Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная дезинфекционная станция" об индексации заработной платы, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Волжского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному автономному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная дезинфекционная станция" (далее - ГАУЗ "Волгоградская областная дезинфекционная станция") об индексации заработной платы, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГг. истица работает в ГАУЗ "Волгоградская областная дезинфекционная станция" в должности медицинского дезинфектора в отделе профилактической дезинфекции по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. N.
В период осуществления истицей трудовой деятельности, ответчиком допущено нарушение ее трудовых прав, поскольку повышение заработной платы у медицинских дезинфекторов не производилось, а производилось только у работников офиса.
Данное обстоятельство свидетельствует о дискриминации в сфере труда.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом последующих уточнений, истица просила суд взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченную сумму индексации заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 37 263 руб. 52 коп, материальный ущерб в размере 35 000 руб, компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб.
Решением Волжского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, заявительница ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно статье 130 Трудового кодекса Российской Федерации индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Исходя из буквального толкования положений статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОД "Об оплате труда работников государственных учреждений "адрес"" индексация заработной платы работников государственных учреждений "адрес" осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом администрации "адрес".
Индексация размеров окладов (должностных окладов) работникам государственных учреждений "адрес" произведена в соответствии со следующими нормативными актами "адрес":
-в соответствии с постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об индексации размеров окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников государственных учреждений "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ проведена индексация в 1, 05 раза размеров окладов (должностных окладов) работников;
-в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской облает от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об индексации размеров окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников государственных учреждений "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ проведена индексация в 1, 04 раза размеров окладов (должностных окладов) работников;
-в соответствии постановлением Администрации Волгоградской облает от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об индексации размеров окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников государственных учреждений "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ проведена индексация в 1, 043 раза размеров окладов (должностных окладов) работников;
-в соответствий с постановлением "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об индексации размеров окладов (должностных окладов) ставок заработной платы работников государственных учреждений "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ проведена индексация в 1, 03 раза размеров окладов (должностных окладов) работников, -в соответствии с постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об индексации размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ проведена индексация в 1, 04 раза размеров окладов (должностных окладов) работников.
В соответствии с нормами вышеназванных постановлений, их действие не распространяется на работников государственных учреждений "адрес" в части категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" от ДД.ММ.ГГГГ N "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об индексации окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения "адрес"" проведена индексация окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных работникам государственных учреждений, подведомственных Комитету здравоохранения "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ в 1, 05 раза в части категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от ДД.ММ.ГГГГ N "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительно постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об оплате труда работников медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения "адрес"" с ДД.ММ.ГГГГ увеличены размеры окладов (должностных окладов) всех категорий работников.
С ДД.ММ.ГГГГ вопросы оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных Комитету здравоохранения "адрес", регулируются Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ N "Об оплате труда работников медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения "адрес"".
Приказом Комитета здравоохранения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N3697 "О внесении изменений в приказ комитета здравоохранения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об оплате труда работников медицинских организаций, подведомственных комитету здравоохранения "адрес"" размеры окладов работников, подпадающих под действие вышеназванных Указов Президента Российской Федерации, изменены (увеличены) с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, по среднему медицинскому - на 15 процентов.
В рамках реализации Указа N распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р утверждена программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
В соответствии с указанной Программой, достижение показателей, определенных Указом N, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по отрасли в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы, может различаться не только между учреждениями здравоохранения, но и внутри одного учреждения, и может быть, как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом N для соответствующей категории работников.
Статьей 232 Трудового кодекса Российской Федерации определена обязанность стороны трудового договора возместить причиненный ею другой стороне этого договора ущерб в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГАУЗ "Волгоградская областная дезинфекционная станция", с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которым она принята на работу на должность медицинского дезинфектора в отдел профилактической дезинфекции (внебюджет).
Заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором (п.4.1).
В соответствии с п.4.2 трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 9 500 руб.
Работнику в соответствии с законодательством и решениями работодателя производятся следующие выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 8% от должностного оклада - 760 руб. в месяц (п.4.3).
Работнику в соответствии с законодательством и решениями работодателя производятся следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за качество выполняемых работ - по результатам оценки эффективности деятельности работника за отчетный период, надбавка за интенсивность и высокие результаты работы - 20% от должностного оклада - 1900 руб. (п.4.4).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований об индексации заработной платы ФИО1, руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что выплата заработной платы ФИО1 производилась на основании заключенного трудового договора, а также в соответствии с нормативными актами "адрес", нарушений требований трудового законодательства ответчиком не допущено. При этом суд учитывал, что государственные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном законодательством и иными нормативными актами, у учреждения отсутствует право самостоятельно производить индексацию на основании локальных нормативных актов.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании материального ущерба, суд исходил из того, что правовые основания для удовлетворения данного требования отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, решение суда оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, нарушены нормы материального права, не принято во внимание, что иным работникам заработная плата повышалась ежегодно, подлежат отклонению, поскольку выражают субъективное мнение автора кассационной жалобы относительно того, как должен быть разрешен спор и не могут служить основанием для отмены правильных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки судов и нашли свое отражение в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции не находит.
В целом, указанные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции признает несостоятельными, направленными на переоценку исследованных доказательств и изменение установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке и не подтверждает факт нарушения судами норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.