Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды в специальный стаж и назначить пенсию по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области на решение Ворошиловского районного суда Волгоградской области от 12.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20.10.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области) в котором просил признать незаконным решение ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости и уточнение к данному решению от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды работ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГУ Волгоградская областная служба спасения во внутренних водах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в
должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; признать за ФИО1 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях"; обязать ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ворошиловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать незаконным решение ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области N от ДД.ММ.ГГГГ и уточнение к данному решению от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГУ Волгоградская областная служба спасения во внутренних водах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области
"Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области", в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Суд обязал ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области включить ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГУ Волгоградская областная служба спасения во внутренних водах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской
области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области о признании решения незаконным и возложении обязанности в части включения в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что принимая решения о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции ошибочно посчитал возможным суммировать специальный стаж работы водолазов в часах в тех случаях, когда установленная законом норма часов в год, либо в месяц не вырабатывалась. Указывает, что суд не правильно пришел к выводу о том, что факт выполнения работы ФИО1 в период прохождения военной службы является основанием для включения периода военной службы в специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством, регулирующим вопросы исчисления специальною стажа. Обращает внимание, что периоды работы ФИО1, в которых вырабатывалась месячная норма часов нахождения под водой, пенсионным органом включены в подсчет специального стажа.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в рядах Советской Армии.
С ДД.ММ.ГГГГ он вновь осуществлял трудовую деятельность с перерывами на различных должностях в различных организациях и работает до настоящего времени.
Сведения о периодах работы ФИО1 отражены в трудовой книжке на его имя.
Общая продолжительность страхового стажа ФИО1, согласно записям в его трудовой книжке, составляет более 20 лет, что признано ответчиком, и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
За период водолазной практики ФИО1, которая началась в 1988 году, ему было выдано несколько водолазных книжек, представленных истцом в подлинниках.
В соответствии с записями в личной книжке водолаза на имя ФИО1, выданной в 1988 году командиром военной части 56030, учёт времени пребывания под водой вёлся с 1988 года по 1990 год включительно по месяцам и по годам.
В соответствии с записями в личных книжках водолаза на имя ФИО1, выданных ГКУ "ВОСС на водах", учёт времени пребывания под водой вёлся с 1989 года по 2021 год включительно по месяцам и по годам.
Таким образом, согласно записям в личных книжках водолаза, всего за период более 10 лет подтверждено пребывание ФИО1 под водой продолжительностью 3 077 часов 24 минуты.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Пенсионного фонда N от ДД.ММ.ГГГГ с учётом уточнения к нему от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Указанным решением в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ответчик не засчитал период работы ФИО1:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения военной службы по призыву, ввиду невозможности применить положения части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку работа, дающая право на досрочное установление пенсии, следовавшая непосредственно за периодом службы, не подтверждена (количество времени нахождения под водой не позволяет включить в стаж на соответствующих видах работ период работы, непосредственно следовавший за службой);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза в период прохождения военной службы по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водолаза 2 класса в Волгоградской областной инспекции по маломерным судам;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по 30 апреля, с 1 по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в ГКУ Волгоградской области "Аварийно-спасательной службы Волгоградской области", поскольку время пребывания под водой составляет менее 25 часов в месяц.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в соответствии со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, право на назначение досрочной пенсии имеют водолазы и другие работники, занятые под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
Применив Разъяснение Минтруда Российской Федерации от 11.05.1993 N 6, суд первой инстанции, учитывая, что суммарное количество часов пребывания истца под водой с начала водолазной практики составляет 3 077 часов 24 минуты, что более требуемых 2750 часов, включил их в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Установив, что стаж работы истца с вредными условиями труда с учётом суммарного количества часов пребывания под водой с начала водолазной практики является достаточным, суд пришел к выводу о наличии оснований для установления истцу досрочной страховой пенсии по старости с даты возникновения права - ДД.ММ.ГГГГ.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 1 ч. 1, частям 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, - при досрочном назначении страховой пенсии лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В Списке N 1, разделе ХХШ "Общие профессии" (позиция 12100000-11465) предусмотрены водолазы и другие работники, занятые под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 11.05.1993 N 6 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26.01.1991, и дополнений к этим спискам, утверждённых постановлением Кабинета Министров СССР N 591 от 09.08.1991", которые не отменены и не признаны утратившими силу, пенсии по Списку N 1 следует назначать водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях практики составляет 2750 часов и более - как водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более - как водолазам и другим работникам, занятым работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц).
При этом законодатель применяет разделительный союз "либо", что свидетельствует о том, что те работники, у которых время пребывания под водой с начала водолазной практики составляет более 2750 часов, имеют право на льготную пенсию независимо от того, какое количество часов под водой они пребывали в том или ином году или в месяце.
Связывая реализацию права на пенсионное обеспечение водолазов с продолжительностью работы под водой, Минтруда Российской Федерации основывалось на критериях, которые характеризуют влияние вредных и (или) опасных факторов, т.е. действовало не произвольно, а с учётом специфики соответствующей профессиональной деятельности.
Указанное Разъяснение не отменено и не признано утратившими силу до настоящего времени.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых. пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с целью единообразного применения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предоставлено право издавать по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти соответствующие разъяснения.
Аналогичная норма содержалась в пункте 2 Постановления Совмина РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", согласно которой Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда Волгоградской области от 12.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.