Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу Камарзаева В.Г. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Камарзаева В.Г. к администрации г. Ялта Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым об оспаривании бездействия, решения.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Камарзаев В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации г. Ялта Республики Крым (далее - администрация) и департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым (далее - департамент), выразившееся в несогласованном и длительном рассмотрении заявлений Камарзаева В.Г. о перераспределении земельного участка от 25 июня 2019 года и от 9 сентября 2021 года; признать незаконным отказ администрации г. Ялта Республики Крым в продаже земельного участка площадью 52 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", по цене 20% от кадастровой стоимости земельного участка, выраженный в виде письма от 22 сентября 2022 года N; возложить обязанность на администрацию повторно рассмотреть заявление административного истца от 7 сентября 2022 года в части расчета платы за увеличение площади земельного участка.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 февраля 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 июня 2023 года, Камарзаев В.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Определением судьи от 10 июля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, объяснения представителя Камарзаева В.Г. по доверенности Новикова И.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Камарзаеву В.Г. принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 40 кв. м с видом разрешенного использования "Для строительства индивидуальных гаражей", расположенный по адресу: "адрес" кадастровый номер "данные изъяты", на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 26 января 2010 года серии "данные изъяты" (л. д. 11, 12).
26 июня 2019 года Камарзаев В.Г. через представителя обратился в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования малоэтажная, многоквартирная жилая застройка с земельным участком площадью 72 кв. м, расположенного "данные изъяты", с кадастровым номером N
К данному заявлению была приложена схема расположения образуемого земельного участка (л. д. 21).
Указанное заявление административного истца отклонено постановлением администрации от 21 сентября 2022 года N в связи с расположением образуемого земельного участка в двух территориальных зонах, а также в связи с частичным совпадением местоположения земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (л. д. 53).
Постановлением администрации от 21 июня 2021 года N 1777-п земельному участку площадью 40 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" установлена категория земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л. д. 30).
9 сентября 2021 года Камарзаев В.Г. обратился в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка площадью 40 кв. м с видом разрешенного использования ИЖС и земельного участка площадью 96 кв. м, расположенного по адресу: "адрес". К данному заявлению была приложена новая схема расположения образуемого земельного участка (л. д. 31).
Постановлением администрации от 8 декабря 2021 года N Камарзаеву В.Г. было отказано в перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 96 кв. м и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 40 кв. м на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как испрашиваемый земельный участок располагается в двух территориальных зонах (л. д. 35).
28 марта 2022 года Камарзаев В.Г. обратился в администрацию с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с земельным участком площадью 52 кв. м, находящимся в муниципальной собственности, приложив к заявлению новую схему расположения образуемого земельного участка.
Постановлением администрации от 18 мая 2022 года N утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории площадью 92 кв. м в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (ТЗ-03/-40), образуемого в результате перераспределения земельного участка площадью 40 кв. м, принадлежащего на праве собственности Камарзаеву В.Г, и земель, находящихся в муниципальной собственности МОГО Ялта Республики Крым площадью 52 кв. м, в кадастровом квартале "данные изъяты" при условии: соблюдения ЗОУИТ 90.25-6.352; соблюдения водоохранной зоны линейного водного объекта; соблюдения прибрежной водной полосы линейного водного объекта (л. д. 8).
15 июня 2022 года образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер "данные изъяты" (л. д. 9).
7 сентября 2022 года Камарзаев В.Г, обратился в администрацию с заявлением, в котором просил продать ему перераспределяемый земельный участок площадью 52 кв. м по цене 20% от его кадастровой стоимости. Ссылаясь на то, что он впервые обратился с заявлением о перераспределении земельных участков 26 июня 2019 года в период действия нормы о льготном порядке исчисления цены продажи земельного участка, однако по вине сотрудников администрации не смог оформить земельный участок (л. д. 36 - 38).
Письмом администрации от 22 сентября 2022 года N Камарзаеву В.Г. было сообщено, что решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 9 декабря 2021 года N внесены изменения в Положение о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности МОГО Ялта Республики Крым, утвержденное решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 12 февраля 2020 года N 5.
