Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шидаковой О.А.
рассмотрела кассационную жалобу Тройнина А.В. на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Волгограда к Тройнину А.В. о взыскании задолженности по налогам.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда (далее - инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Тройнина А.В. задолженность по обязательным платежам и санкциям на общую сумму 708, 64 руб, из них: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2016 год в размере 562 руб, за 2017 год в размере 138 руб, пени за 2016 год за период с 2 декабря 2017 года по 13 ноября 2018 года в размере 6, 99 руб, за 2017 год за период с 3 декабря 2019 года по 28 января 2020 года в размере 1, 65 руб.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2023 года требования административного иска удовлетворены частично.
Суд взыскал с Тройнина А.В. сумму задолженности по: налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог за 2016 год в размере 562 руб, за 2017 год в размере 138 руб, пени за 2017 год за период с 3 декабря 2019 года по 28 января 2020 года в размере 1, 65 руб, а всего 701, 65 руб. по требованию от 29 января 2020 года N 8273.
В удовлетворении оставшейся части требований о взыскании пени в размере 6, 99 руб. по требованию от 14 ноября 2018 года N 14614 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 18 мая 2023 года решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2023 года, Тройнин А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 7 июля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с частью 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается квартира.
Статья 409 НК РФ обязывает налогоплательщиков в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом уплатить годовую сумму налога на имущество физических лиц. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Из материалов дела видно, что Тройнин А.В. состоит на налоговом учете в инспекции в качестве налогоплательщика налога на имущество, поскольку согласно сведениям регистрирующего органа в 2016 году имел в собственности объект недвижимого имущества - квартиру с кадастровым номером "данные изъяты", расположенную по адресу: "адрес", в связи с чем ему начислен налог на имущество в размере 139 руб.
Согласно административному иску данный налог уплачен налогоплательщиком с нарушением срока - 6 сентября 2019 года.
Кроме того, в собственности административного ответчика в 2016, 2017 годах находилась квартира с кадастровым номером "данные изъяты", расположенная по адресу: "адрес", в связи с чем ему на данный объект начислен налог за 2016 год в размере 1652 руб, за 2017 года в размере 138 руб. (с учетом суммы предоставленной налоговой льготы в размере 1518 руб.).
Из-за несвоевременной оплаты причитающихся сумм налога и сбора в установленной законодательством о налогах и сборах срок, Тройнину А.В. начислены пени за 2016 год за период с 2 декабря 2017 года по 13 ноября 2018 года в размере 6, 99 руб, за 2017 год за период с 3 декабря 2019 года по 28 января 2020 года в размере 1, 65 руб.
В адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления от 24 июля 2017 года N, от 10 июля 2019 года N с предложением оплатить суммы налога, а также требования об уплате налогов и пени от 14 ноября 2018 года N, от 29 января 2020 года N Названные налоговые уведомление и требование направлены налоговым органом в адрес Тройнина А.В. заказными почтовыми отправлениями, что подтверждается представленными в материалы дела копиями почтовых реестров.
В связи с неуплатой налогов и пени административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
15 июля 2022 года мировым судьей судебного участка N 120 Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области выдан судебный приказ N о взыскании с Тройнина А.В. по налогу на имущество физических лиц, а также пени в спорном размере, который определением судьи от 7 сентября 2022 года отменен в связи с поступившими возражениями должника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа с требованием о взыскании задолженности с Тройнина А.В. в районный суд в исковом производстве.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.