Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Капункина Ю.Б, Богатых О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Сочи на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО10 к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратилась в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании решений незаконными.
В обоснование требований указано на то, что по договору купли-продажи ФИО4 приобрел у ФИО5 земельный участок. Впоследствии, на вышеуказанном земельном участке ФИО4 осуществлено строительство жилого домовладения, площадью 360, 4 кв.м, с кадастровым номером N, право на который было зарегистрировано. На основании обращения ФИО4 8 мая 2018 года в ЕГРН были внесены сведения об уточненных границах указанного земельного участка с кадастровым номером N. 8 июня 2021 года по договору купли-продажи ФИО10 приобрела у ФИО4 жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес". ФИО10 обратилась к кадастровому инженеру, которым установлено пересечения границ земельного участка с кадастровым номером N, с границами принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером N, выявленное пересечение будет являться препятствием в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером N, и образованием двух новых земельных участков. Как впоследствии выяснилось, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН были внесены сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N, в то время как сведения об уточненных границах принадлежащего ФИО10 земельного участка с кадастровым номером N, уже имелись в ЕГРН и были внесены 8 мая 2018 года на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Таким образом, внесение в ЕГРН сведений об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером N, было осуществлено на основании решения управления Росреестра по Краснодарскому краю за 2018 год, которое привело к пересечению границ указанных земельных участков, что недопустимо в силу закона и повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, ФИО10 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2021 года административное исковое заявление ФИО10 к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании решений незаконными удовлетворено.
Суд признал незаконными действия управления Росреестра по Краснодарскому краю при осуществлении государственного кадастрового учета и внесение в ЕГРН сведений об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - "сквер", площадью 13046 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО10
Кассационным определением судебной коллегии по административным
делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллеги по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2022 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 мая 2023 года, администрация г. Сочи просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 19 июня 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель администрации г. Сочи по доверенности ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенные своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.
Одним из этапов государственного кадастрового учета и государственной регистрации является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Перечень оснований для приостановления государственной регистрации по решению государственного регистратора прав и сроков такого приостановления предусмотрен статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, действующее законодательство запрещает формирование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и пересекающих границы других участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Более того, не допускает регистрации прав на участки, границы которых совпадают с границами других ранее учтенных участков.
Положениями статьи 3 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Согласно статье 66 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе, за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости; за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Главой 7 Закона N218-ФЗ регламентируется порядок исправления ошибок, в том числе реестровых, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые Работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или Представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно пункту 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Процедура исправления кадастровой (реестровой) ошибки установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года N278.
То есть, орган регистрации прав способен самостоятельно исправить выявленную реестровую ошибку только в случаях, когда у него имеется такая возможность, то есть когда он может вычислить (определить) новые (правильные) точки обозначения координат характерных точек границ земельного участка).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с выпиской из похозяйственной книги администрации Лазаревского внутригородского района г. Сочи N Т-97 от 14 февраля 2011 года ФИО11 на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок, площадью 0, 36 га, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по "адрес", в "адрес", о чем имеется соответствующая запись.
Согласно Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) запись о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", внесена в ЕГРН 31 августа 2017 года без уточнения местоположения границ и площади (3600 кв.м.), вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 22 августа 2017 года 23-0-1-197/3001/2017-725 и выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 14 февраля 2011 года N Т-97, с присвоением в установленном законодательстве порядке кадастрового номера N, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН от 31 августа 2017 года, от 13 сентября 2017 года.
27 сентября 2017 года по договору купли-продажи ФИО4 приобрел у ФИО5 земельный участок, площадью 3600 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов назначения с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Впоследствии, на вышеуказанном земельном участке ФИО4 осуществлено строительство жилого домовладения, площадью 360, 4 кв.м, с кадастровым номером N, право на который было зарегистрировано за последним в установленном законом порядке.
Также, на основании обращения ФИО4 08 мая 2018 года в ЕГРН были внесены изменения в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26 апреля 2018 года N 23-0-1-197/3001/2018-832 и межевого плана от 26 апреля 2018 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО12 (квалифицированный аттестат N 23-10- 95) на основании решения Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 07 марта 2018 года к делу N, по результатам уточнения местоположения границ площадь земельного участка с кадастровым номером N, не изменилась и составила - 3600 кв.м.
