Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Ростовской области о перерасчете размера денежной компенсации за поднаем жилого помещения по кассационной жалобе Военного комиссариата Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22.09.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области, в котором просил признать незаконным решение ответчика - начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области - об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о перерасчете размера денежной компенсации за поднаем жилого помещения с учетом сына супруги ФИО4, начиная с 26.08.2021 и о дальнейшей выплате этой компенсации на состав семьи из четырех человек, обязать ответчика повторно рассмотреть вышеуказанное заявление и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.07.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязать Военный комиссариат Ростовской области произвести перерасчет и выплачивать ФИО1 денежную компенсацию за наем жилого помещения начиная с ДД.ММ.ГГГГ исходя из состава семьи четыре человека вплоть до обеспечения департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 жилым помещением.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22.09.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Ростовской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании норм материального права. Ссылаясь на п. 5 ст. 2, ч.1 ст. 3, абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2015 N 989, уточненную редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 27.05.2016 N 303, поскольку ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, а социальные гарантии, предусмотренные п.5 ст. 2 Федерального закона от 28.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются только на лиц, находящихся на иждивении действующих военнослужащих, истец уволен с военной службы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, майор запаса ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по истечению срока военной службы по призыву или срока контракта.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 решением территориального отдела "Ивановский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам 2-го Западного окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии его дочери ФИО5, супруги ФИО6 и ее сына ФИО4 на учет нуждающихся в жилом помещении признано незаконным. На начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ возложена обязанность отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N и повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО5, ФИО6 и ФИО4 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в составе семьи ФИО1
В рамках указанного решения установлено, что супруга ФИО6, дочь ФИО5, сын супруги ФИО4 являются членами семьи военнослужащего ФИО1
В исполнение указанного судебного акта, решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" отделение (территориальное, г. Иваново) N от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в состав семьи военнослужащего майора ФИО1, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве членов семьи указаны: супруга ФИО6, дочь ФИО5, сын супруги ФИО4
Согласно выписке из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете состоит ФИО1 с составом семьи: супруга ФИО6, дочь ФИО5, сын супруги ФИО4 Форма обеспечения - жилищная субсидия.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил договор найма жилого помещения - квартиры по адресу: "адрес", - с ее собственником ФИО7 Согласно п. 3.2 данного договора ежемесячная плата за пользование квартирой составляет 25 000 руб.
Истец обратился в Военный комиссариат Ростовской области с заявлением о назначении выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, однако, ответчик расчет компенсации произвел без учета члена семьи ФИО4
Истец обратился к ответчику с требованием произвести перерасчет выплачиваемой компенсации составом семьи четыре человека, которое оставлено без удовлетворения.
Несогласие с таким решением ответчика послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Военного комиссариата Ростовской области в перерасчете денежной компенсации, поскольку факт нахождения ФИО4 на иждивении военнослужащего ФИО1, установлен вступившим в законную силу решением Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В силу положений ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства не подлежат оспариванию и доказыванию вновь. При этом суд отметил, что допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО8 также подтвердили, что несовершеннолетний ФИО4 проживает с истцом в качестве члена его семьи и находится на его иждивении.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми акта Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением, определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей".
В соответствии с п. 20 Инструкции об организации в Вооруженных силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 27.05.2016 N 303, денежная компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей за счет средств и в пределах средств, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, по месту постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения либо на воинский учет в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном п. п. 2 и 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909.
В силу п. 29 Инструкции при определении прав граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации к членам семьи гражданина, уволенного с военной службы, относятся граждане, указанные в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", совместно проживающие с ним и включенные в список либо реестр в качестве членов семьи гражданина, уволенного с военной службы.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 установить, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту, за исключением проходящих военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения). При этом гражданам, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации (из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), и членам их семей денежная компенсация выплачивается органами управления, оперативно-территориальными объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями войск национальной гвардии Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ).
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.