Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Омаровой А.С, судей Смородиновой Н.С. и Шветко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Кирсановой ФИО10 об обязании освободить охранную зону тепловых сетей
по кассационной жалобе публичного акционерного общества "Т Плюс" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шветко Д.В, выслушав представителя ПАО "Т Плюс" Цареву О.Н, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора 4 отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего подлежащим отмене апелляционное определение, представителя Кирсоновой Е.В. - Бакаенко В.И, возражавшей по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кирсановой Е.В, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика освободить охранную зону тепловых сетей путем частичного демонтажа здания (магазина) со стороны проезжей части дороги по "адрес" г. "адрес"ю 4, 1 кв.м, демонтажа крыльца здания (магазина), расположенного на тротуаре между проезжей частью дороги по "адрес" и жилым домом N по "адрес", площадью 3, 3 кв.м.
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от 21 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены, на Кирсанову Е.В. возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа здания (магазина) со стороны проезжей части дороги по "адрес" г. "адрес"ю 4, 1 кв.м, а также демонтировать крыльцо здания (магазина), расположенного на тротуаре между проезжей частью дороги по "адрес" и жилым домом N по "адрес", площадью 3, 3 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 апреля 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 21 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 апреля 2023 года.
В доводах жалобы указывается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, на несогласие с оценкой доказательств по делу и на неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Кирсанова Е.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 апреля 2023 года оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом апелляционной инстанции были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирсанова Е.В. является собственником здания (магазина), площадью 44, 4 кв.м, расположенного на тротуаре между проезжей частью дороги по "адрес" и жилым домом N по "адрес".
На основании договора аренды земельного участка N Ар-19-436/Ф-5 от 30 июля 2019 года и договора замены стороны в обязательстве от 14 марта 2022 года Кирсанова Е.В. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", NД, кадастровый N площадью 50 кв.м.
Как следует из рабочего проекта мини-магазина по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ здание запроектировано в легких металлических конструкциях и носит временный характер, так как расположено в красных линиях "адрес" здания 46, 29 кв.м, общая площадь застройки 53, 34 кв.м.
Согласно заключению судебной экспертизы ООО "Федерация "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительной судебной экспертизы N-Д/2022 от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание (магазин) с кадастровым номером 64:48:050366:95, расположенное на тротуаре между проезжей частью дороги по адресу: "адрес" и жилым домом N по "адрес" выходит за границы земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного под застройку данного объекта. Площадь наложения здания на земли общего пользования составляет 2, 1 кв.м. Нежилое здание магазина с кадастровым номером 64:48:050366:95, находится в границах фактических охранных зон тепловой сети "Тепломагистрали N" от ТК-801 до ТК - 803. Площадь наложения нежилого здания на фактическую охранную зону тепловой сети составляет 4, 1 кв.м. Нахождение объекта "Магазин", принадлежащего ФИО1 в фактической охранной зоне "Тепломагистрали N" от ТК-801 до ТК - 803, создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу безопасности тепловой сети. Технически произвести реконструкцию (частичный демонтаж и перенос наружных ограждающих конструкций) нежилого здания магазина возможно, так как максимальное наложение составляет 0, 32 м. Стоимость реконструкции составляет 1305853 руб. 08 коп.
В судебном заседании суда первой инстанции эксперт Шипитько И.А, подтвердил выводы экспертизы, при этом пояснил, что в состоящие на учете границы охранной зоны магазин не подпадает, магазин находиться в фактических границах охранной зоны.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 105, 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 20, 23.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положениями приказа Госстроя Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 92 "Об утверждении организационно- методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации", Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года N 197, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года N 115, установив, что возведенное строение - магазин находится в фактической охранной зоне тепловых сетей, нахождение строения в охранной зоне создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также препятствия для исполнения ПАО "Т Плюс" возложенных на него обязанностей по содержанию и эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, возложив на ответчика обязанность демонтировать здание (магазин) со стороны проезжей части дороги по "адрес" г. "адрес"ю 4, 1 кв.м, а также крыльцо здания (магазина), расположенного на тротуаре между проезжей частью дороги по "адрес" и жилым домом N по "адрес", площадью 3, 3 кв.м, освободив охранную зону тепловых сетей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, установив несоответствие фактических границ охранной зоны тепловых сетей границам, зарегистрированным в Едином государственном реестре недвижимости, учитывая, что нежилое здание магазина с кадастровым номером N, расположенное на тротуаре между проезжей частью дороги по "адрес" и жилым домом N по "адрес", не находится в границах охранных зон тепловой сети "Тепломагистрали N" от ТК-801 до ТК-803, поставленных на кадастровый учет, отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости о зарегистрированных ограничениях прав на земельный участок с кадастровым номером 64:48:050363:20, предоставленного ответчику на праве аренды, отсутствие каких-либо доказательств нарушения Кирсановой Е.В. прав и законных интересов неопределенного круга лиц при возведении здания магазина, совершения ответчиком противоправных действий или иных действий, препятствующих выполнению работ по обслуживанию, ремонту, эксплуатации и использованию принадлежащих ПАО "Т Плюс" тепловых сетей, пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц, несоразмерный по своим последствиям и материальным затратам выявленным нарушениям в виде незначительного наложения здания магазина на границы охранной зоны тепловых сетей при отсутствии виновных действий со стороны Кирсановой Е.В, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушениями норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с пунктом 28 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона тепловых сетей отнесена к видам зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно части 9 этой же статьи в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Часть 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 названной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 342-ФЗ).
