Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Богатых О.П, Капункина Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону на решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 3 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8 к администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, действий по его вынесению, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону N 59.26-435-А от 25 июня 2021 года ФИО8 принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в список вдов участников Великой Отечественной войны.
Распоряжением администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 15 сентября 2022 года N59.26-842-А ФИО8 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием для снятия с учета явилось выявление сведений, которые не подтверждают право граждан стоять на соответствующем учете.
Полагая распоряжение о снятии с учета незаконным, поскольку в нем не содержатся информации о том, какие сведения не подтверждают ее право стоять на учете нуждающихся в жилом помещении, ФИО8 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия администрации по вынесению распоряжения N 59.26-842-А от 15 сентября 2022 года "О снятии ФИО8 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма"; признать незаконным распоряжение администрации N 59.26-842-А от 15 сентября 2022 года "О снятии ФИО8 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма".
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 января 2023 года административное исковое заявление ФИО8 удовлетворено частично.
Суд признал незаконным распоряжение Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону N59.26-842-А от 13 сентября 2022 года "О снятии ФИО8 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма". В удовлетворении остальной части административного иска ФИО8 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 3 мая 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 июня 2023 года, представитель администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Разрешая заявленные ФИО8 требования и удовлетворяя их в части признания незаконным распоряжения Главы администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону N59.26-842-А от 13 сентября 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что указание административного ответчика на выявление сведений, которые не подтверждают право ФИО8 состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не нашел своего подтверждения.
Также суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону по вынесению оспариваемого распоряжения, поскольку оно вынесено в рамках предоставленных администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону полномочий.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения административного ответчика от 13 сентября 2022 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что наличие у административного истца в безвозмездном пользовании квартиры не может свидетельствовать о ее обеспеченности жилым помещением, так как в силу пункта 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации она может быть выселена из данной квартиры в любое время по требованию ФИО4 после соответствующего предупреждения за один месяц. При этом подпункты 1, 2 части 1 статьи 51, статья 54 ЖК РФ не связывают возможность отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с наличием у гражданина жилого помещения в безвозмездном пользовании. Такое жилое помещение не учитывается при определении жилищной обеспеченности.
Кроме того, суд второй инстанции принял во внимание, что ФИО8 вселена в "адрес" по адресу: "адрес" бывшим собственником квартиры ФИО6 28 марта 1991 года. Действий по ухудшению своих жилищных условий ФИО8 не совершала, поскольку квартира отчуждена умершим супругом административного истца 9 апреля 2015 года.
Отвергая довод апелляционной жалобы о том, что ФИО8 обеспечена жилой площадью не ниже учетной площади, суд апелляционной инстанции исходил из того, что часть 1 статьи 31 ЖК РФ к членам собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении родителей данного собственника. Однако в данном случае ФИО8 нельзя отнести к членам семьи собственника вышеуказанной квартиры ФИО5, поскольку данный собственник квартиры не проживает совместно с административным истцом.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции с такими выводами согласиться не может по следующим основаниям.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что Безус В.А. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке ее на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в 2021 году, соответственно вопросы обеспечения ее жильем регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Из приведенных правовых норм следует, что при оценке законности оспариваемого ФИО8 решения органа местного самоуправления, имеющими юридическое значение являются обстоятельства, свидетельствующие об уровне ее обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО8 в установленном законом порядке признана вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем относится к лицам, имеющим право на государственную поддержку в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
С 28 марта 1991 года ФИО8 зарегистрирована и проживает в "адрес" по адресу: "адрес", общей площадью 42, 1 кв.м, жилой - 28, 7 кв. м, собственником которой являлся умерший супруг административного истца - ФИО6
На основании договора дарения от 9 апреля 2015 года "адрес" по адресу: "адрес" перешла в собственность ФИО4, которая является дочерью административного истца
ФИО8, как вдова участника Великой Отечественной войны, на основании распоряжения главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.26-435-А была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включена в список вдов участников Великой Отечественной войны.
13 сентября 2022 года Главой администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону принято распоряжение N 59.26-342-А, которым ФИО8 снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с выявлением сведений, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В качестве причины для снятия с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в оспариваемом распоряжении от 13 сентября 2022 года Администрацией указано на выявление сведений, которые не подтверждают право ФИО8 состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ввиду того, что последняя зарегистрирована в жилом помещении площадью 42.1 кв.м, которое принадлежит ФИО5
Делая вывод о том, что ФИО8 не обеспечена жилой площадью, поскольку проживая в квартире, принадлежащей ее дочери, не является членом семьи своей дочери и может быть выселена из нее собственником в любое время, суд апелляционной инстанции не дал надлежащей правовой оценки наличию у ФИО8 права на жилую площадь в "адрес" по адресу: "адрес" исходя из того, что она была вселена в указанную квартиру в качестве члена семьи собственника квартиры ФИО6 и проживала с ним на момент перехода права собственности на квартиру к ФИО5
В соответствии со статьей 127 Жилищного кодекса РСФСР члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное.
Таким образом, право ФИО8 на пользование квартирой N по адресу: "адрес" является производным от права ФИО6
Из содержания договора дарения, заключенного 9 апреля 2015 года между ФИО6 и ФИО4, следует, что последняя выразила волю на сохранение права проживания ФИО6 в приобретенной квартире.
Между тем, оценка данным обстоятельствам судом апелляционной инстанции не дана, вопрос о сохранении за ФИО8 права пользования квартирой (как производного от сохраненного права бывшего собственника) судами не выяснялся.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правом устанавливать новые обстоятельства по делу не наделен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
В связи с изложенным, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 3 мая 2023 года подлежит отмене, с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Ростовский областной суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть вышеизложенное и принять судебное постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 3 мая 2023 года отменить.
Административное дело направить в Ростовский областной суд на новое рассмотрение в ином составе судей.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.