Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 9 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению казенного учреждения Орловской области "Орелгосзаказчик" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области, межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, судебному приставу-исполнителю Ц.В.Р. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
казенное учреждение Орловской области "Орловский областной государственный заказчик" (далее также - Учреждение) обратилось в суд с названным административным иском, просило освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 9 сентября 2022 года по исполнительному производству N-ИП.
В обоснование административного иска указало на объективную невозможность исполнить в установленный срок требования исполнительного документа, обусловленную отсутствием необходимого финансирования.
Решением Заводского районного суда города Орла от 17 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 9 марта 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 июня 2023 года, Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области просит отменить судебные постановления и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, считает указанные Учреждением причины неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок неуважительными, ссылается на наличие предусмотренных законом оснований для взыскания исполнительского сбора.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство N-ИП, предмет исполнения: обязать Учреждение привести дорожное покрытие на участке автомобильной дороги "Хомутово-Никольское" с 0+000 - по 2+900 км в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, должнику предложено в пятидневный срок с момента получения копии постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа. Факт своевременного получения должником копии постановления лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ц.В.Р. от 9 сентября 2022 года с Учреждения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из отсутствия вины Учреждения, принявшего все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, в частности, 31 марта 2021 года Учреждением в адрес департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области было направлено письмо с предложением о распределении бюджетных средств на проведение ремонтных работ, в том числе, автодороги "Хомутово-Никольское" в программу будущих лет.
30 июня 2022 года Учреждением в адрес департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области было направлено письмо с предложением о распределении бюджетных средств на проведение ремонтных работ, в том числе, автодороги "Хомутово-Никольское" в программу будущих лет.
Письмом от 3 октября 2022 года Учреждение уведомило департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о том, что для проведения ремонтных работ на участках автомобильных дорог, в том числе, автодороги "Хомутово-Никольское" необходимо рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований Дорожного фонда на общую сумму - 8 127 781, 062 тыс.руб.
10 октября 2022 года департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области в адрес Учреждения направлено письмо о том, что лимиты бюджетных ассигнований на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Орловской области доведены до Учреждения в соответствии с Законом Орловской области от 25 ноября 2021 года "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Вместе с тем, административным истцом был заключен с ГУП ОО "Дорожная служба" контракт от 7 апреля 2022 года N-5-сод, направленный на обеспечение содержания автомобильных дорог в состоянии, гарантирующем круглогодичное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов, в том числе, автомобильной дороги "Хомутово-Никольское".
Несмотря на предпринимаемые административным истцом меры для исполнения решения суда, необходимые лимиты бюджетных обязательств на проведение работ по ремонту автомобильной дороги "Хомутово-Никольское" в бюджет дорожного фонда Орловской области заложены не были, что подтверждается постановлением Правительства Орловской области от 26 ноября 2020 года N 716.
Кроме того, определением Заводского районного суда города Орла от 11 октября 2022 года Учреждению была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 24 февраля 2022 года на срок до 31 августа 2023 года.
Выводы судов основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иной, отличной от судебной, оценке доказательств, представленных в подтверждение невиновности поведения должника, и не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Ссылки автора кассационной жалобы на наличие предусмотренных законом оснований для взыскания исполнительского сбора не имеют отношения к предмету спора, поскольку требование о признании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным заявлено не было и судом не разрешалось.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 9 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.