Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующей в интересах Ишеева Т.Н, к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выраженного в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, взыскании суммы компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующей в интересах Ишеева Т.Н, поступившей с делом 24 июля 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора" Николайчук С.М, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Демидовой И.В, судебная коллегия
установила:
региональное отделение Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора"", действуя в интересах Ишеева Т.Н, обратилось в суд с иском к государственному учреждению - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выраженного в невыплате компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, взыскании суммы компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Ишеева Т.Н. является инвалидом 3 группы, инвалидность установлена бессрочно и членом Регионального отделения Краснодарского края Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора". Индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее по тексту ИПРА) от 19 сентября 2012 г. N1361 установлено, что Ишеев Т.Н. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде протеза правого плеча с внешним источником энергии. Для изготовления протеза Ишеев Т.Н. обратился в компанию ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии", где был осмотрен, обследован комиссией и ему был рекомендован протез в определенной комплектации, который он и заказал. Ишеев Т.Н. заключил с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО") Договор от 6 апреля 2021 г. на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел протез плеча с внешним источником энергии на сумму 5 100 000 руб. Техническое средство реабилитации получено Ишеевым Т.Н. 14 марта 2022 г. Ишеев Т.Н. 19 марта 2022 г. по почте направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ (Филиал N18), которые были получены 21 марта 2022 г. На дату подачи искового заявления ответчиком компенсация за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации не выплачена. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным бездействие Государственного учреждения-Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по невыплате Ишееву Т.Н. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме. Взыскать с государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ишеева Т.Н. за самостоятельно приобретенный протез плеча с внешним источником энергии сумму невыплаченной в полном объеме компенсации в размере 5 100 000 руб, сумму компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 8 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановил:признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по невыплате Ишееву Т.Н. компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет техническое средство реабилитации в полном объеме.
Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ишеева Т.Н. за самостоятельно приобретенный протез плеча с внешним источником энергии недоплаченную сумму компенсации в размере 4 697 248, 86 руб.
В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2023 г. решение суда первой оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональное отделение Краснодарского края Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора", действующая в интересах Ишеева Т.Н, выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование доводов указывает, что отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске суд апелляционной инстанции исходил из того, что с 2007 года инвалид был неоднократно обеспечен видом протезов, рекомендованным ему ИПРА N от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 83 001, 62 руб, 157 685 руб, 193 171, 29 руб, 262 825 руб. и жалоб на их качество и технические характеристики в уполномоченный орган от него не поступало; протез, рекомендованный инвалиду ИПРА аналогичен протезу, являющемуся предметом государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ; изменения в ИПРА инвалида не вносились; наиболее соответствующая цена протеза плеча с внешним источником энергии в последнем исполненном государственном контракте N составляет 402 751, 14 руб. Выражая несогласие с такими выводами суда апелляционной инстанции, истец ссылается на то, что действующее законодательство не устанавливает зависимости размера компенсации расходов инвалида за приобретенный протез от цены протеза, предоставленного ему ранее.
Нуждаемость инвалида в определенной модификации протеза на конкретный период времени также не определяется исходя из модификации ранее предоставленного протеза, поскольку реабилитационный потенциал инвалида в течении жизни изменяется. В целях определения размера компенсации за техническое средство реабилитации (далее также ТСР), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн утверждена Классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р (далее - Классификация).
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра) виду ТСР. "Протез плеча с внешним источником энергии" (приказом Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ N слова "с внешним источником энергии" заменены словами "с микропроцессорным управлением") имеет код "8-04-03". При этом каждый вид ТСР имеет множество модификаций с различными техническими характеристиками, которые в Классификации не отражаются. Так, например, "протез плеча с внешним источником энергии" является предметом как государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ (позиция 14) стоимостью 402 751, 14 руб, так и государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 5 100 000 руб.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ N Ишееву Т.Н. рекомендован протез правого плеча с внешним источником энергии. Каких либо иных сведений, характеристик и модификаций протеза ИПРА Ишеева Т.Г. не содержит и содержать не должна.
