Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО8 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8 к Центральному аппарату Росреестра, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 Е.В. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением к Центральному аппарату Росреестра, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. о признании решения незаконным.
В обоснование требований указал, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 21 февраля 2022 года он приобрел право собственности на земельный участок, площадью 1 500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. Олива, квартал усадебной застройки "Верхняя Олива", участок N 22. Оспариваемым решением административного ответчика приостановлена государственная регистрация права на земельный участок, в связи с тем, что право собственности не зарегистрировано за продавцом. Считает, что указанное решение противоречит требованиям статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и указывает, что ранее зарегистрированное право на недвижимое имущество признается юридически действительным.
Просил суд признать незаконным уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 31 марта 2022 года о приостановлении государственной регистрации права и возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию права собственности.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 мая 2023 года, ФИО8 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, и направить дело на новое рассмотрение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 13 июня 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях, поступивших в суд кассационной инстанции 30 июня 2023 года, Федеральная служба охраны Российской Федерации и службы охраны в Крыму ФСО России просит оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу ФИО8 без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрирующий орган наделен правом проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 декабря 2013 года регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции Автономной Республики ФИО2 было выдано свидетельство о праве собственности ФИО6 на земельный участок, общей площадью 0, 15 га, расположенного по адресу: Республика ФИО2, "адрес", кадастровый N.
Впоследствии указанному земельному участку был присвоен кадастровый N и уточнен адрес: Республика ФИО2, "адрес", квартал усадебной застройки "Верхняя Олива", участок N.
21 февраля 2022 года был составлен договор купли-продажи указанного земельного участка, согласно которому ФИО6 продала, а ФИО8 приобрел земельный участок.
21 февраля 2022 года ФИО8 обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок.
Государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. 5 марта 2022 года принято решение о приостановлении государственной регистрации права, в связи с тем, что в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации направлен межведомственный запрос с целью получения сведений входит или нет указанный земельный участок в границы зоны с особыми условиями использования территорий (в охранную зону охраняемого объекта).
Кроме того, государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Короченцевой Е.В. 31 марта 2022 года принято решение о приостановлении государственной регистрации права, в связи с тем, что продавец не зарегистрировала право собственности на земельный участок, а также в Службу охраны в Крыму Федеральной службы охраны Российской Федерации направлен межведомственный запрос с целью получения сведений входит или нет указанный земельный участок в границы зоны с особыми условиями использования территорий (в охранную зону охраняемого объекта).
Административным истцом оспаривается законность решения от 31 марта 2022 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано за продавцом, а также то, что у государственного регистратора имелись правовые основания для направления запроса.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда первой инстанции, исходил из того, что к заявлению о регистрации права собственности ФИО8 на указанный земельный участок, в качестве документа подтверждающего право собственности на земельный участок за продавцом (ФИО6) было приложено свидетельство о праве собственности выданное 11 декабря 2013 года регистрационной службой Ялтинского городского управления юстиции Автономной Республики Крым.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Указанные нормы признают право собственности на объекты недвижимости, в случае если право возникло до введения в действие Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ.
Вместе с тем, частью 3 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Таким образом, при регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, регистрация права собственности за продавцом обязательна.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что сведения о собственнике указанного земельного участка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
При таких обстоятельствах государственный регистратор обосновано приостановил регистрацию права. Факт направления административным ответчиком межведомственного запроса и неполучение ответа на него, в силу пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", также является основанием для приостановления регистрации права.
Судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 августа 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.