Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Асатиани Д.В, судей Князькова М.А. и Коробченко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа Клин Московской области к Скидановой А.В. о признании самовольными постройками объектов капитального строительства и их сносе
по кассационной жалобе администрации городского округа Клин Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А, выслушав возражения Скидановой А.В, против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация городского округа Клин Московской области обратилась в суд с иском к Скидановой А.В. о признании самовольными постройками объектов капитального строительства и их сносе.
Иск обоснован тем, что Скиданова А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 152 200 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства.
Границы земельного участка установлены с выявленной реестровой ошибкой.
Управлением муниципального контроля администрации городского округа Клин Московской области проводились проверочные мероприятия по вопросу соблюдения земельного законодательства в отношении Скидановой А.В, собственника вышеуказанного земельного участка, на основании распоряжения администрации городского округа Клин Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
По результатам проверки установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 700 кв.м, огорожена. Сельскохозяйственная техника отсутствует. На участке размещены: колодец, хозпостройка, размещённая на газосиликатных блоках, и 2-х этажный незарегистрированный объект капитального строительства, размещенный на свайном фундаменте, имеющий признаки жилого дома (пластиковые окна, двери, электричество, коммуникации, на которые собственником земельного участка получены технические условия от ЗАО "Водоканал").
В границах земельного участка расположено сооружение газохимического комплекса с кадастровым номером N
Согласно градостроительному плану земельного участка N N, земельный участок частично расположен в границах охранной зоны инженерной сети газопровода.
Согласно указанному градостроительному плану земельный участок частично расположен в границах береговой полосы реки "данные изъяты"", исходя из чего, усматриваются нарушения статей 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации, где ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
В соответствии с градостроительным планом земельного участка, Государственной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) и Распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 10 октября 2019 г. N 20РВ-349 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается", земельный участок относится к особо ценным сельскохозяйственным угодьям.
Земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1).
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Клин от ДД.ММ.ГГГГ N, данная территория установлена для территории сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране.
Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Процент застройки и максимальные отступы от границ земельного участка не подлежат установлению.
Ответчику выдано Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N от ДД.ММ.ГГГГ с требованием устранить допущенные нарушения в срок до 16 мая 2022 г, а именно: привести земельный участок с кадастровым номером N в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (часть 4 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях); демонтировать объекты капитального и некапитального строительства, расположенные на земельном участке (в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) и генеральным планом городского округа Клин назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Однако указанные меры ответчиком не приняты, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 19 августа 2022 г.
На основании вышеуказанного, в действиях ответчика присутствуют признаки использования земельного участка не по целевому назначению.
Истец считает, что ответчик возвёл на земельном участке самовольную постройку: 2-этажное жилое здание и хозяйственную постройку, что противоречит действующему законодательству.
Истец просит признать самовольными постройками: 2-этажное незарегистрированное строение и хозпостройку, расположенные по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером N площадью 152 200 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, обязать Скиданову А.В. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу снести за свой счет вышеуказанные самовольные постройки, предоставить истцу право, если Скиданова А.В. не исполнит решение суда в установленный срок, за свой счет снести вышеуказанные самовольные постройки.
Решением Клинского городского суда Московской области от 25 октября 2022 г, исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 мая 2023 г. решение Клинского городского суда Московской области от 25 октября 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации городского округа Клин Московской области к Скидановой А.В. о признании самовольными постройками капитального строительства и их сносе отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Из материалов дела и обжалуемых судебных постановлений следует, что ответчик Скиданова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 152 200 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес"".
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N заместителя Главы администрации городского округа Клин - Главного муниципального инспектора по осуществлению муниципального земельного и жилищного контроля на территории городского округа Клин о проведении внеплановой выездной проверки по соблюдению земельного законодательства, о чем уведомлен собственник земельного участка, 07 декабря 2021 г.
Управлением муниципального контроля администрации городского округа Клин проведена внеплановая проверка соблюдения САВ земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером N.
На участке размещены: колодец, хозпостройка, размещённая на газосиликатных блоках, и 2-х этажный незарегистрированный объект капитального строительства, размещенный на свайном фундаменте, имеющий признаки жилого дома (пластиковые окна, двери, электричество, коммуникации, на которые собственником земельного участка получены технические условия от ЗАО "Водоканал").
Границы земельного участка включают в себя сооружение газохимического комплекса с кадастровым номером N.
Участок зарос древесно-кустарниковой растительностью, а также деревьями хвойных пород.
Часть земельного участка площадью 1 457 кв.м пересекается с землями, входящими в состав государственного лесного фонда.
Также, согласно градостроительному плану земельного участка N N земельный участок частично расположен в границах охранной зоны инженерной сети газопровода. Земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах береговой полосы реки "данные изъяты"".
Усматриваются нарушения статей 6, 8 Вводного кодекса Российской Федерации от 03 июня 2006 г. N 74-ФЗ, где ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
По результатам проверки администрация муниципального района выдала Скидановой А.В. предписание N от ДД.ММ.ГГГГ, которым обязала ответчика в срок до 01 мая 2022 г. привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, демонтировать объекты капитального и некапитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N (в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) и генеральным планом городского округа Клин назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Земельный участок подключен к электроснабжению, к МУП "Клинтеплосеть", к МУП "Водоканал", выданы техусловия на подключение газоснабжения.