Так, порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм". ИПРА имеет утвержденную форму (Приложение N к Приказу) и не допускает внесения в нее дополнительной информации.
В связи с изложенным, выводы апелляционной инстанции о том, что не имеется оснований для выплаты Ишееву Т.Г. компенсации в размере, превышающем 402 751, 14 руб, ввиду того, что его ИПРА не содержит технических характеристик протеза и в нее не вносились изменения, не основаны на законе.
Кроме того, при вынесении обжалуемого определения судебной коллегией по гражданским делам "адрес"вого суда неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с частью 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nн (далее - Порядок). Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ Nн внесены изменения в указанный Порядок, которые действуют с ДД.ММ.ГГГГ (заявление на компенсацию Ишеевым Т.Н. подано ДД.ММ.ГГГГ). Однако суд апелляционной инстанции применил действующую до ДД.ММ.ГГГГ редакцию Порядка и признал обоснованными действия ответчика по компенсации только части затрат инвалида за самостоятельно приобретенный протез исходя из стоимости протеза плеча с внешним источником энергии, приобретенного ответчиком по государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушены права инвалида. Апелляционный суд не учел того обстоятельства, что протез плеча, изготовленный для Ишеева Т.Н. протезной организацией - ООО "ЮРЦПО", и протез, приобретенный ответчиком по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ N (позиция 14), при сопоставлении технических характеристик, не являются однородными.
Поскольку ни Краснодарским РО ФСС РФ, ни каким-либо другим региональным отделением ФСС субъекта, входящего в состав Южного федерального округа, протез, однородный протезу, самостоятельно приобретенному Ишеевым Т.Н. в течении предшествующих трех лет до подачи заявки на компенсацию не закупался, суд первой инстанции обоснованно взыскал затраты инвалида на приобретение технического средства реабитилатции исходя из стоимости аналогичного (по техническим характеристикам) протеза плеча с внешним источником энергии, приобретенного Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ с ООО "Эндолайт Центр" по государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, как последнему исполненному в полном объеме на дату подачи Ишеевым Т.Н. заявления о выплате такой компенсации.
Заключением медико-технической экспертизы ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено соответствие протеза плеча с микропроцессорным управлением, самостоятельно приобретенного Ишеевым Т.Н, классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N- "адрес" первой инстанции исследовался Акт медико-технической экспертизы, проведенной ООО "ЮРЦПО" в соответствии с ГОСТ Р 59544-2021 с целью изготовления протеза Ишееву Т.Н. Специалистами протезного предприятия установлено, что ранее инвалид был обеспечен протезом плеча с внешним источником энергии, который он освоил в полном объёме и который позволял пациенту осуществлять только сжатие и разжатие кисти руки. Учитывая высокий уровень реабилитации инвалида, активный образ жизни, занятие спортом, отсутствие ведущей (правой) верхней конечности, ему был рекомендован протез, способный более полно компенсировать ограничения его жизнедеятельности. Поскольку только протезно-ортопедическое предприятие, оказывающее услуги по протезированию, определяет реабилитационный потенциал человека, именно специалисты ООО "ЮРЦПО" рекомендовали и изготовили Ишееву Т.Н. протез, способный возможно более полно компенсировать ограничения его жизнедеятельности.
Апелляционный суд, не обладая специальными познаниями в области протезирования, положил в основу судебного постановления довод ответчика о том, что Ишеев Т.Н. ранее обеспечивался протезами плеча, аналогичными протезу, приобретенному ответчиком по государственному контракту N, и не принял во внимание выводы специалистов протезной организации (изложенные в Акте МТК от ДД.ММ.ГГГГ) о нуждаемости его с учетом высокого уровня реабилитации на данный момент в протезе с другими характеристиками.
