Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, с участием прокурора ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации г. Сочи, администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании права на оказание единовременной материальной помощи по кассационной жалобе администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.11.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО3, выслушав прокурора ФИО6, судебная коллегия
установила:
прокурор Адлерского района г. Сочи действуя в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратился в суд с иском к администрации г. Сочи в котором просил признать М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающими в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: "адрес". Признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5, ДД.ММ.ГГГГ, на оказание единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ N) "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 23.07.2021". Установить, что решение суда является основанием для включения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5, ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи, предусмотренных законодательством.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20.07.2022 исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи действующего в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворены. Суд постановилпризнать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающими в домовладении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, расположенном по адресу: "адрес"; признать право ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5, ДД.ММ.ГГГГ, на оказание единовременной материальной помощи в установленном законодательством размере в соответствии с постановлением администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ N) "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов, вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи ДД.ММ.ГГГГ". Установлено, что решение суда является основанием для включения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, 09.05.2013года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г-к. Сочи 4-5, ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи, предусмотренных законодательством. В соответствии со ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи - без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на отсутствие у истцов на момент возникновения чрезвычайной ситуации обязательного условия для осуществления выплаты - регистрации по месту жительства по адресу домовладения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании ФИО3 возражает относительно доводов кассационной жалобы, прокурор ФИО6 полагает, что судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Сочи Краснодарского края произошла чрезвычайная ситуация, связанная с выпадением обильных осадков в виде дождя - подтопление, факт который в силу ст. 61 ГПК РФ, является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением главы муниципального образования городской округ г.-к. Сочи Краснодарского края от 05.07.2021 N 1300 "О введении режима функционирования "чрезвычайная ситуация" на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края" введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно указанному правовому акту, территория городского округа г.-к. Сочи Краснодарского края включена в зону чрезвычайной ситуации.
В результате чрезвычайной ситуации подтопления на территории г. Сочи в период времени ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ домовладению, расположенному по адресу: "адрес" находящемуся в нем имуществу причинен ущерб, что подтверждается актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
ФИО3, действующий в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, также проживающих в вышеуказанном домовладении, обратился в администрацию Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ г.-к. Сочи с заявлением о включении его и несовершеннолетних детей в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, предусмотренных законодательством.
Постановлением администрации муниципального образования г.-к. Сочи от 09.07.2021 N 1378 "Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ г.-к. Сочи Краснодарского края 4- ДД.ММ.ГГГГ" (далее - Порядок) установлены процедура и условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ г.-к. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано во включение его и несовершеннолетних детей в списки в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, в домовладении, попавшем в зону подтопления.
Судами также установлено, что ФИО3, согласно отметке о регистрации в паспорте, зарегистрирован по адресу: "адрес". Вместе с тем, согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован по адресу: "адрес". Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания N и N, несовершеннолетние дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы по тому же адресу.
В подтверждение доводов о постоянном проживании в месте подтопления стороной истца представлены, помимо свидетельства о регистрации по месту пребывания, также справка из Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа N 53 г. Сочи (далее - МОБУ СОШ N 53 г. Сочи) от ДД.ММ.ГГГГ N на имя несовершеннолетней ФИО2 и справка из МОБУ СОШ N 53 г. Сочи N от ДД.ММ.ГГГГ на имя несовершеннолетнего ФИО1
Согласно указанным письменным доказательствам, несовершеннолетние дети обучаются в вышеуказанном образовательном учреждении на очной форме обучения.
Кроме того, представлена справка - характеристика на имя ФИО3, заверенная УУП ОУУП и ПДН ОП (Адлерский район) УВД по г. Сочи, из которой следует, что ФИО3 проживал в домовладении по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с супругой и двумя несовершеннолетними детьми.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, учитывая, что представленные в материалы дела справки из МОБУ СОШ N 53 г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N и N, справка - характеристика, заверенная УУП ОУУП и ПДН ОП (Адлерский район) УВД по г. Сочи, а также свидетельства о регистрации по месту пребывания N, N, N подтверждают факт постоянного проживания ФИО3 и его несовершеннолетних детей в месте подтопления, а доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком в материалы дела не представлено, пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, установлен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 N1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края".
В соответствии с п. 2 Постановления главы Администрации Краснодарского края от 12.12.2016 N1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края" граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации имеют право на: единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей на каждого пострадавшего человека; единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека).
Согласно пункту 3 Порядка предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются: частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее трех предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с п. 6, п. 7 Порядка, списки граждан, нуждающихся в получении единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан, заключений комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, для включения в списки граждан, которым подлежат указанные выплаты, необходимо обязательное наличие одновременно трех условий: быть гражданином Российской Федерации, постоянно проживать в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации и быть в нем зарегистрированным, подтвердить утрату полностью или частично имущества первой необходимости.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст. ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.10.2008 N 619-О-П, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 02.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Адлерского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.