Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С, судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным ответа, возложении обязанности провести публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории и утвердить данную документацию
заслушав доклад судьи ФИО7,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным решения администрации муниципального образования Темрюкский район по вопросу утверждения документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, изложенного в письме от 28 сентября 2022 года; о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Темрюкский район выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления по утверждению указанной документации; обязании администрации муниципального образования Темрюкский район провести публичные слушания по вопросу утверждения указанной документации и её дальнейшего утверждения.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 130853 кв.м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, для дачного строительства, расположенного по адресу: Россия, "адрес"
На основании постановления администрации муниципального образования Темрюкский район от 14.12.2021 г. N 1934 "О подготовке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения "адрес"" разработана градостроительная документация для размещения объектов капитального строительства.
Документация по планировке территории выполнена ООО "Газ сервис" в соответствии с требованиями статьи 42 Градостроительного кодекса РФ и технического задания на разработку документации.
Комплект документации по планировке территории (на бумажном и электронном носителях) направлены в администрацию муниципального образования Темрюкский район 8 июня 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования Темрюкский район, с заявлением, в котором просила предоставить информацию о принятом решении в отношении разработанного проекта планировки территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N
По результатам проведения заседания администрацией муниципального образования Темрюкский район 28 сентября 2022 г. в адрес ФИО1 направлен ответ о рассмотрении заявления 04-11408/22-28 из содержания которого следует, что документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения "адрес" не подлежит согласованию.
Административный истец полагает, что данное решение является незаконным, поскольку комплект документации по планировке территории (на бумажном и электронном носителях) выполнен в соответствии с требованиями главы 5 Градостроительного кодекса РФ, действующим генеральным планом Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденному решением Совета Новотаманского сельского поселения от 5 апреля 2013 года N 253 (в редакции решения Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 20 ноября 2018 года N 543; правилами землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденные решением IX сессии Совета Новотаманского сельского поселения Темрюкского района III созыва от 27 февраля 2015 года N 43 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края", с учетом внесенных изменений, утвержденных решением LVIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI Созыва от 19 марта 2019 года К" 603, решением II сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VII созыва от 27 октября 2020 года N 20.
Комплект документации по планировке территории не противоречит действующему генеральному плану Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденному решением Совета муниципального образования Темрюкский район XXXVIII сессии от 25 октября 2022 года N 315 (о внесении изменений в генеральный план Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, утверждённый решением LII сессии Совета Новотаманского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 05 апреля 2013 г. N 253 "Об утверждении генерального плана Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края".
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 27 декабря 2022 года заявленные требования ФИО1 удовлетворены.
Суд признал незаконным ответ администрации муниципального образования Темрюкский район исх. N от 28 сентября 2022 года (о рассмотрении заявления), по вопросу утверждения документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N, Новотаманского сельского поселения Темрюкского района.
Признал незаконными действия (бездействия) администрации муниципального образования "адрес" в части пропуска сроков рассмотрения заявления по утверждению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N, Новотаманского сельского поселения "адрес".
Обязал администрацию муниципального образования Темрюкский район провести публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N, Новотаманского сельского поселения Темрюкского района, в течении 15 рабочих дней, с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязал администрацию муниципального образования Темрюкский район утвердить документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0703000:862, Новотаманского сельского поселения Темрюкского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе административный истец ФИО1 в лице представителя ФИО6 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, выразившееся в неприменении для разрешения спора положений Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края", не предусматривающего для нее, как физического лица обязанности включать в разработанный проект планировки и проект межевания территории сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 и пунктом 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях представитель администрации муниципального образования Темрюкский район просит оставить апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца ФИО1 - ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанций были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит земельный участок на праве собственности, общей площадью 130853 кв.м, с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, для дачного строительства, расположенного по адресу: Россия, "адрес"
Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 14 декабря 2021 года N 1934 "О подготовке документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения Темрюкского района" ФИО1 разрешена подготовка документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения Темрюкского района.
По заказу ФИО1 документация по планировке территории выполнена ООО "Газ сервис".
Комплект документации по планировке территории (на бумажном и электронном носителях) направлены в администрацию муниципального образования Темрюкский район 8 июня 2022 г.
12 августа 2022 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования Темрюкский район, с заявлением, в котором просила предоставить информацию о принятом решении в отношении разработанного проекта планировки территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N
По результатам проведения заседания администрацией муниципального образования Темрюкский район 28 сентября 2022 г. в адрес ФИО1 направлен ответ о рассмотрении заявления 04-11408/22-28 из содержания которого следует, что протоколом заседания общественного градостроительного совета при главе муниципального образования Темрюкский район по рассмотрению документации по планировке территории и проектов архитектурных и планировочных решений объектов капитального строительства муниципального образования Темрюкский район от 6 сентября 2022 г. по вопросу, в том числе, о рассмотрении проектной документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения Темрюкского района вынесено следующее решение:
- представить проект на повторное рассмотрение градостроительного совета с учетом следующих замечаний;
- предоставить подтверждение о возможности обеспечения проектного количества жителей местами в общеобразовательных и дошкольных учреждениях;
- получить предварительные технические условия подключения к инженерным сетям;
- подготовить документацию по планировке территории в целях осуществления комплексного развития территории.