Истец Ишеев Т.Н, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Ишееву Т.Н. установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности: инвалидность с детства. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, выдаваемой ФКУ "Главное Бюро МСЭ по Краснодарскому краю" бюро N21 к акту освидетельствования N1361 от 19 сентября 2012 г, Ишееву Т.Н. рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе протез правого плеча с внешним источником энергии 1 раз в 3 года.
Также Ишеев Т.Н. является членом Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата "Опора".
Согласно акту медико-технической комиссии ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" от 6 апреля 2021 г. учитывая высокий уровень реабилитации, активный образ жизни, занятие спортом, отсутствие ведущей (правой) верхней конечности, пациенту рекомендовано изготовление протеза с микропроцессорным управлением (т. 1 л. д. 24).
6 апреля 2021 г. Ишеевым Т.Н. (заказчик) с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (поставщик) заключен договор на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий N0ЮУТ-000241, по условиям которого поставщик обязуется изготовить и поставить в обусловленных договором срок в собственности заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить протезно-ортопедическое изделие, указанное в приложении N1 к договору.
В приложении N1 к договору сторонами утверждено техническое задание на изготовление протезно-ортопедического изделия - протез плеча с внешним источником энергии. Тип протеза: постоянный и является аналогичным по наименованию, виду, техническим характеристикам (комплектности) техническому средству реабилитации, указанному в Государственном контракте N0239100000321000118/649 от 9 августа 2022 г. (позиция N1).
Согласно пункту 5.1. Договора цена договора составляет 5 100 000 руб.
Оплата стоимости договора Ишеевым Т.Н. произведена в размере 5 100 000 руб, что подтверждается платежным поручением N0401060 от 14 марта 2022 г.
14 марта 2022 г. между Ишеевым Т.Н. и ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" подписан акт сдачи-приемки работ N 0ЮУТ-000142, согласно которому заказчиком получено протезно- ортопедическое изделие - 8-04-03 Протез плеча с внешним источником энергии.
Ишеев Т.Н. 19 марта 2022 г. по почте направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ (Филиал N18), которые были получены организацией 21 марта 2022 г.
С учетом того, что на момент подачи заявления на выплату компенсации (21 марта 2022 г.), последним исполненным государственным контрактом являлся государственный контракт N 024 от 3 февраля 2021 г, максимально соответствующая сумма в последнем исполненном контракте составляет 402 751, 14 руб, филиалом N18 ГУ-КРО ФСС РФ была выплачена Ишееву Т.Н. компенсация, в размере 402 751, 14 руб, что подтверждается платежным поручением от 24 августа 2022 г. N0401060.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сумма компенсации расходов на покупку средств реабилитации в полном объеме до настоящего времени не выплачена ответчиком, определяя размер компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд первой инстанции руководствовался Государственным контрактом N 024 от 3 февраля 2021 г, заключенным ГУ - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, так как в Краснодарском крае и Южном федеральном округе однородные по техническим характеристикам средства реабилитации инвалида за последние три года не закупались.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Сославшись на положения статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N240, положения Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (в редакции до 8 ноября 2021 г.), суд апелляционной инстанции указал, что протез, рекомендованный Ишееву Т.Н. в индивидуальной программе реабилитации N1251 от 19 сентября 2012 г, аналогичный полученному ранее, присутствует в исполненном в полном объеме государственном контракте N 024 от 3 февраля 2021 г, заключенном ГУ-КРО ФСС РФ с филиалом ООО "Медицинский производственный реабилитационный центр "Ортопром". Срок действия контракта - по 30 сентября 2021 г. Именно он является последним, исполненным в полном объеме государственным контрактом на дату подачи истцом заявления о компенсации расходов за приобретенный протез плеча с внешним источником энергии, в соответствии с индивидуальной программой реабилитациии. С учетом требований пункта 15(1) Правил и пункта 4 Порядка, максимально соответствующая сумма протеза плеча с внешним источником энергии в последнем исполненном Контракте составляет 402 751, 14 руб, которая была перечислена ответчиком истцу.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции данный вывод суда апелляционной инстанции считает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил (в редакции на момент обращения Ишеева Т.Н. с заявлением о выплате компенсации - 19 марта 2022 г.) предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N187-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Судом установлено, что Ишеев Т.Н. состоит на учете по обеспечению техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в Филиале N18 Краснодарского регионального отделения ГУ - ФСС РФ.
