Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Одабашяна А.А. по доверенности Буленкова Л.А. на решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Одабашяна А.А. к администрации г. Сочи, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Одабашян А.А. обратился в Лазаревский районный суд г. Сочи Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - департамент) от 14 апреля 2022 года N в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предоставлении муниципальной услуги - "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности";
- признать утвержденной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв. м, образуемого в результате перераспределения следующих земельных участков: находящегося в муниципальной собственности в квартале "данные изъяты" площадью 513 кв. м, и находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 487 кв. м по адресу: "адрес" (далее - истребуемый участок), подготовленную ИП ФИО, в представленных координатах характерных точек границ вновь образуемого земельного участка и считать эти границы земельного участка согласованными;
- возложить на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация) в лице департамента в 14-дневный срок с даты постановки вновь сформированного в результате перераспределения земель земельного участка на государственный кадастровый учет, заключить с Одабашяном А.А. соглашение о перераспределении истребуемого земельного участка на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, в результате чего образуется земельный участок площадью 1000 кв. м.
Решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 июня 2023 года, представитель Одабашяна А.А. по доверенности Буленков Л.А. ставит вопрос об отмене решения Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Считает необоснованными выводы оспариваемого отказа и обжалуемых судебных актов о значительном увеличении площади земельного участка при его перераспределении. Считает, что суд неверно изложил суть письма Росреестра России от 19 сентября 2018 года N "О перераспределении земель и нескольких земельных участков" совместно с письмом Минэкономразвития России от 24 августа 2018 года N "О перераспределении земель и нескольких земельных участков".
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Административный истец, представитель заинтересованного лица в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя администрации г. Сочи Лантуха А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Одабашян А.А. на основании статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратился в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности в квартале "данные изъяты" площадью 513 кв. м, и находящегося в частной собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 487 кв. м, по адресу: "адрес", на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, в результате чего образуется земельный участок площадью 1000 кв. м.
14 апреля 2022 года администрацией в лице департамента отказано Одабашяну А.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривается образование земельного участка площадью 1000 кв. м путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 487 кв. м, находящегося в частной собственности, и свободных земель площадью 513 кв. м.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок площадью 513 кв. м входит в свободные муниципальные земли, расположенные в кадастровом квартале "данные изъяты", из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 31 Административного регламента является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Кроме того, согласно письму Росреестра России от 19 сентября 2018 года N "О перераспределении земель и нескольких земельных участков" (вместе с письмом Росреестра от 16 июля 2018 года N, письмом Минэкономразвития России от 24 августа 2018 года N "О перераспределении земель и нескольких земельных участков") в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Полагая данный отказ незаконным, Одабашян А.А. обратился в суд с административным иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 упомянутого Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из содержания пунктов 14, 16 статьи 11.10 ЗК РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления или орган исполнительной власти обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что земельный участок площадью 513 кв. м входит в свободные муниципальные земли, расположенные в кадастровом квартале 23:49:0136009, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Также суды отметили, что перераспределение земельного участка призвано помочь устранить недостатки в землепользовании, соответственно, перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает такие выводы судов законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, с учетом установленных по делу обстоятельств, выводов судов не опровергают, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судом.
Суд кассационной инстанции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, вопреки доводам кассационной жалобы соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Одабашяна А.А. по доверенности Буленкова Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 28 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.