Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белокопытовой Т.С. к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" о взыскании единовременного пособия по кассационной жалобе акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности", поступившей с делом 27 марта 2023 г, на решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 26 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, представителя ответчика Чернопятову Н.Н. поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Белокопытова Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" (далее АО "СОГАЗ" о взыскании единовременного пособия, как члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын лейтенант Белокопытов В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находясь в распоряжении 22 бригады СКВО г. Аксай Ростовской области. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 11659 от 12 июля 2011 г. N132 "Гвардии лейтенанта Белокопытова В.В, состоявшего в распоряжении командира в/ч 11659, умершего ДД.ММ.ГГГГ в результате онкологического заболевания, с 12 июля 2011 г. исключить из списков личного состава части и всех видов обеспечения. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы". В соответствии с заключением ВВК (г. Ростов-на-Дону) 1602 ОВКГ МО РФ N4/16 от 27 января 2012 г. заболевание сына квалифицируется как "получено в период военной службы". 31 декабря 2010 г. между ЗАО "МАКС" и Минобороны России заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей. Письмами ЗАО "МАКС" уведомляло истца о том, что для принятия решения о выплате единовременного пособия, в/ч 11659 необходимо предоставить в адрес страховщика пакет документов в соответствии с требованием приказа Министерства обороны РФ N1100 от 6 мая 2012 г. В ответ на вышеуказанные требования войсковая часть 11659 уведомила, как ЗАО "МАКС" так и ее о том, что неоднократно предоставляла необходимый пакет документов. Однако, ответчиком соответствующие выплаты не произведены. В настоящее время обязательства по выплате единовременных пособий приняло на себя АО "СОГАЗ" независимо от даты наступления права на указанные выплаты.
Направленные в адрес ответчика заявления о выплате единовременного пособия остались без рассмотрения, выплаты не производились, поскольку в адрес страховщика не предоставлена копия рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего. Полагая свои права нарушенными, истец просит суд признать за ней право на получение единовременного пособия и взыскать с ответчика в пользу истца единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, а именно 707 640 руб.
Решением Курганинского районного суда Краснодарского края от 26 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик АО "СОГАЗ" просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. В обоснование доводов указывает, что страховая компания, заключившая соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей с Минобороны России, получив в период действия этого соглашения от членов семьи умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего полный пакет необходимых документов, обязана принять решение о выплате единовременного пособия. Рассмотрев заявление Белокопытовой Т.С. и приложенные документы, АО "СОГАЗ" письмом от 27 декабря 2016 г. N СГ-119936 сообщило истцу о необходимости предоставления полного пакета документов в соответствии с пунктом 12 Положения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100. АО "СОГАЗ" не нарушало права Белокопытовой Т.С, т.к. истцом надлежащим образом досудебный порядок не исполнен, иск не подлежал судебной защите. Факт наличия у истца права на получение единовременного пособия ответчиком не оспаривается, ответчик указывает лишь на отсутствие полного пакета документов. Предоставленные истцом копии документов не могут свидетельствовать об их подлинности. Из материалов дела не усматривается, что законность предоставленных истцом копий документов ставилась судом под сомнение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее также - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, наименование закона и его нормы приведены в редакции, действующей на момент наступления страхового случая - смерти военнослужащего Белокопытова В.В. - 11 июля 2011 г.).
В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - служба), военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов. При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 настоящего Федерального закона, военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, родители (усыновители) застрахованного лица.
Действовавшая до 1 января 2012 года редакция абзаца 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливала также в отношении членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов выплату в равных долях единовременного пособия в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 июля 2011 г. умер сын истца Белокопытовой Т.С. лейтенант Белокопытов В.В, проходивший военную службу в войсковой части N 11659.
Согласно справке N 1098 от 15 августа 2019 г. Белокопытов В.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ вследствие онкологического заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно справке оклады денежного Содержания Белокопытова В.В. составляли: оклад по воинской должности 3551 руб. по тарифу 10 (десятый), оклад по воинскому званию -2346 руб.
Заключением военно-врачебной комиссии от 27 января 2012 г. подтверждено, что заболевание получено в период военной службы.
31 декабря 2010 г. между ЗАО "МАКС" и Минобороны России заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим МО РФ, гражданам, призванным на военные сборы и членам их семей.
Письмами от 20 января 2012 г, 29 мая 2012 г, 2 ноября 2012 г, 28 января 2013 г, 20 июня 2013 г. ЗАО "МАКС" уведомляло Белокопытову Т.С. о том, что для принятия решения о выплате единовременного пособия, в/ч 11659 необходимо предоставить в адрес страховой компании пакет документов в соответствии требованием приказа МО РФ N 1100 от 6 мая 2012 г.
Установлено, что командир войсковой части 11659 неоднократно направлял в адрес страховой организации ЗАО "МАКС" документы о выплате Белокопытовой Т.С. единовременного пособия. Кроме того и истец неоднократно направляла заявления с приложением недостающих документов, о выплате единовременного пособия.