Ишеев Т.Н. 19 марта 2022 г. по почте направил заявление и комплект подтверждающих документов для получения компенсации в Краснодарское отделение РО ФСС РФ (Филиал N18) (далее - Фонд), которые были получены 21 марта 2022 г.
Компенсация за самостоятельно приобретенное ТСР была перечислена Фондом в сумме 402 751, 14 руб.
Ответчик полагает, что применение Государственного контракта N0239100000321000118/649 от 9 августа 2021 г, заключенного ГУ - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ не соответствует Порядку, в то время как Ишееву Т.Н. правомерно произведена выплата на основании последней закупки аналогичного ТСР согласно контракту N024 от 3 февраля 2021 г.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N57н (в редакции, действующей на момент обращения Ишеева Т.Н. с заявлением о выплате компенсации - 19 марта 2022 г.), компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В разделе 8.04 Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 г. N86н предусмотрен протез плеча с микропроцессорным управлением (8-04-03).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка, в случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 19 сентября 2012 г. N1361 (ИПР) установлено, что Ишеев Т.Н. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации (далее - ТСР) в виде: протеза правого плеча с внешним источником энергии.
Согласно Классификации, ТСР подразделяются на виды и наименования с присвоением определенного цифрового кода (шифра) виду ТСР.
Приказом Минтруда от 5 марта 2021 г. N 108н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" в пункт 8 Классификации внесены изменения: в позициях 8-04, 8-04-01, 8-04-02, 8-04-03, 8-07-12, 8-07-13 в графе "Вид и наименование технического средства реабилитации (изделия), рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением об обеспечении ветерана изделиями)" слова "с внешним источником энергии" заменить словами "с микропроцессорным управлением".
Порядок разработки ИПРА утвержден Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", действующий до 7 августа 2023 г. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 26 июня 2023 г. N 545н) (далее - Порядок N 486н).
Согласно пункта 5 Порядка N486н, разработка ИПРА включает этапы: проведение реабилитационно-абилитационной экспертной диагностики; оценка реабилитационного и абилитационного потенциала; определение реабилитационного и абилитационного прогноза; определение реабилитационных или абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, товаров и услуг, позволяющих инвалиду восстановить (сформировать) (полностью или частично) или компенсировать (полностью или частично) утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности с учетом его потребностей.
Согласно пункта 6 Порядка N 486н разработка ИПРА инвалида осуществляется специалистами Бюро медико-социальной экспертизы в части рекомендаций для обеспечения техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации или абилитации, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, на основании Перечня медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 марта 2021 г. N106н (далее - Перечень) указано, что протезы с микропроцессорным управлением подбираются индивидуально, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности (состояния организма), вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально- бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, в целях компенсации следующих возможных ограничений жизнедеятельности: способность к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, трудовой деятельности. Протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением подбираются инвалиду, с учетом электрической активности управляющих мышц культи и мышц - антагонистов, при условии использования в целях компенсации или устранения имеющихся у инвалида и ребенка-инвалида стойких ограничений жизнедеятельности.
ИПРА инвалида имеет утвержденную форму (является Приложением N 2 к Приказу Минтруда России от 13 июня 2017 г. N486н) и не допускает внесения в нее дополнительной информации. Таким образом, именно Фонд социального страхования является тем уполномоченным органом, к компетенции которого законодатель относит определение размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом ТСР, исходя из конкретных характеристик изготовленного протеза, так как в ИПРА инвалида их не содержится.