Согласно Акту N N выездного обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля, составленного 19 августа 2022 г. начальником Управления муниципального контроля администрации городского округа Клин, часть земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 700кв.м, огорожена. Сельскохозяйственная техника отсутствует.
На участке размещены: колодец, хозпостройка, размещенная на газосиликатных блоках, и 2-х этажный незарегистрированный объект капитального строительства (размещенный на свайном фундаменте), имеющий признаки жилого дома (пластиковые окна, двери, электричество, коммуникации).
Согласно Акту N выездного обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля, составленного 20 октября 2022 г. комиссией, часть земельного участка с кадастровым номером N, площадью 5 700 кв.м, имеет ограждение. Участок зарос древесно-кустарниковой и сорной растительностью, а также деревьями хвойных пород. На земельном участке размещены: колодец, туалет, деревянная одноэтажная хозпостройка, размещенная на газосиликатных блоках, 2-х этажное деревянное здание, фундамент которого размещен на металлическом ростверке. Ростверк смонтирован к свайному основанию на свайных соединениях, тем самым обеспечивая прочную связь с землей. Таким образом, конструктивные характеристики не позволяют осуществить его перемещение или демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строения, что соответствует признакам капитального строительства. В данном строении также установлены пластиковые окна с москитными сетками, входная дверь, подведено электричество и коммуникации, по фасаду здания проходит вытяжная вентиляционная труба, что предполагает наличие в строении печи или отопительного котла.
Скиданова А.В. ограничила доступ комиссии в спорное строение, предоставив возможность осмотреть строение внутри только одному члену комиссии из коридора, при отсутствии освещения.
Специалистом в области строительства ФИО6 в ходе осмотра установлено наличие действующего санузла (умывальник, унитаз, полотенцесушитель, электрический водонагреватель), электрического конвектора, межкомнатных дверей.
Скидановой А.В. также было отказано в доступе осмотра помещения на первом этаже и не предоставлен доступ на второй этаж.
Таким образом, учитывая наличие в 2-х этажном деревянном здании действующего санузла и обогрева, можно предположить, что собственником данное строение используется в качестве жилого дома.
Право собственности на данное строение не зарегистрировано в ЕГРН.
Проведенные проверки проведены истцом в пределах своих полномочий, акты составлены уполномоченными должностными лицами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеперечисленные доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером N, который имеет категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения, и вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, используется не по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием, так как спорные постройки являются самовольными постройками, что не соответствует целевому назначению земельного участка, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель - заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения по пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении в отношении Скидановой А.В. на основании протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи).
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан вывод, что вышеуказанное постановление не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Не были приняты и доводы Скидановой А.В, что на земельном участке она ведет научную деятельность - занимается изучением грибов.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в соответствии с проведенными по делу экспертными исследованиями было установлено, что 2-х этажное деревянное строение размером 6х6 метра, расположенное на металлических сваях с обвязкой (ростверк) из металлического профиля, площадью 55, 3 кв.м, и одноэтажное деревянное строение размером 6х5, 1 метра, расположенное на бетонных блоках, площадью 27, 9 кв.м, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером N, адрес: "адрес", объектами капитального строительства не являются, так как не имеют прочной связи с землей и их конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение. Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 08 июня 2022 г. РВ-205 земельный участок с кадастровым номером N, исключен из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, поэтому согласно Правилам землепользования и застройки территории (часть территории) городского округа Клин Московской области для данного участка действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3. В указанной зоне допускается виды разрешенного использования: научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства. Допускается 30% застройка участка. Объекты, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером N, адрес: "адрес", виду разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного использования соответствуют. 2-х этажное деревянное строение размером 6х6 метра, расположенное на металлических сваях с обвязкой (ростверк) из металлического профиля, и одноэтажное деревянное строение размером 6х5, 1 метра, расположенное на бетонных блоках, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером N, угрозу жизни и здоровью граждан не создают.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе: осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поседений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Для получения соответствующего разрешения на строительство объекта необходимо предоставить перечень документов, установленных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объект необходимо представить перечень документов, установленных части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства для осуществления их деятельности гражданами, и могут быть заняты в связи с этим зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения, и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
По смыслу приведенных норм права в их взаимосвязи, допускается возведение некапитальных строений на землях, предназначенных для сельскохозяйственного производства.
Как следует из материалов дела, на земельном участке ответчика возведены некапитальные строения, функциональное использование которых, не противоречит виду разрешенного использования земельного участка, на котором они возведены, в соответствии с установленным градостроительным регламентом.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что заключение эксперта не может быть положено в основу судебного постановления, по мнению суда кассационной инстанции, основано на ошибочном толковании норм права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, заключение эксперта является допустимым доказательством, при проведении судебной экспертизы соблюдены требования процессуального законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, заключение соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования, ответы на поставленные судом вопросы.
Фактически доводы заявителя кассационной жалобы направлены на иную оценку полученных судом доказательств и установленных судом обстоятельств.
Между тем, несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 29 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Клин Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.