Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, включении периодов работы в страховой стаж, обязании назначить страховую пенсию по старости по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.11.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Ростовской области), в котором просила установить факт принадлежности ей трудовой книжки ПТ-I 0329681 от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ГУ ОПФ РФ по Ростовской области обязанность включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочей Шаваршанского молочно-животноводческого совхоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - портной Иджеванского районного производственного управления бытового обслуживания, назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.06.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд установилфакт принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовой книжки ПТ-I N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Суд обязал ГУ ОПФ РФ по Ростовской области включить в страховой стаж периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочей Шаваршанского молочно-животноводческого совхоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве портной Иджеванского районного производственного управления бытового обслуживания, с учетом отпусков по уходу за детьми, включенных ответчиком в страховой стаж; обязал ГУ ОПФ РФ по Ростовской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено в части возложения на ГУ ОПФ РФ по Ростовской области обязанности включить в страховой стаж ФИО1 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначения страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В отмененной части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к ГУ ОПФ РФ по Ростовской области о включении в страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на неверную оценку судом апелляционной инстанции доказательств по делу, в том числе справке о заработной плате истицы в Иждеванском районном производственном управлении бытового обслуживания. Указывает, что судом апелляционной инстанции не обоснованно дана ссылка в апелляционном определении на нормы права о выборе варианта учета периодов работы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка "адрес" Армянской ССР проживала на территории бывшего СССР и осуществляла трудовую деятельность в "адрес". В связи с переездом на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации и принятия гражданства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ ей выдан паспорт гражданина Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ ОПФ РФ по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявителем предоставлены следующие документы, которые не приняты для установления пенсии: справки о периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка ПТ-I N с датой заполнения от ДД.ММ.ГГГГ, в которой неверно указана дата рождения - "15.08.1965" вместо даты "17.08.1965", свидетельство о браке II-CЛ N, свидетельства о рождении детей.
Из представленной ФИО1 копии трудовой книжки ПТ-I N с датой заполнения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ N она была принята на работу в качестве рабочей в Шаваршаванский молочно-животноводческий совхоз Ноемберянского производственного управления.
Из записи N со ссылкой на приказ N от ДД.ММ.ГГГГ следует: "Ввиду того, что с 1985 года истец не работает в совхозе, с этого времени считать уволенной с должности рабочей".
Согласно записи N в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 принята на работу в качестве регулировщика гидротехнических сооружений Управления оросительных систем.
Из записи N следует, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 принята в качестве портной Иджеванского производственного управления бытового обслуживания, приказом от ДД.ММ.ГГГГ N уволена с работы в связи с прекращением финансово-экономической деятельности (запись N заверена печатью Иджеванского производственного управления (РПУ) бытового обслуживания населения Министерства бытового обслуживания населения Армянской ССР).
Иных записей в трудовой книжке ПТ-I N с датой заполнения от ДД.ММ.ГГГГ не содержится.
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области N ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия страхового стажа требуемой продолжительности (в 2022г. - 13 лет, ИПК - 23, 4).
Ответчиком в страховой стаж истицы включены периоды ее нахож-дения в 3-х отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста 1, 5 лет в связи с рождением детей, рождения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01/00/27), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03/02/09);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03/02/10).
При этом ответчиком учтена продолжительность страхового стажа ФИО1 - 7 лет 5 месяцев 16 дней (при требуемой продолжительности - 13 лет); ИПК составил - 16, 200 (при требуемой величине ИПК 23, 4).
Полагая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 настаивала на удовлетворении предъявленного иска.
По результатам рассмотрения предъявленных ФИО1 исковых требований решением от ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции установилфакт принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовой книжки ПТ-I N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Включены и засчитаны в страховой стаж ФИО1 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочей Шаваршанского молочно-животноводческого совхоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве портной "адрес" производственного управления бытового обслуживания, с учетом отпусков по уходу за детьми, включенных ответчиком в страховой стаж; на ГУ ОПФ РФ по Ростовской области возложена обязанность назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела по доводам жалобы ответчика установлено, что из записи N в трудовой книжке ПТ-I N (дата заполнения от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 принята в качестве портной Иджеванского производственного управления бытового обслуживания.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N уволена с работы в связи с прекращением финансово-экономической деятельности (запись N заверена печатью Иджеванского производственного управления (РПУ) бытового обслуживания населения Министерства бытового обслуживания населения Армянской ССР).
Иных записей в трудовой книжке ПТ-I N с датой заполнения от ДД.ММ.ГГГГ не содержится.
Из справки ООО "Кенцахспасаркум" от ДД.ММ.ГГГГ N, представленной ФИО1 в подтверждение стажа работы в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истица в указанный период (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ) работала в качестве портнихи в швейном цехе Иджеванского РПУ (районное производственное управление) БО (бытового обслуживания) Республики Армения.
По решению Правительства Армянской Республики от 01.08.1996 N с июля 1997 года правопреемником Иджеванского РПУ (районное производственное управление) БО (бытового обслуживания) Республики Армения является ООО "Кенцахспасаркум".