Для изготовления протеза Ишеев Т.Н. обратился в компанию ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО"), где был осмотрен, обследован комиссией (Акт медико-технической комиссии от 6 апреля 2021 г.), и ему был рекомендован протез в определенной комплектации, который он в последующем и заказал.
Ишеев Т.Н. заключил с ООО "Южный региональный центр протезирования и ортопедии" (ООО "ЮРЦПО") Договор N 0ЮУТ-000241 от 6 апреля 2021 г. на изготовление (поставку) протезно-ортопедических изделий и самостоятельно приобрел: 8-04-03 протез плеча с внешним источником энергии на сумму 5 100 000 руб. Обязательство по оплате ТСР исполнено им в полном объеме и подтверждается Платежным поручением от 14 марта 2022 г. N881. ТСР получено Ишеевым Т.Н. (Акт сдачи-приемки работ от 14 марта 2022 г. N0ЮУТ-000142, Товарная накладная от 14 марта 2022 г. NУТ-142).
Ишеев Т.Н. при самостоятельном приобретении протеза руководствовался индивидуальными потребностями, утвержденной ИПР, Актом медико-технической комиссии от 6 апреля 2021 г..и приобрел его в следующей модификации, аналогичной по наименованию, виду, техническим характеристикам и цене, указанным в государственном контракте от 9 августа 2021 г..N0239100000321000118/649: "Протез плеча с внешним источником энергии индивидуального изготовления состоит из: приёмной гильзы, изготовленной по индивидуальному гипсовому слепку с культи инвалида; материал приемной (постоянной) гильзы - слоистый пластик на основе акриловых смол с безаллергенными свойствами материала; материал приемной (примерочной) гильзы - слоистый пластик на основе акриловых смол с безаллергенными свойствами материала; количество примерочных гильз - две; крепление протеза геометрическое за счет формы культи; комплекта шин для локтевых шарниров активных; кисти с биоэлектрическим пропорциональным программным управлением, формоприспосабливаемой с активным схватом и активным раскрытием, обладает возможностью переключения от мио сигналов на 14 различных видов схвата и положения кисти; переключение возможно из любого схвата в любой другой; каждый палец кисти оснащен индивидуальным электромеханическим приводом; пальцы со 2-го по 5-ый с подвижными взаимозависимыми 2-мя суставами; большой палец кисти оснащен двумя электромеханическими приводами для управления движениями: сгибание- разгибание, приведение-отведение; указательный палец с интегрированной функцией управления устройствами, оснащенными мультитач дисплеями; кисть обладает вибротактильным осязанием (обратной связью) 3-х уровней усилия, с возможностью блокировки кисти в необходимом схвате или положении и ее разблокировки; каждый палец кисти и ладонь оснащены силиконовыми протекторами, предотвращающими проскальзывание предметов; протез имеет возможность изменения программы положения кисти через мобильное устройство, персональный компьютер; максимальная нагрузка на
палец на уровне средней фаланги - 6 кг; при включении системы управления, кисть становится в физиологическое положение; адаптер быстросъемный с возможностью 360° бесшумной ротации с индивидуально настраиваемым усилием вращения под конкретного пользователя; две гибкие аккумуляторные батареи, встроенные, 2500 мАч с номинальным напряжением 7, 4 В с возможностью коррекции ее формы под профиль силовой приемной гильзы и Г18В-С зарядным устройством от промышленной сети 220 В; в комплект входит внешний накопительный аккумулятор (пауэрбанк); зарядное устройство от промышленной сети 220 В; косметические оболочки кисти трикотажные в комплекте 2 шт.: одна подложка и одна телесного оттенка с имитацией кожного рисунка из 9-ти стандартных оттенков, пропитанные с ладонной стороны силиконом; уровень шума при движении всех пальцев не превышает 50 дб; тип протеза по назначению постоянный".
