Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Темрюкском районе к МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал"; администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о признании действий (бездействия) в отношении неопределенного круга потребителей противоправными, понуждении к прекращению указанных действий и выполнению обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по кассационной жалобе главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - Сидорова ФИО8 на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в котором просило:
1) признать действия (бездействие) МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" по невыполнению требований санитарного законодательства неправомерными;
2) возложить на МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" обязанность устранить, в течение года с даты вступления решения суда в законную силу, нарушения обязательных требований санитарного законодательства, установленных пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от14.03.2002 N 10, а именно: обеспечить устройство ограждения и охрану территории первого пояса зон санитарной охраны скважин МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал", расположенных по адресу: "адрес" В;
3) возложить на администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района обязанность, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" финансирование в объеме, необходимом для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства;
4) обязать МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" довести в десятидневный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Темрюкском районе удовлетворены частично.
Суд возложил на МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" обязанность устранить в течение 18 (восемнадцати) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, нарушения обязательных требований санитарного законодательства, установленных пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10, а именно: обеспечить устройство ограждения и охрану территории первого пояса зон санитарной охраны скважин МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал", расположенных по адресу: "адрес" В.
Возложил на администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района обязанность, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" финансирование в объеме, необходимом для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства.
Обязал МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" довести в десятидневный срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В удовлетворении остальной части заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Темрюкском районе судом отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности.
В обоснование доводов жалобы указывает, что с указанными судебными актами в части финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства не согласен и считает, что судами не полно выяснены все обстоятельства, имеющее значение для дела, суды не надлежаще изучили доводы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского район, а также при разрешении спора допустили неправильное применение норм материального и процессуального права.
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 11 августа 2020 года N 671 было создано муниципальное унитарное предприятие Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал".
Заявитель полагает, что субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия возлагается на создавшее его муниципальное образование в том случае, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казенным. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
Муниципальное унитарное предприятие Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал" не является казенным предприятием, самостоятельно осуществляет права владения и пользования имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Как отмечается в судебной практике, по смыслу статьи 294 и пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание явилась Игнатенко А.С, представляющая на основании доверенности от 24 апреля 2023 года интересы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкский район, доводы жалобы поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.
Судами установлено, что постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 31.08.2020 года N 730 определена гарантирующая организация холодного водоснабжения и водоотведения на территории Темрюкского городского поселения - Муниципальное унитарное предприятие Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюк-Водоканал" (далее - МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал").
МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" снабжает питьевой водой население и объекты хозяйственной деятельности города Темрюка поселок Октябрьский и поселок Первомайский. Для питьевого водоснабжения эксплуатируются подземные водоносные горизонты посредством артезианских скважин.
Система водоснабжения в городе Темрюке организована следующим образом: вода из артезианских скважин поступает на станцию первого подъема, где смешивается в двух резервуарах чистой воды. Далее вода по напорному коллектору поступает в резервуары чистой воды, расположенные на горе Мыска по адресу: "адрес". К потребителю вода поступает самотеком. Обработка воды перед подачей потребителям не проводится, т.е. по системе водопроводов к потребителю поступает природная вода.
06 июня 2022 года прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологической безопасности источников питьевого водоснабжения МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал", на объектах, расположенных по адресу: "адрес"В, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии источников питьевого водоснабжения.
Прокурорской проверкой установлено, что на территории источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - артезианских скважин, расположенных по адресу: "адрес"В, находящихся в ведении МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал", ограждение территории скважин фактически не ограничивает доступ посторонних лиц на территорию скважин, охрана территорий 1-го пояса ЗСО скважин отсутствует, дорожки с твердым покрытием к сооружениям, отсутствуют. Кроме того, на территории 1-го пояса ЗСО скважин N и 8 имеются посторонние сооружения - установлены вышки сотовой связи, что является нарушением пунктов 3.2.1 Л, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10.
По данному факту заместителем прокурора Темрюкского района Кулаковым А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.07.2022 по части 4 статьи 8.42 КоАП РФ в отношении МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал".
Для рассмотрения вопроса о привлечении МУП ТГП ТР "Темрюк- Водоканал" к ответственности по части 4 статьи 8.42 КоАП РФ прокуратурой Темрюкского района направлены соответствующие материалы в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе.
По результатам рассмотрения указанного административного материала главным государственным санитарным врачом по Темрюкскому району вынесено постановление от 29.08.2022 N 45 о признании юридического лица МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.42 КоАП РФ. Указанное постановление МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" не обжаловалось, вступило в законную силу 09.09.2022.
Полагая действия (бездействие) МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" незаконными, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обратилось в суд с иском.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об удовлетворении требований частично, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, исходил из того, что администрация Темрюкского городского поселения ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению населения водой надлежащего качества, деятельность ответчиков по снабжению питьевой водой населения ведется с нарушениями требований санитарного законодательства, что, в свою очередь, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
Также суд отметил, что на момент предъявления искового заявления требования санитарного законодательства не в полном объёме исполнены, МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарного законодательства.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу ч. 1, ч. 2 и ч. 5 ст. 46 Закона N 52-ФЗ "федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему.
Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; территориальные органы указанных федеральных органов исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, на транспорте, а также в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ "главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу пункта 1 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 N 709 (далее - Положение), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктом 8.40 Положения, Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предъявляет иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращается в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Пунктом 1 Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (далее - территориальный отдел) (утв. приказом Управления от 17.08.2017 N 182) установлено, что территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (далее - территориальный отдел) является структурным подразделением Управления и осуществляет свою деятельность на территории Темрюкского района.
Согласно пункту 7.35 Положения о территориальном отделе территориальный отдел вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Согласно части 7 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 46 Закона N 2300-1 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Согласно статье 85 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), контроль в сфере охраны здоровья, включает в себя, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Как следует из пункта 5 статьи 86 Закона N 323-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти обращаются в суд с исками, заявлениями о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
При таких обстоятельствах право должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на обращение в суд с иском ставится в зависимость от наличия выявленных нарушений норм санитарного законодательства, нарушения прав неопределенного круга потребителей, и должно преследовать непосредственные цели их устранения либо пресечения.
Способы защиты гражданских прав, к которым, в частности, относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что установленные вступившим в законную силу постановлением от 29.08.2022 N 45 о признании юридического лица МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" виновным в совершении административного правонарушения нарушения не устранены, чем сохраняется потенциальная угроза причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц (потребителей) ввиду несоблюдения санитарного законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении иска.
Возражения администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района сводятся к несогласию с возложением на нее обязанности по финансированию мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, поскольку МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" не является казенным предприятием, самостоятельно осуществляет права владения и пользования имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения.
Данная позиция заявителя основана на неверном понимании норм материального права ввиду следующего.
Согласно нормам п. 4. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законодателем к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Нормами ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или); водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных (межрайонных) необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Между тем данное право, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него законом по организации водоотведения и организаций мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Этому также корреспондирует положение ч. 2 ст. 23 того же закона, согласно которому органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Таким образом, органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Возложение судом на администрацию Темрюкского городского поселения обязанности выделить МУП ТГП ТР "Темрюк-Водоканал" финансирования в объеме, необходимом для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, основано на законе.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Вопреки доводам жалобы, все доказательства по делу получили правовую оценку во взаимосвязи, в апелляционном определении отражены все юридически значимые обстоятельства, установленные судом, приведены подробные мотивы, по которым суд пришел к своим выводам.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - Сидорова В.А. и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - Сидорова ФИО9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.