Исходя из сведений, приведенных в указанных документах, поскольку ООО "Кенцахспасаркум" правопреемником Иджеванского РПУ (районное производственное управление) БО (бытового обслуживания) Республики Армения являлось с июля 1997г, суд апелляционной инстанции установил, что в проверке и уточнении нуждались обстоятельства, отраженные в записи N5 в трудовой книжке о работе Шахназарян А.Ш. в Иджеванском РПУ (районное производственное управление) БО (бытового обслуживания) Республики Армения и об увольнении ее приказом от ДД.ММ.ГГГГ N. Также в уточнении нуждались обстоятельства, свидетельствующие о причинах удостоверения записи в трудовой книжке N, произведенной в 1999 году печатью Иджеванского производственного управления (РПУ) бытового обслуживания населения Министерства бытового обслуживания населения Армянской ССР), правопреемником которого с июля 1997г. является ООО "Кенцахспасаркум".
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции, нуждалось в устранении противоречие, имеющееся в записи N в трудовой книжки ПТ-I N и справке ООО "Кенцахспасаркум" от ДД.ММ.ГГГГ N, представленной в подтверждение размера заработка ФИО1 в период с января 1987г. по декабрь 1992г... Если ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ N была принята на работу в качестве портной Иджеванского производственного управления бытового обслуживания, то чем объясняется то обстоятельство, что заработная плата в период с января 1987 года по декабрь 1992 года ей производилась в ООО "Кенцахспасаркум", правопреемство у которого после Иджеванского производственного управления бытового обслуживания возникло с июля 1997 года.
Каких-либо объяснений и доказательств в обоснование устранения отмеченных противоречий в представленных письменных доказательствах истцовой стороной не представлено.
Вместе с тем, клиентской службой (на правах отделе) ГУ ОПФ РФ по Ростовской области в Матвеево-Курганском районе Ростовской области в пределах полномочий, предоставленных положениями ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, ДД.ММ.ГГГГ был направлен соответствующий запрос N в Национальный архив Армении.
Согласно сведениям архивной справки Национального архива Армении от ДД.ММ.ГГГГ N С-16907, представленной ответчиком к апелляционной жалобе, полученной ДД.ММ.ГГГГ на запрос органа пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N, документы личного архива "адрес" производственного управления бытового обслуживания за 1987- 1999 года не сохранились в связи с чем выдать справку о трудовой деятельности ФИО1 за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
С учетом приведенных обстоятельств и оценки представленных доказательств в совокупности с имеющимися по делу доказательствами суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия справок ООО "Кенцахспасаркум" от ДД.ММ.ГГГГ N, от 04.11.2021 N в качестве бесспорных доказательств в подтверждение стажа и размера заработка истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Право на страховую (до ДД.ММ.ГГГГ - трудовую) пенсию предусмотре-но как для граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсион-ном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством, так и для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (части 1 и 3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 1 и 3 ст.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
К отношениям, регулируемым законодательством о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов членов Евразийского экономического союза, применяется "Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза", заключенное ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.12 данного Соглашения (Переходные положения) за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из преамбулы упомянутого Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в Союз Советских Социалистических Республик и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
В силу п. 2 ст.6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Согласно ст.7 данного Соглашения от 13.03.1992 при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
При определении права на пенсию на территории Российской Федерации с применением Соглашения от 13.03.1992г. должны быть подтверждены такие юридические факты, как прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства, наличие права на пенсию того же вида по новому месту жительства пенсионера. При этом производится не продление выплаты ранее назначенной пенсии, а новое назначение пенсии по законодательству страны проживания с учетом требований к оформлению правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 10 упомянутого Соглашения от 13.03.1992 государства-участники Содружества принимают на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Армения.
Учитывая изложенное, в рамках соглашений с бывшими республиками СССР территориальные органы Пенсионного фонда РФ обязаны во всех случаях осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств.
Таким образом, из указанных норм следует, что орган пенсионного обеспечения должен подтвердить в компетентном органе по прежнему месту жительства пенсионера, сведения о периодах трудового (страхового) стажа и заработка гражданина, содержащиеся в документах выплатного дела, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия по прежнему месту жительства.
Пунктом 5 Рекомендаций "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" (Приложение N1 к Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р) установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России N 203-16 от 29.01.2003).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 указанных выше Рекомендаций (Приложение N1 к Распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Условие об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов этих государств, является обязательным для зачета в стаж периодов работы по найму, имевших место после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ), что к спорному периоду работы истицы не относится.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу положений ч.6 ст.21 данного Закона перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, проведения проверок документов, необходимых для установления указанной пенсии, правила ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч.7 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч.6 ст.21 Федерального закона "О страховых пенсиях" приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (п.п. "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (п.п. "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (п.п. "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (п.п."в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п.19 Правил обращения за страховой пенсией).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п.66 Правил обращения за страховой пенсией).
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в "Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению", утвержденном Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 3 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Статьей 12 данного Федерального закона N400-ФЗ период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности отнесен к иным периодам (нестраховым периодам) (п.3 ч.1).
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
На основании ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г. может определяться по выбору застрахованного лица либо по правилам, установленным пунктом 3, либо пунктом 4, либо пунктом 6 указанной статьи.
В силу положений ч.1 ст.13 данного Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержат.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 03.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.