16 января 2015 г. между Министерством обороны РФ и ОАО "СОГАЗ" заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим вооруженных сил РФ, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (к государственному контракту от 12 января 2015 г. N ОЗ/ОК/2015/ДГЗ/З).
Из материалов дела следует, что 15 декабря 2016 г, 4 июля 2017 г, 26 декабря 2019 г. и 16 июня 2022 г. истец направлял в адрес АО "СОГАЗ" заявления о выплате единовременного пособия, которые остались без рассмотрения, выплаты не производились ввиду не предоставления полного пакета документов.
Порядок его выплаты на момент возникновения спорных правоотношений устанавливался Инструкцией о порядке выплаты в МО РФ единовременных пособий военнослужащим и членам их семей, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 2 февраля 1999 г. N55.
Единовременные пособия военнослужащим либо членам их семей выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение на проведение данных выплат (пункт 2 Инструкции).
Пункт 5 Инструкции содержит положения, аналогичные приведенным положениям пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
В пункте 5 данной Инструкции указано о том, что в случае гибели (смерти) военнослужащих, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, единовременное пособие выплачивается в равных долях. Причинная связь увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти граждан после их увольнения с военной службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, определяется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), военно-врачебными комиссиями (ВВК).
Согласно пункту 8 указанной Инструкции (действовавшей на момент смерти военнослужащего), в случае смерти военнослужащего, наступившей при обстоятельствах, не указанных в пункте б настоящей Инструкции, но при наличии причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, приведших его к смерти, с военной травмой либо с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС члены его семьи имеют право на получение единовременного пособия, установленного пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с пунктом 15 Инструкции, для определения права членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 5 настоящей Инструкции, воинские части (военные комиссариаты), а также члены семей погибших (умерших) военнослужащих через военные комиссариаты по месту их жительства в организацию представляют: заявление от членов семей погибших (умерших) военнослужащих на получение единовременного пособия по форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции (несовершеннолетние дети военнослужащего включаются в заявление супруги(а)); справку по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции; выписку из приказа командира воинской части об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части; копии материалов расследования органов дознания (следствия) либо решения суда по факту гибели (смерти) военнослужащего; заключение ВВК о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, приведших к смерти военнослужащего, с военной травмой либо с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (применительно к пункту 8 настоящей Инструкции); копию справки федерального учреждения МСЭ или ВВК о причинной связи с исполнением обязанностей военной службы заболевания, приведшего к смерти уволенного с военной службы военнослужащего, наступившей до истечения одного года со дня его увольнения с военной службы; копию свидетельства о смерти военнослужащего; копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим; копию справки федерального учреждения МСЭ или ВВК об установлении инвалидности детям военнослужащего до достижения ими возраста 18 лет; справку образовательного учреждения об обучении детей с указанием даты начала обучения (для детей в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения).
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 (ред. от 6 февраля 2007 г.) "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" рассматривая споры, касающиеся применения пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", судам следует учитывать, что предусмотренное этой нормой единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания (минимальных месячных окладов) выплачивается членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей, перечисленных в части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Данное пособие также подлежит выплате в случае смерти военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей после их увольнения с военной службы (окончания военных сборов), но до истечения одного года со дня увольнения, от увечья или заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы. При этом следует учитывать, что обязательным условием для выплаты указанного пособия является наличие причинной связи между полученным этим лицом увечьем или заболеванием, ставшим причиной его смерти, и исполнением им обязанностей военной службы.
Вопрос о наличии или отсутствии причинной связи между гибелью (смертью), увечьем (заболеванием) военнослужащего и исполнением им обязанностей военной службы решается судом с учетом заключения военно-врачебной комиссии, а в необходимых случаях и заключения соответствующих экспертов (пункты 19 и 20).
Исходя из ответов ответчика и позиции представителя страховой компании при разрешении дела по существу, единовременная выплата до настоящего времени не предоставлена ввиду того, что от Белокопытовой Т.С. не предоставлена копия рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, материалы административного расследования и расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений.
Разрешая спор и принимая по делу решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства объективно подтверждают, что смерть Белокопытова В.В. наступила при исполнении им обязанностей военной службы (заключением военно-врачебной комиссии от 27 января 2012 г.), при этом из письма военного прокурора Новочеркасского гарнизона N 5122 от 15 августа 2019 г. и ответа в/ч 11659 от 15 августа 2019 г. следует, что административное расследование по факту смерти Белокопытова В.В. не проводилось, уголовное дело не возбуждалось, ввиду того, что последний умер в связи с заболеванием и отсутствием признаков преступления. Рапорт по факту смерти отсутствует, так как Белокопытов В.В. умер в госпитале, где проходил лечение.
В связи с направлением Белокопытова В.В. в госпиталь приказы о его освобождении от исполнения обязанностей военной службы по причине болезни в воинской части не издавались, медицинская книжка в воинской части отсутствует (военнослужащий убывает на лечение с медицинской книжкой), личное дело Белокопытова В.В. направлено в военный комиссариат Краснодарского края по Курганскому району (реестр 98 от 19 октября 2011 г.).