Согласно вышеуказанному решению стоимость выкупа земельного участка по заявлениям об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории путем перераспределения, поданным после 1 января 2022 года, установлена в размере 100% от кадастровой стоимости присоединяемого земельного участка, являющегося муниципальной собственностью МОГО Ялта Республики Крым. Указано, что ранее поданные Камарзаевым В.Г. заявления оставлены без удовлетворения в связи с несоответствием схем расположения земельного участка требованию о расположении земельного участка в одной территориальной зоне. Положительное решение о перераспределении земельных участков принято на основании заявления, поданного Камарзаевым В.Г. 28 марта 2022 года, в рамках которого было принято постановление от 18 мая 2022 года N 1748-п. Это постановление было принято на основании заключения департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялта Республики Крым от 15 апреля 2022 года N о соответствии схемы расположения земельного участка градостроительной документации МОГО Ялта Республики Крым. Учитывая изложенное, в силу закона изменить процентную ставку стоимости перераспределяемого земельного участка не представляется возможным. Указано, что ответ на обращение от 27 июля 2022 года был направлен в адрес административного истца 2 сентября 2022 года простой корреспонденцией. Дополнительно сообщено, что сумма, подлежащая внесению на расчетный счет департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым за увеличение площади земельного участка за счет земель муниципальной формы собственности площадью 52 кв. м составляет 252 690, 88 руб.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца. Судами не приняты доводы административного истца о том, что его заявления от 25 июня 2019 года и от 9 сентября 2021 года были отклонены администрацией по формальным основаниям, поскольку постановления администрации от 8 декабря 2021 года N и от 21 сентября 2022 года N административным истцом не были оспорены и незаконными в установленном порядке не признаны. Судом первой инстанции отмечено, что административный истец с каждым своим новым заявлением представлял в администрацию новую схему расположения земельного участка, корректируя его границы с тем, чтобы устранить пересечение границ с границами территориальной зоны, то есть фактические данные, послужившие основанием для приятия администрацией указанных постановлений об отказе N и N отличались от фактических данных, положенных в основу постановления администрации от 18 мая 2022 года N об утверждении схемы расположения земельного участка. Оснований для вывода о том, что административный истец подвергся неправомерным действиям со стороны сотрудников администрации в ходе подачи заявлений о перераспределении земельных участков, у суда первой инстанции не имелось. Также судом оставлены без удовлетворения требования истца о признании незаконным бездействия администрации и департамента, выразившегося в длительном рассмотрении заявлений истца от 25 июня 2019 года и от 9 сентября 2021 года, поскольку данное требование сводится к установлению обстоятельств, положенных в основу требования о признании решения администрации незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами судов обеих инстанций.
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций в полном объеме не дана надлежащая оценка обстоятельствам обращения административного истца в администрации с заявлениями о перераспределении спорного земельного участка в 2019, 2021 годах.
Так, постановлением администрации от 21 сентября 2022 года N административному истцу отказано в перераспределении земельного участка по его заявлению от 26 июня 2019 года, то есть спустя более одного года с момента такого обращения.
Основанием для принятия данного постановления послужило нахождение испрашиваемого земельного участка, в том числе в двух территориальных зонах.
Впоследствии постановлением администрации от 8 декабря 2021 года N административному истцу вновь отказано в перераспределении земельного участка по заявлению административного истца от 9 сентября 2021 года ввиду нахождения испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах.
Согласно заключению департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым от 11 ноября 2021 года испрашиваемый земельный участок Камарзаева В.Г. располагается в двух территориальных зонах. Вместе с тем в заключении указан адрес объекта недвижимости: "адрес", который не соответствует испрашиваемому земельному участку.
При этом согласно письму администрации от 22 сентября 2022 года N N ошибочно указанный адрес земельного участка ("данные изъяты") в заключение департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым является технической ошибкой и на результаты принятия администрацией решения не повлиял.
18 мая 2022 года администрацией принято постановление N об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, при этом материалы дела не содержат доказательства, свидетельствующие о том, что административным истцом или административным ответчиком предпринимались действия, которые привели к устранению обстоятельств, послуживших для принятия постановления N N об отказе в перераспределении земельного участка.
Судами также при рассмотрении дела не дана надлежащая оценка доводам административного истца в части предпринятых им действий, направленных на получение муниципальной услуги по перераспределению земельного участка до 2022 года.
При таком положении принятые по делу судебные акты нельзя признать законными.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
С учетом изложенного оспариваемые решения подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14 февраля 2023 года отменить, административное дело N 2а-4529/2022 направить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 28 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.