При этом, компенсация инвалиду выплачена в размере 402 751, 14 руб. Указанная компенсация предусмотрена за протез предплечья с внешним источником энергии (позиция 14 Государственного контракта от 3 февраля 2021 г. N024, заключенного ГУ - Краснодарским Региональным отделением Фонда социального страхования РФ): "Протез плеча с внешним источником энергии. Состоит из индивидуально подогнанных приёмной и несущей гильз, изготовленных из литьевого слоистого пластика на основе акриловых смол, пластмассового узла локоть-предплечье телесного цвета, кисти с электронной системой управления с высокопрочной силиконовой косметической оболочкой телесного цвета, армированной нейлоновой сеткой. Внешне оболочка кисти в мельчайших деталях соответствует живой человеческой руке (цвет кожи, папиллярные линии, вены, ногти, суставы). Узел локоть-предплечье снабжен пассивным локтевым замком, позволяющим фиксировать 13 различных углов сгибания-разгибания с фиксацией через каждые 8 градусов, протез имеет биоэлектрическое управление работы кисти. Источник питания встраивается в несущую гильзу. Изменение электрических потенциалов, возникающее при сокращении мышц культи плеча, позволяет разводить и сводить пальцы искусственной кисти с фиксацией пальцев в положение "Схват", конструкция кисти обеспечивает пассивную бесступенчатую ротацию с регулируемой тугоподвижностью, крепление протеза индивидуальное - подгоночное, с подмышечной петлей через здоровую руку.".
Следовательно, усматривается значительная разница в комплектации протезов.
Так, протез стоимостью 5 100 000 руб. имеет в данном классе протезных систем самый низкий вес. Шесть электрических приводов позволяют перемещать независимо друг от друга каждый палец кисти, в том числе и большой. При этом может быть выбран любой из возможных 14 видов схвата. Брызгозащита 1Р64. Благодаря новой кинематике указательный и большой пальцы всегда сходятся друг с другом с высокой точностью. А точечно плоский схват позволяет брать и удерживать без особых проблем даже самые маленькие предметы. Данные характеристики протеза позволяют улучшить уровень жизни инвалида и облегчить самообслуживание и повседневную деятельность, предотвратить прогрессирование сколиотического дефекта осанки, уменьшить нагрузку на противоположную сторону туловища при держании и хватании, облегчить нахождение в социуме, повысят уровень самостоятельности и качества жизни.
При этом, протез стоимостью 402 751, 14 руб. позволяет пациенту осуществлять только сжатие и разжатие кисти руки (один хват - противопоставление одного пальца четырем и все), что не компенсирует все анатомические и физиологические функции кисти для рабочей деятельности и самообслуживания.
Государственный контракт N 024 не содержит протеза с характеристиками, максимально приближенными к характеристикам протеза, приобретенного Ишеевым Т.Н.
В связи с тем, что ГУ-Краснодарским региональным отделением ФСС РФ не осуществлялась закупка протеза с аналогичными характеристиками, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что стоимость приобретенного Инвалидом протеза должна определяться по результатам проведения последней по времени закупки, проведенной ГУ - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании абзаца 4 пункта 4 Порядка.
Таким образом, разница между протезами существенная, специалистами Фонда расчет произведен субъективно, без учета индивидуальных потребностей инвалида, не сопоставлены технические и функциональные характеристики приобретенного протеза и протеза, приобретенного Фондом в рамках последнего заключенного государственного контракта от 3 февраля 2021 г. N 024. В результате Ишеев Т.Н. не получил значительную часть затраченных средств на покупку ТСР.
В связи с чем, суд первой инстанции верно признал обоснованными и удовлетворил требования истца о взыскании недоплаченной суммы компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР.
Судебная коллегия отмечает, что заключением медико-технической экспертизы ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. установлено, что приобретённое истцом техническое средство (изделие) протез плеча с микропроцессорным управлением соответствует классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N2347-р (т. 1 л. д. 26).
