Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б, с участием прокурора Фроловой Е.В.
рассмотрела кассационные жалобы Совета министров Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Крым к Совету министров Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Республики Крым обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействующим пункт 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым, и пункт 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578 (в редакции от 2 апреля 2020 года).
Решением Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 16 и 21 июня 2023 года, Совета министров Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым указывается на незаконность обжалуемых судебных актов, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителей, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 6 июля 2023 года кассационные жалобы с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, заключение прокурора Фроловой Е.В, возражавшей против удовлетворения жалоб, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 декабря 2014 года Советом министров Республики Крым принято постановление N 578 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жителям Республики Крым".
Данным постановлением утверждены:
Порядок предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа (приложение 1), в котором указано, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа отдельным категориям граждан Республики Крым (далее - граждане);
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Республики Крым (приложение 2), в котором указано, что данный Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жителям Республики Крым (далее - Порядок возмещения), разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, гарантирующим предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Республики Крым (далее - граждане).
Обращаясь с суд с указанными выше требованиями, прокурор исходил из того, что оспариваемые положения Порядка предоставления мер социальной поддержки и Порядка возмещения расходов противоречат требованиям частей 1, 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), имеющим большую юридическую силу, поскольку предусматривают возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, жилищным кооперативам, управляющим компаниям, а не гражданам, тогда как ЖК РФ определено предоставление компенсации непосредственно гражданам. Таким образом, нарушен принцип адресности.
Кроме того, устанавливая собственный порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, Совет министров Республики Крым вышел за пределы своей компетенции, что свидетельствует о наличии коррупциногенных факторов, предусмотренных подпунктами "в", "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление принято компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, опубликовано 23 декабря 2014 года на официальном веб-сайте Совета министров в государственной информационной системе Республики Крым " "данные изъяты"" и 16 января 2015 года в официальном печатном издании - газете " "данные изъяты"" N
Однако проверяя на соответствие оспариваемых положений постановления административного ответчика нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды пришили к выводу о том, что оспариваемыми положениями нарушена предусмотренная федеральным законодателем "адресность" предоставления мер социальной поддержки - именно гражданам, а не иным лицам.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).
Федеральным законодательством диспозитивно регламентировано наличие следующих обязательных составляющих условий предоставления компенсации:
1) предоставление компенсации непосредственно гражданам;
2) наличие у граждан расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и отсутствие задолженности по такой оплате (или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению), 3) компенсация расходов за счет средств соответствующих бюджетов.
Вместе с тем, судами достоверно установлено, что оспариваемым положением Порядка предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, очевидно, фактическое предоставление мер социальной поддержки организациям по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированным некоммерческим организациям, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациям коммунального комплекса (ресурсоснабжающим), многоотраслевым организациям жилищно-коммунального хозяйства, управляющим организациям, жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья (недвижимости), а не гражданам.
Оспариваемым положением Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Республики Крым, именно организациям: жилищно-коммунальным; по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; специализированным некоммерческим, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; коммунального комплекса (ресурсоснабжающим); многоотраслевым жилищно-коммунального хозяйства; управляющим; жилищным кооперативам; товариществам собственников жилья (недвижимости), производится возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов о том, что оспариваемыми положениями нарушена предусмотренная федеральным законодателем "адресность" предоставления мер социальной поддержки - именно гражданам, а не иным лицам.
Учитывая изложенное, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые положения вышеуказанных Порядков, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578, противоречат требованиям частей 1, 3 статьи 160 ЖК РФ, имеющим большую юридическую силу.
Доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют позицию административных ответчиков в судах, в обжалуемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ. Иное толкование заявителями кассационных жалоб положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационных жалоб, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Совета министров Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 31 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.