В соответствии с частью 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 г. установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 указанной статьи.
До дня официального опубликования Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года N 1083 Правила охраны магистральных газопроводов (далее - Правила), которыми предусмотрены порядок магистральных трубопроводов.
Приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года N 197 утверждены Типовые правилах охраны коммунальных тепловых сетей, которым предусмотрен порядок установления и правовой режим охранных зон тепловых сетей (далее - Правила N).
Названные Правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 5 Правил N 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы.
В силу пункта 6 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей во избежание нарушения работы тепловых сетей, их повреждение, препятствие ремонту тепловых сетей без письменного согласия предприятий, в ведении которых находятся данные сети, запрещается производить строительство любых зданий и сооружений.
Таким образом, в пределах охранной зоны тепловых сетей устанавливается обременение в виде ограничения хозяйственной деятельности.
Согласно статье 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2025 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, данные тепловые сети построены и введены в эксплуатацию 1964 году, о чем указанно в техническом паспорте на линейный объект.
Тепловые сети "Тепломагистрали N3" поставлены на кадастровый учет без координат границ 1 декабря 2005 года.
Охранная зона тепловой сети "Тепломагистрали N3" поставлена на кадастровый учет с регистрационным номером 64:48-6.428.
В ходе проведения судебной экспертизы ООО "Федерация Экспертов Саратовской области" N 278/2022 от 7 ноября 2022 года установлено, что охранная зона тепловой сети, поставленная на кадастровый учет с реестровым номером 64:48-6.428, не соответствует требованиям Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя Российской Федерации от 17 августа 1992 года N197, а именно охранная зона с северной стороны тепловых сетей установлена на расстоянии 1, 56 м. от тепловой камеры и на расстоянии от 2, 12 до 2, 94 м от фактического расположения тепловых сетей, то есть менее установленного минимального размера. А нахождение нежилого здания магазина с кадастровым номером 64:48:050366:95 в границах фактической охранной зоны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу безопасности тепловой сети.
Отказывая в удовлетворении иска, судом апелляционной инстанции не установилдату внесения в ЕГРН сведений о границах охранной зоны теплотрассы, не дал оценки несоответствию сведениям о размере охранной зоны тепловой сети, содержащихся в ЕГРН, и установленному нормативно-правовым актом минимальному расстоянию охранной зоны, применительно ко времени возведения спорного объекта, при том, что как на момент предоставления земельного участка в аренду, так и на момент начала строительства магазина действовали ограничения на использование земельных участков находящихся в охранной зоне, предусматривающие получение обязательного согласия на строительство с владельцем тепловой сети о размещении объекта строительства в охранной зоне трубопровода, минимальные размеры которой на момент строительства и предоставления земельного участка уже были установлены нормативно-правовым актом, надлежащим образом опубликованным и имеющимся в общем доступе.
Более того, суд, установив, наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц расположением спорного объекта в фактических границах охранной зоны теплотрассы, не привел мотивированных доводов позволяющих считать данные обстоятельства малозначительными и исключающими возможность наступления негативных последствий для жизни и здоровья граждан в случае возникновения аварийной ситуации.
Кроме того, тот факт, что охранная зона тепловой сети как обременение земельного участка не зарегистрирована в Едином государственном реестре недвижимости, не имеет самостоятельного правового значения, поскольку отсутствие такой регистрации обременения не освобождает правообладателя земельного участка от необходимости соблюдать особый режим линейных объектов, в данном случае путем соблюдения охранных зон, фактически расположенных на конкретном земельном участке. Принцип образования охранных зон основан на том, что такие охранные зоны создаются в силу создания линейного объекта (теплотрассы), а не в силу их регистрации.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 апреля 2023 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 апреля 2023 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции Д.В. Шветко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.