Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" на решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (далее- ГУ - ОПФР по "адрес") о признании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 приходится матерью несовершеннолетним ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поскольку отец детей с ними совместно не проживает и с него в её пользу взысканы алименты, то она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет.
Однако в удовлетворении её заявления отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ N.001569/2021-0003951 по тем основаниям, что брак между ней и отцом детей не расторгнут.
Истица полагает отказ незаконным, так как такое основание для отказа в назначении выплат не предусмотрено.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и изменений, ФИО1 просила суд признать решение ГУ - ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным, возложить на ответчика обязанность назначить ей ежемесячное пособие на детей в возрасте от 8 до 17 лет, а именно на ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с момента подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения, произведена замена ответчика- ГУ - ОПФР по "адрес" на правопреемника- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее- ОСФР по "адрес").
В кассационной жалобе ОСФР по "адрес" просит отменить решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Гарантируется право на заботу о детях и их воспитание.
На основании ст. 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В целях предоставления указанного пособия единственным родителем признается родитель ребенка, который указан в записи акта о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребенка или сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, либо в случае, если второй родитель ребенка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.
В силу статьи 10.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", указанным в статье 10.1 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребенком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с ДД.ММ.ГГГГ. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет устанавливается на двенадцать месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста семнадцати лет. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.
Размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия. Размер ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением указанного пособия, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГг. постановлением Правительства Российской Федерации N утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", из которых следует, что в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 81-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГг.) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого такому родителю (иному законному представителю) предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов (далее - судебное решение), при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 8 до 17 лет указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.
В случае если ребенок в возрасте от 8 до 17 лет остался без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с их смертью, признанием их безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет имеет опекун (попечитель) такого ребенка.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 и ФИО7 состоят в зарегистрированном браке, от которого имеют несовершеннолетних детей: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судебным приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, выданным мировым судьей судебного участка N "адрес", с ФИО7 в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей в размере ? части всех видов заработка и (или) иного дохода до совершеннолетия детей.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) подала заявление о назначении ежемесячного пособия на троих детей в возрасте от 8 до 17 лет.
Решением ГУ - ОПФР по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.001569/2021-0003951 отказано в назначении ежемесячного пособия, поскольку с заявлением о назначении выплаты обратилось ненадлежащее лицо и в заявлении отсутствуют сведения о реквизитах судебного решения о назначении алиментов.
Также, судом установлено, что ФИО1 воспитывает детей одна. Судебный приказ о взыскании алиментов на содержание детей не был предъявлен к исполнению в службу судебных приставов-исполнителей по тем причинам, что ФИО7 до 2018 года выплачивал алименты в добровольном порядке. После того, как он по приговору суда отбывал наказание в виде лишения свободы, свои обязательства по уплате алиментов перестал выполнять.
После освобождения из мест лишения свободы с семьей не проживает, алименты не платит в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в службу судебных приставов с заявлением о принудительном исполнении судебного приказа о взыскании с ФИО7 алиментов на содержание детей.
Из пояснений представителя истца ФИО8 установлено, что супруги ФИО10 состоят на регистрационном учете по одному адресу, но, начиная с 2012 года, фактически проживают отдельно, семейные отношений не поддерживают.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что ФИО1 является матерью троих несовершеннолетних детей, и имеется судебный акт о взыскании в ее пользу алиментов на содержание детей, следовательно, имеет право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, а поэтому решение ответчика об отказе в выплате пособия является незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Согласно ч.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным критериям обжалуемые решения соответствуют в полном объеме, суды приняли решения в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами и их системного толкования, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, правильно установив фактические обстоятельства дела и оценив в совокупности представленные доказательства.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истица не предоставила все необходимые сведения для назначения ей ежемесячного пособия, в связи с чем ей обоснованно было отказано в назначении выплаты, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Доводы о том, что суды неправильно определили период для назначения пособия не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку в судах нижестоящих инстанций при рассмотрении дела указанные доводы не заявлялись, при этом в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены или были опровергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.