Таким образом, протез плеча с микропроцессорным управлением приобретен истцом на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документы, подтверждающие расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, им представлены, имеется заключения медико-технической экспертизы о нуждаемости Ишеева Т.Н. в приобретении указанного технического средства реабилитации с целью улучшения качества жизни пациента, облегчения самообслуживания и повседневной деятельности, предотвращения прогрессирования сколиотического дефекта осанки, уменьшения нагрузки на противоположную сторону туловища при держании и хватании, облегчения нахождения в социуме, повышения уровни самостоятельности и качества жизни.
Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции о необходимости при определении размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации руководствоваться государственным контрактом N 024 от 3 февраля 2021 г, судебная коллегия находит неверным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Так, приходя к указанному выводу, суд первой инстанции руководствовался Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 57н.
Однако, судом апелляционной инстанции не учтены изменения, внесенные в указанный порядок Приказом Минтруда России от 8 октября 2021 г. N 693н внесены изменения в указанный Порядок, которые действуют с 8 ноября 2021 г. С учетом того, что истец обратился с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретённое средство технической реабилитации инвалида в марте 2022 г, суду апелляционной инстанции следовало руководствоваться Порядком, в редакции на момент обращения инвалида с соответствующим заявлением в уполномоченный орган.
Между тем, в соответствии с новой редакцией Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации. Суд апелляционной инстанции не учел, что протез плеча, изготовленный для Ишеева Т.Н. протезной организацией ООО "ЮРЦПО", и протез, приобретенный ответчиком по государственному контракту от 3 февраля 2021 г. N 024 (позиция 14), при сопоставлении технических характеристик, не являются однородными.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
Характеристики самостоятельно приобретенного Ишеевым Т.Н. протеза и протеза, являющегося предметом контракта от 3 февраля 2021 г. N 024 подробно исследовались судом первой инстанции, на основании чего суд сделал правильный вывод об их неоднородности, невозможности протеза, приобретенного Фондом по контракту N 024 выполнять функции, которые выполняет протез, изготовленный инвалиду.
Поскольку ни Краснодарским РО ФСС РФ, ни каким-либо другим региональным отделением ФСС субъекта, входящего в состав Южного федерального округа, протез, однородный протезу, самостоятельно приобретенному Ишеевым Т.Н. в течении предшествующих трех лет до подачи заявки на компенсацию не закупался, суд первой инстанции обоснованно взыскал затраты инвалида на приобретение технического средства реабитилатции исходя из стоимости аналогичного (по техническим характеристикам) протеза плеча с внешним источником энергии, приобретенного Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ с ООО "Эндолайт Центр" по государственному контракту N 0239100000321000118/649 от 9 августа 2021 г, как последнему исполненному в полном объеме на дату подачи Ишеевым Т.Н. заявления о выплате такой компенсации.
Разрешая спор, суд первой инстанции установилсовокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у Ишеева Т.Н. статуса ребенка-инвалида, нуждаемость его в приобретенных средствах реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, обязанность государственных органов по обеспечению ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, которая не была исполнена государством, в результате чего пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Отказ в возмещении Ишееву Т.Н. расходов на приобретение технических средств реабилитации инвалидов в полном объеме нарушает право истца на бесплатное приобретение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета и гарантированное государством в рамках реализации Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и идет вразрез с нормами статьи 41 Конституции Российской Федерации о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государства - участники Конвенции, к которым относится и Российская Федерация, должны принимать все необходимые меры для обеспечения разумного приспособления в целях поощрения равенства и ликвидации дискриминации.
Статья 26 Конвенции о правах инвалидов, где речь идет об абилитации и реабилитации, предусматривает, что "государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни" посредством осуществления комплексных абилитационных и реабилитационных услуг и программ таким образом, чтобы эти услуги и программы "начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида"
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2023 г. отменить, оставив в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 8 ноября 2022 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2023 г. отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 8 ноября 2022 г.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.