Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Ефимовой Д.А, Вербышевой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску товарищества собственников жилья "ЛАДА+" к ФИО1 о предоставлении доступа в нежилое помещение, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Воронежа от 11 августа 202г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 ноября 2022г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, судебная коллегия
установила:
решением Советского районного суда г. Воронежа от 11 августа 2022г. на ФИО1 возложена обязанность предоставить ТСЖ "ЛАДА +" доступ в принадлежащее ей нежилое помещение: наименование - помещение 1, кадастровый номер N, расположенное по адресу: "адрес", в целях выполнения работ по ремонту инженерных сетей системы теплоснабжения не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 ноября 2022г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения, наименование - помещение 1, кадастровый N, расположенное в многоквартирном доме по адресу: "адрес"
Управление указанным многоквартирным домом с июля 2010 года осуществляет ТСЖ "ЛАДА+".
20.10.2021г. Государственной жилищной инспекцией Воронежской области проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ "ЛАДА+".
В ходе проверки установлено, что в спорном нежилом помещении ответчика имеются хомуты на трубопроводах системы отопления в данном нежилом помещении, что является нарушением п. 3.2.2, п. 5.1.2, п. 5.2.1, п. 5.2.4. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170, п. 18, п. 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, течь на инженерных коммуникациях системы теплоснабжения, нарушение герметичности соединений (акт N02-05/1890 от 21.10.2021).
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Воронежской области вынесено предписание N 02-07/706 от 21.10.2021 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.12.2021.
С целью выполнения ремонтных работ 25.10.2021 ТСЖ "ЛАДА+" в адрес ответчика направило уведомление об обеспечении доступа в нежилое помещение (почтовый идентификатором N л.д.34), также уведомление было размещено на входной двери в нежилое помещение.
29.10.2021 управляющая организация направила в адрес ответчика повторное обращение с требованием обеспечить доступ в спорное нежилое помещение для выполнения ремонтных работ 05.11.2021 г. в 10:00 час. (почтовая квитанция от 29.10.2021 г. и опись вложения в ценное письмо от 29.10.2021 г.). Также уведомление с требованием обеспечить доступ в нежилое встроенное помещение ответчика было размещено на металлической входной двери спорного нежилого помещения.
Несмотря на получение информации о соответствующем предписании доступ в спорное помещение ответчиком обеспечен не был.
22.11.2021 истец направил в адрес ответчика телеграмму с просьбой предоставить доступ в спорное нежилое помещение для выполнения необходимых ремонтных работ 26.11.2021 г. в 10:00 час, телеграмма получена ответчиком, о чем имеется соответствующее уведомление (л.д.63, 64).
В назначенную дату и время ответчик доступ в спорное нежилое помещение не предоставил.
14.12.2021 по результатам внеплановой выездной проверки юридического лица ГЖИ Воронежской области вынесено предписание N 02-07/739 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с данным предписанием истец обязан в срок до 12.06.2022 устранить течь системы отопления в нежилом помещении, принадлежащем ответчику ФИО1
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, суд пришел к выводу об обоснованности требований ТСЖ "ЛАДА+", исходил из того, что ответчик не обеспечил истцу, осуществляющему управление, техническое обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, доступ к расположенным в принадлежащем ответчику нежилом помещении к инженерным коммуникациях системы теплоснабжения, что лишает возможности истца исполнить предписание ГЖИ Воронежской области по устранению указанных недостатков.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия, исходя из доводов кассационной жалобы, не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
В силу п. 12 Приложения 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях, отнесены к текущему ремонту.
В силу п. 2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ от 27 сентября 2003 года N 170, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.
Постановлением Правительства N 290 от 03.04.2013 года утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и п. 18 которого к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относит, в частности, постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем.
Поскольку проведение ремонта по герметичности соединений (устранение течи системы отопления) отнесено к текущему ремонту, проведение которого в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, является обязанностью истца, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что выполнение текущего ремонта осуществляется управляющей компанией независимо от принятия решения общим собранием собственников помещений дома по вопросу необходимости выполнения таких работ.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о необходимости проведения работ по устранению течи системы отопления в нежилом помещении ответчика, принятии истцом мер к согласованию даты и времени проведения работ, и чинении ответчиком препятствий в доступе к инженерным коммуникациях системы теплоснабжения, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения иска ТСХ "ЛАДА +" являются правомерными.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, сводятся к изложению позиции ответчика при рассмотрении дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Воронежа от 11 августа 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 ноября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.