Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Ситникова В.С, Потеминой Е.В, с участием прокурора Сметанниковой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с применением видеоконференц-связи гражданское дело по иску ФСИН России к Аслямову Р. Р.вичу, Аслямовой Н. П, ИвА. А. РомА. о выселении, снятии с регистрационного учета
по кассационной жалобе ФСИН России
на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 19 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Ситникова В.С, выслушав представителя ФСИН России Ксенофонтова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Сметанниковой Н.В, полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
ФСИН России обратилась в суд с иском к Аслямову Р.Р, Аслямовой Н.П, Ивановой А.Р. о выселении, снятии с регистрационного учета.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 19 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично. Иванова А.Р. выселена из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". В удовлетворении исковых требований к Аслямову Р.Р, Аслямовой Н.П. о выселении, снятии с регистрационного учета отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2023 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ФСИН России подала кассационную жалобу, в которой просит отменить названные выше судебные постановления как незаконные.
При рассмотрении дела судебная коллегия руководствуется частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которой обжалуемые акты подлежат проверке в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом при рассмотрении дела установлено, что решением жилищной комиссии ФСИН России от 24 ноября 2005 г. Аслямову Р.Р. была предоставлена по договору найма служебного жилого помещения квартира по адресу: "адрес".
12 октября 2006 г. за ФСИН России зарегистрировано право оперативного управления в отношении указанной квартиры, распоряжением ФСИН России от 13 мая 2008 г. жилое помещение отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда ФСИН России.
10 июля 2008 г. между ФСИН России и Аслямовым Р.Р. был заключен договор найма служебного жилого помещения, согласно которому Аслямову Р.Р. и членам его семьи: жене Аслямовой Н.П, дочери Аслямовой А.Р. было предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение по адресу: "адрес", для временного проживания в нем.
Согласно п. 12 договора при расторжении или прекращении договора наниматель обязан освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке.
В соответствии с п. п. 18-19 договора его действие прекращается, в том числе, в связи с окончанием срока службы. В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
19 сентября 2017 г. между Ивановым А.Ю. и Аслямовой А.Р. был зарегистрирован брак, последней присвоена фамилия Иванова.
Приказом ФСИН России N 765-лс от 28 сентября 2018 г. с Аслямовым Р.Р. расторгнут контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе РФ, он уволен со службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на службе.
По состоянию на 14 января 2022 г. в квартире по адресу: "адрес" зарегистрированы Аслямов Р.Р, Аслямова Н.П, Аслямова А.Р.
14 октября 2021 г. истец обратился к ответчикам с извещением, в котором предлагал освободить квартиру, передав ее по акту приема-передачи ФСИН России.
Квартира ответчиками не освобождена.
С 29 декабря 2018 г. Аслямов Р.Р. состоит на учете с составом семьи из 2-х человек (заявитель и его супруга Аслямова Н.П.) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которая до настоящего времени Аслямовым Р.Р. не получена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований к Аслямову Р.Р, Аслямовой Н.П. о выселении, снятии с регистрационного учета, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 35, 93, 100, 103 ЖК РФ, исходил из того, что Аслямов Р.Р, Аслямова Н.П. состоят на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, которая на момент обращения ФСИН России с настоящим иском не предоставлена. Право пользования жилым помещением сохраняется до получения единовременной социальной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласилась и судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборное должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, на Аслямова Р.Р, уволенного со службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является самостоятельным основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Однако, указанные обстоятельства оставлены судом апелляционной инстанции без внимания.
Статья 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для его осуществления (части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). При этом федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами и требованиями, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов обеспечения тех или иных категорий граждан жильем, в том числе в части установления взаимозависимости видов жилищных гарантий для сотрудников федеральных органов исполнительной власти, при которой право на один из этих видов не может быть прекращено до предоставления другого.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 октября 2020 г. N 2460-О, Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, определяющим правила регулирования жилищных отношений, раскрывая содержание понятия "служебные жилые помещения", устанавливает, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93).
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается с учетом специфики трудовой деятельности нанимателя, имеющей социально-значимый аспект, что согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 19 апреля 2018 г. N 16-П, о том, что предоставление гражданам служебных жилых помещений по месту службы непосредственно связано с осуществлением ими своих служебных обязанностей. Соответственно, утрата гражданином правового статуса сотрудника федерального органа исполнительной власти влечет за собой и прекращение договора найма служебного жилого помещения, предоставленного ему с учетом данного статуса и для выполнения присущих занимаемой должности профессиональных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1607-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Приморском крае на нарушение конституционных прав гражданина Савинова Андрея Федоровича частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 и абзацем первым пункта 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации").
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции полагает, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФСИН России.
Судебная коллегия кассационной инстанции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2023 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, устранить отмеченные недостатки и рассмотреть дело в апелляционном порядке в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2023 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Московский областной суд.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.