Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Капункина Ю.Б, Богатых О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО5 на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к Центру занятости населения Центрального и Хостинского района г. Сочи о признании незаконным бездействия и обязании выплатить пособие по безработице.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к Центру занятости населения Центрального и Хостинского района г. Сочи о признании незаконным бездействия и обязании выплатить пособие по безработице.
В обосновании требований административного иска указал на то, что 30 марта 2020 года он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, о чем свидетельствует копия заявления, поданного через личный кабинет сайта "Госуслуги", которое было зарегистрировано центром занятости этим же числом. Административный истец указывает, что зарегистрировав заявление 30 марта 2020 года, решение о признании гражданина безработным должно было быть принято не позднее 14 апреля 2020 года. Ссылаясь на положения постановления Правительства РФ от 27 марта 2020 года N346, административный истец считает, что пособие по безработице ему за период с апреля 2020 года по август 2020 года (включительно) должны составлять 72 780 рублей. Кроме того, административный истец указывает, что за сентябрь 2020 ему должно быть начислено 10 130 рублей, а всего за период с апреля 2020 года по октябрь 2020 года должно быть начислено 84 910 рублей. Согласно справке от 18 февраля 2020 года N0490043/213802/43, выданной Министерством труда и социального развития Краснодарского края ФИО5 было выплачено 73093, 02 рублей, в связи с чем административный истец считает, что он недополучил пособие по безработице в размере 11 813, 98 рублей.
Просил суд признать незаконным бездействие ЦЗН г. Сочи отдела трудоустройства Центрального и Хостинского районов и обязать административного ответчика выплатить ему пособие по безработице в размере 11 813, 98 рублей.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи от 01 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 октября 2021 года решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 01 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 октября 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что в судебных актах в обоснование выводов не приведены доказательства, на основании которых судебные инстанции пришли к изложенным выводам, таким образом, юридически значимые обстоятельства по делу судами не установлены, доводы административного истца не проверены.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 сентября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 января 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО5 без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 мая 2023 года, ФИО5 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым удовлетворить административные исковые требования. В обоснование жалобы указывает на нарушением судами норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Определением судьи от 19 июня 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО5 доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой и апелляционной инстанций.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенны своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствие с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный порядок содержит, в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 данного Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N460 утверждены "Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (далее - Временные правила), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил).
В силу п. 1(1) Постановления N346 гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 01 марта 2020 года, за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - августе 2020 года устанавливается в размере 12 130 рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 марта 2020 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Судом установлено, что данная услуга административному ответчику предоставлена и 30 марта 2020 года ему предоставлен перечень вариантов работы.
25 мая 2020 года ФИО5 дистанционно представил заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании его безработным.
Приказом от 04 июня 2020 года принято решение о признании ФИО5 в качестве безработного с 25 мая 2020 года с назначением пособия по безработице в размере 1500 рублей.
Согласно п. 1.1 гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим после 01 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 01 октября 2020 года, в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику поступила справка о среднем заработке ФИО5 за последние три месяца по последнему месту работы изменён порядок начисления пособия в период с 25 мая 2020 года по 24 августа 2020 года в размере 75% заработной платы гражданина, но не выше максимальной величины пособия по безработице - 12 130 рублей; с 25 августа 2020 года по 24 ноября 2020 года в размере 60% заработной платы гражданина, но не выше максимальной величины пособия по безработице - 12 130 рублей. Всего за период с 25 мая 2020 года по 24 ноября 2020 года сумма начислений пособия по безработице составило 73 093, 02 руб, что подтверждено представленными в материалы административного дела платежными поручениями N894606 от 15 июня 2020 года, N3943 от 01 июля 2020 года, N43309 от 03 июля 2020 года, N4711 от 20 июля 2020 года, N185677 от 23 июля 2020 года, N6078 от 21 августа 2020 года, N390979 от 24 августа 2020 года, N7541 от 22 сентября 2020 года, N635757 от 28 сентября 2020 года, N8619 от 20 октября 2020 года, N823789 от 21 октября 2020 года, N9734 от 17 ноября 2020 года, N48551 от 19 ноября 2020 года, N10785 от 11 декабря 2020 года, N252718 от 15 декабря 2020 года, N252721 от декабря 2020 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, пособие по безработице ФИО5 начислено и выплачено в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что суммы, подлежащие выплате административного истцу, перечислены административному ответчиком ФИО5 Доказательств обратного материалы дела не содержат.
С данным решением суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 августа 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.