Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению "Абинская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края, Министерству здравоохранения Краснодарского края об обеспечении лекарственными препаратами по кассационной жалобе ФИО1 на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 07.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.10.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению "Абинская Центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГБУЗ "Абинская ЦРБ"), Министерству здравоохранения Краснодарского края, в котором просила обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечивать лечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями; обязать ГБУЗ "Абинская ЦРБ" Министерства здравоохранения Краснодарского края обеспечить ФИО1 оформление рецептов на льготный лекарственный препарат Солирис (Экулизумаб), согласно рекомендациям врача, в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 07.07.2022 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами не дана надлежащая оценка установленным обстоятельствам. Указывает, что судами не дана оценка действиям ответчиков, которые не предпринимают меры по обеспечению истца препаратами.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно эпикриза из истории болезни N Первого Московского государственного медицинского университета им. ФИО4 Университетской клинической больницы N ФИО1 находилась в ревматологическом отделении, ОРИТ клиники с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где ведущим в клинической картине являлось сочетание поражения почек, легких (геморрагический альвеолит) и тяжелой анемии (гемоглобин 68 г/л). Диагностирован АНЦА ассоциированный васкулит по типу микроскопического полиангиита (почечно-легочный синдром в сочетании с повышением АНЦА к МПО). Рекомендовано лечение Солирисом.
Согласно выписному эпикризу Городской клинической больницы N52 города Москвы ФИО1 находилась на лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Диагноз: ANCA-ассоциированный васкулит с поражение почек, лёгких, атипичный гемолитико-уремический синдром, тромоботическая микроангиопатия. Необходимо продолжение лечения экулизумабом.
Согласно медицинскому заключению Клиники семейной медицины "Молекула" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендовано лечение солирисом (экулизумабом).
Согласно рецепту ГБУЗ "Абинская ЦРБ" от 09.09.2021 ФИО1 выписан препарат экулизумаб.
Согласно отчёту аптеки N 74 п. Ахтырский Абинского района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отпускались препараты: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - Солирис, ДД.ММ.ГГГГ - Элизария.
Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ "Абинская ЦРБ" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям необходим приём препарата Солирис (международное непатентованное наименование - Экулизумаб).
Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ "Абинская ЦРБ" N от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным заключение врачебной комиссии ГБУЗ "Абинская ЦРБ" М3 КК N от ДД.ММ.ГГГГ в связи с аннулированием государственной регистрации препарата Солирис (Экулизумаб).
Согласно направлению от ДД.ММ.ГГГГ Ахтырской больницы ГБУЗ "Абинская ЦРБ" ФИО1 направлена на консультацию к нефрологу, в ГБУЗ "НИИИ ККБ N", от которой отказалась.
Согласно консультации специалиста ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика ФИО5" Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендована трансплантация почки с лечением экулизумабом. В течение 3 лёт не получает терапию экулизумабом.
Согласно консультации нефролога ГБУЗ "Городская клиническая больница им. ФИО6" Департамента здравоохранения города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендовано лечение экулизумабом.
Согласно заявлению ФИО1 в ГБУЗ "Абинская ЦРБ" от ДД.ММ.ГГГГ она отказывается от получения препарата Элизария.
Согласно письму ГБУЗ "Абинская ЦРБ" от 26.01.2022 ФИО1 сообщено, что для возобновления приёма препарата Экулизумаб после длительного перерыва (свыше 1, 5 лет) необходима консультация врача-нефролога и дообследование с развёрнутым иммунологическим обследованием, которое невыполнимо в клиниках Краснодарского края. Рекомендовано обследование в центральных клиниках г. Москвы или г. Санкт-Петербурга.
Согласно письму ГУН Краснодарского края "Кубаньфармация" от ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат Элизария отгружался ФИО1, но за его получением истец не обращалась. В связи с этим препарат возвращён на склад для перераспределения другим пациентам, что подтверждено возвратной накладной от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ отменена государственная регистрация лекарственного средства Солирис (Экулизумаб).
В соответствии с государственным реестром лекарственных средств, размещённому на сайте Министерства здравоохранения России в сети Интернет, препарат Элизария (Экулизумаб) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обеспечивалась медицинским препаратом Солирис "Экулизумаб". После прекращения государственной регистрации этого лекарства истец была обеспечена препаратом Элизария (Экулизумаб) от получения которого отказалась, что нашло подтверждение в материалах дела. При этом рецепт был выписан именно на международное непатентованное наименование - экулизумаб. Истцу сообщалось ответчиком, что для возобновления приёма препарата экулизумаб после длительного перерыва необходима консультация врача- нефролога и обследование.
Возможность получения лекарства по торговому наименованию, а не по международному непатентованному наименованию, была закреплена в законодательстве Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Nн только при условии наличия медицинских показаний. Ранее такого порядка предусмотрено не было. При этом, такое решение принимается врачебной комиссией. Согласно представленным истцом последним медицинским документам (от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) ей рекомендовано лечение препаратом в соответствии с международным непатентованным наименованием - экулизумаб, а не препаратом по торговому наименованию.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об оставлении иска ФИО1 без удовлетворения, поскольку ответчиками осуществлялось обеспечение истца лекарственными препаратами в соответствии с требованием законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Исходя из положений статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населен принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственное органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медициною помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), На основании ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охран здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандарте медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан, частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратам медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниям и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение соответствующих медицинских организациях.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защиты инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированно медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В соответствии с п.2.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N110 лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения самостоятельно выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно требованиям п.6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание (далее - отсроченное обслуживание), рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Согласно пп. 2 п. 14 ст. 37 стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
Согласно п.6 Приказа Минздрава России от 14.01.2019 N4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
Согласно п.5 Приказа Минздрава России от 24.11.2021 N1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Абинского районного суда Краснодарского края от 07.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.