08 июня 2021 года по договору купли-продажи ФИО10 приобрела у ФИО4 жилой дом, площадью 360, 4 кв.м, с кадастровым номером N и земельный участок, площадью 3600 кв.м, с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: "адрес".
Впоследствии, ФИО10 обратилась к кадастровому инженеру по вопросу проведения кадастровых работ в отношении вышеуказанного земельного участка путем его раздела и образования двух новых земельных участков.
23 июля 2021 года по результатам кадастровых работ кадастровым инженером был подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N. В заключении, из состава указанного межевого плана, кадастровым инженером указывалось на наличие пересечения границ земельного участка с кадастровым номером N, с границами
принадлежащего ФИО10 земельного участка с кадастровым номером N, и что выявленное пересечение будет являться препятствием в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером N, и образованием двух новых земельных участков.
Согласно ЕГРН земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, "адрес", с кадастровым номером N, образован из земель, неразграниченной государственной собственности с кадастровыми номерами кварталов N и поставлен на государственный кадастровый учет (площадью 13046 кв.м.) 18 мая 2018 года на основании заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 22 марта 2018 года N и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО8 (квалифицированный аттестат N).
Согласно ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером N, является муниципальное образование город- курорт Сочи.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что внесение в ЕГРН сведений об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером N, было осуществлено незаконно и привело к пересечению границ указанных земельных участков, что недопустимо в силу пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" и повлекло нарушение прав и законных интересов собственника земельного участка с кадастровым номером N.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Управление Росреестра по Краснодарскому краю не располагало правовыми основаниями для принятия решения о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия управления Росреестра по Краснодарскому краю на момент внесения сведений об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером N, являются незаконными и необоснованными.
С данным решением суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласился, при этом указав, что изменения в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N, были внесены в ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 07 марта 2018 года по гражданскому делу N по заявлению ФИО4 об установлении факта существования на местности границ указанного земельного участка, которым заявленные требований удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 мая 2019 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 07 марта 2018 года отменено, заявление ФИО4 оставлено без рассмотрения.
Определением Лазаревского районного суда г. Сочи от 16 июля 2019 года заявление администрации г. Сочи о повороте исполнения решения Лазаревского районного суда г. Сочи от 07 марта 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО4 об установлении факта, имеющего юридическое значение - частично удовлетворено.
Суд постановилпроизвести поворот исполнения решения Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 07 марта 2018 года. В порядке поворота исполнения решения суда - снять с государственного кадастрового учета земельный участок, площадью 3600 кв.м, с кадастровым номером N, категорий земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес" краю исключить из ЕРГН запись о земельном участке с кадастровым номером N, площадь 3600 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, с присвоением статуса "архивный". Определение обращено к немедленному исполнению.
В свою очередь, судом кассационной инстанции отмечено, что отмена судебного акта от 07 марта 2021 года, которым установлены границы земельного участка с кадастровым номером N, и наличие судебного акта о повороте исполнения данного решения суда, не имеют правового значения, ввиду того, что предметом настоящего спора являются требования об оспаривании действий Управления Росреестра по Краснодарскому краю, а не установление границ земельного участка с кадастровым номером N.
Более того, определения Лазаревского районного суда города Сочи от 16 июля 2019 года, 22 августа 2019 года и 06 мая 2021 года на основании которых произведен поворот исполнения решения суда от 07 марта 2018 года, были отменены апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 октября 2021 года.
При этом, в удовлетворении заявления администрации города Сочи о повороте исполнения решения Лазаревского районного суда от 07 марта 2018 года (по делу N2-450/2018) в части снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 3600 кв.м, с кадастровым номером N и обязании Управления Росреестра по КК исключить из ЕГРП запись о земельном участке - отказано, а производство по заявлениям администрации города Сочи о разъяснении определения Лазаревского районного суда города Сочи от 16 июля 2019 года и об исправлении описки в определении Лазаревского районного суда города Сочи от 22 августа 2019 года - прекращены.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Другие приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 24 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 августа 2023 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.