определения Заводского районного суда города Орла от 11 октября 2022 года о предоставлении Учреждению отсрочки исполнения решения суда от 11 августа 2021 года на срок до 31 августа 2023 года включительно.
Выводы судов основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иной, отличной от судебной, оценке доказательств, представленных в подтверждение невиновности поведения должника, и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Ссылки автора кассационной жалобы на наличие предусмотренных законом оснований для взыскания исполнительского сбора не имеют отношения к предмету спора, поскольку требование о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным заявлено не было и судом не разрешалось.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 30 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 2 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.