При наличии указанных недостатков, орган местного самоуправления отказал в согласовании документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в границах земельного участка с кадастровым номером N Новотаманского сельского поселения Темрюкского района.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 1, части 1 пункта 8 статьи 8, частей 1, 4, 6 статьи 41, статьи 42, статьи 43, части 12 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьей 7 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", частью 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того что данные нормы законодательства РФ обязанность по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройству автомобильной дороги местного значения, обеспечение населения школами и детским садами возлагают на административного ответчика, и в этой связи не допускается возложение обязанности на заявителя предоставлять какие-либо дополнительные документы к исполнительному органу для оказания услуги кроме, предусмотренных нормами градостроительного законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленный ФИО1 в орган местного самоуправления на согласование проект планировки и проект межевания территории не отвечает требованиям пункта 3 части 3 статьи 42, части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ. Поскольку представленный проект не соответствует программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского, суд апелляционной инстанции признал обоснованными рекомендации административного ответчика получить предварительные технические условия подключения к инженерным сетям или подготовить документацию по планировке территории в целях осуществления комплексного развития территории в соответствии с главой 10 Градостроительного кодекса РФ, целями которого являются, в том числе, создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений. При этом, судом апелляционной инстанции отмечено, что повышение территориальной доступности таких инфраструктур, осуществляется в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, а также с гражданским законодательством, жилищным законодательством, земельным законодательством, законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством в области охраны окружающей среды.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" случаи, в которых требуется приведение состава и содержания проекта планировки территории (за исключением проектов планировки и проектов межевания территории, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) в соответствие с требованиями пунктов 2 и 3 части 3, пункта 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 (4) Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" приведение состава и содержания проекта планировки территории (за исключением проектов планировки и проектов межевания территории, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) в соответствие с требованиями пунктов 2 и 3 части 3 и пункта 7 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации требуется в случае размещения объекта на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных или муниципальных нужд по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем, при разрешении спора, судом апелляционной инстанции приведенное нормативное регулирование не применено, вопрос о том, принималось ли органом местного самоуправления решение об изъятии принадлежащего административному истцу земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не исследовался.
Кроме того, согласно части 10 статьи 45 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Требования и методические рекомендации к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждены постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года N 502 "Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов", постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 204 "О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований", письмом Минэкономразвития России N 3493-ПК/Д19и, Минфина России N 26-02-06/9321 от 6 февраля 2023 года "О направлении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ".
Согласно требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года N 502 программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами и включает в себя:
паспорт, который содержит сведения об ответственном исполнителе программы, соисполнителе программы, целях программы и т.д.
характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);
план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований;
анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой; обосновывающие материалы.
Пункт 5 письма Минэкономразвития России N 3493-ПК/Д19и, Минфина России N 26-02-06/9321 от 6 февраля 2023 года с учетом Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 мая 2021 года N 786 определены понятия:
ответственный исполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) либо иной главный распорядитель средств соответствующего бюджета, определенный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в качестве ответственного исполнителя государственной (муниципальной) программы, отвечающего в целом за формирование и реализацию государственной (муниципальной) программы;
соисполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, представитель которого определен ответственным за разработку и реализацию структурного элемента государственной (муниципальной) программы;
участник государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, участвующий в реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы.
Решением LV сессии Совета Новотаманского сельского поселения Темрюкского района III созыва от 31 октября 2017 г. N 229 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Новотаманского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края.
В соответствии с абз. 7 общих положений указанной программы утвержденная программа является документом, на основании которого органы местного самоуправления и организации коммунального комплекса принимают решение о подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства (объекты производственного назначения - головные объекты систем коммунальной инфраструктуры и линейные объекты систем коммунальной инфраструктуры), о подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта перечисленных объектов капитального строительства.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указанные нормативные положения не учел. Признавая обоснованным оспариваемое решение органа местного самоуправления, не дал оценки тому обстоятельству, что административный истец не отнесен к кругу субъектов, являющихся участниками муниципальных программ развития систем коммунальной, транспортной инфраструктуры, комплексного развития инфраструктуры, комплексного развития социальной инфраструктуры, а также к кругу лиц, поименованных в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита законных прав и интересов административного истца, апелляционное определение подлежит отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Краснодарский краевой суд на новое рассмотрение, в ином составе судей, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 апреля 2023 года отменить, административное дело направить в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий судья
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.