Аналогичные ответы были предоставлены Войсковой частью 11659 23 сентября 2022 г. N1414 и Минобороны России от 23 сентября 2022 г. N5/541.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволило суду первой инстанции сделать обоснованный вывод о том, что Белокопытова Т.С, являющаяся матерью умершего при исполнении военной службы Белокопытова В.В, в силу приведенных положений действующего законодательства имеет право на получение единовременного пособия, как член семьи погибшего (умершего) военнослужащего, при этом основания, изложенные ответчиком в ответах на обращение истца о выплате единовременного пособия, не являлись объективным препятствием к реализации права Белокопытовой Т.С. на получение мер социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
16 января 2015 г. между Министерством обороны Российской Федерации (далее также - Минобороны России) и ОАО "СОГАЗ" было заключено Соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (к Государственному контракту на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 - 2016 годах от 12 января 2015 г.).
Пунктами 2.1 и 2.2 Соглашения предусмотрено, что выплата единовременных пособий производится ОАО "СОГАЗ" на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих и членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты. Минобороны России ежемесячно в течение 10 дней после предоставления ОАО "СОГАЗ" счета компенсирует произведенную выплату единовременных пособий путем перечисления денежных средств с лицевого счета Минобороны России на расчетный счет ОАО "СОГАЗ". Компенсационные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Минобороны России в 2015 - 2016 годах. Датой уплаты компенсационной выплаты считается день списания денежных средств с лицевого счета Минобороны России.
ОАО "СОГАЗ" обязано безвозмездно производить в период действия Соглашения проверку документов и выплату единовременных пособий в размерах и на условиях, установленных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ, и в порядке, определенном приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100; осуществлять выплату единовременных пособий в течение 15 рабочих дней со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате (пункты 3.1.1 и 3.1.2 Соглашения).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 1100 утвержден Порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им выплат" (далее также - Порядок выплаты единовременных пособий, Порядок).
Единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (пункт 2 Порядка выплаты единовременных пособий).
Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (пункт 3 Порядка).
Пункты 8, 9 Порядка выплаты единовременных пособий содержат положения, аналогичные положениям пунктов 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", определяющие случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы и когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
В пункте 12 Порядка выплаты единовременных пособий перечислены необходимые документы, которые воинские части (военные комиссариаты, отделы военных комиссариатов) оформляют и направляют в страховую организацию для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, в частности заявление от члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия, справку согласно приложению N 2 к названному порядку, копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части, копии рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания, следствия, вынесенных судебных решений, копию свидетельства о смерти военнослужащего и копии документов, подтверждающих родственную связь с военнослужащим.
В пункте 16 Порядка выплаты единовременных пособий указано, что воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют справки согласно приложениям N 2 и 4 к настоящему Порядку при предоставлении военнослужащими и членами семей погибших (умерших) военнослужащих документов, подтверждающих право на выплату им единовременного пособия. Справки оформляются в двух экземплярах. Первый экземпляр справки вместе с другими документами, необходимыми для принятия решения о выплате единовременного пособия, подлежит направлению в организацию. Второй экземпляр справки хранится в воинской части (военном комиссариате, военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований)) в течение пяти лет.
Направляемые в организацию копии документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременного пособия, заверяются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Заявления о выплате единовременных пособий, составленные по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1 и 3 к настоящему Порядку, удостоверяются должностным лицом воинской части (военного комиссариата, военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований)), подпись которого заверяется гербовой печатью установленного образца (пункт 17).
Из изложенных норм и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что для принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего воинские части направляют в страховую организацию необходимые документы, в том числе копию выписки из приказа об исключении погибшего (умершего) военнослужащего из списков личного состава воинской части и справку согласно приложению N 2 к Порядку выплаты единовременных пособий. Справка оформляется и направляется воинскими частями после предоставления членами семей погибших (умерших) военнослужащих документов, подтверждающих право на выплату им единовременного пособия.
Материалам дела подтверждается, что все, указанные в пункте 12 Порядка выплаты единовременных пособий, документы, за исключением рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего, направлялись в страховую организацию. Рапорт по факту смерти военнослужащего отсутствует, так как Белокопытов В.В. умер в госпитале, где проходил лечение.
Из ответов от 27 декабря 2016 г, 18 июля 2017 г, 17 января 2020 г. АО "СОГАЗ" следует, что истцу необходимо представить дополнительные документы в соответствии с требованием пункта 12 Порядка выплаты единовременных пособий, информации о том, что представленные в страховую компанию документы заверены ненадлежащим образом, в письмах АО "СОГАЗ" не содержится.
Доказательств того, что направляемые командиром воинской части документов, подтверждающие право на выплату истцу единовременного пособия, не были заверены надлежащим образом, материалы дела не содержат, в связи с чем доводы кассационной жалобы в данной части судебной коллегией признаны несостоятельными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганинского районного суда Краснодарского края от 26 августа 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.