Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, с участием прокурора ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования Тихорецкий район, к администрации муниципального образования Тихорецкий район, ФИО4 о признании решения администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов незаконным по кассационному представлению Прокуратуры Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.11.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО4 и ее представителя по ордеру - адвоката ФИО13, выслушав представителей администрации муниципального образования Тихорецкий район по доверенности ФИО5 и ФИО6, выслушав прокурора ФИО7, судебная коллегия
установила:
Тихорецкий межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования Тихорецкий район, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тихорецкий район, ФИО4, в котором просил признать решение администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов между ФИО4 и ФИО12 незаконным; обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО4 по п. 1 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в связи с утратой доверия; признать незаконным бездействие муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО4, выразившееся в непринятии мер по недопущению конфликта интересов и в не направлении в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов муниципального образования "адрес" о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Решением Тихорецкого городского суда от 06.07.2022 исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО4, выразившееся в не направлении в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов муниципального образования Тихорецкий район о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Обязал муниципального служащего муниципального образования Тихорецкий район ФИО4 подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационном представлении Прокуратура Краснодарского края просит об отмене апелляционного определения, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов представления ссылается на то, что судами не приняты во внимание положения законодательства в сфере противодействия коррупции, в том числе Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", согласно которых на все организации возложена обязанность про проведению мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений. Указывает, что администрация МО Тихорецкий район при поступлении в администрацию представления Тихорецкой межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с указанными в нем нарушениями требований законодательства обязана была рассмотреть указанные факты. Обращает внимание, что поскольку суды установили наличие личной заинтересованности ФИО4, которая могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных обязанностей, то в данном случае имеются основания для расторжения муниципального контракта с муниципальным служащим, допустившим нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции.
В судебном заседании ФИО4 и ее представитель по ордеру - адвокат ФИО13 возражают относительно доводов кассационной жалобы, представители администрации муниципального образования Тихорецкий район по доверенности ФИО5 и ФИО6 возражают относительно доводов кассационной жалобы, прокурор ФИО7 полагает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении спора.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущены были.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО4 на основании распоряжения главы муниципального образования Тихорецкий район N-л/с от ДД.ММ.ГГГГ занимает должность заместителя главы администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Распоряжением главы муниципального образования Тихорецкий район N-р от ДД.ММ.ГГГГ распределены должностные обязанности между первым заместителем главы муниципального образования "адрес", заместителями главы муниципального образования Тихорецкий район.
Пунктом 7.2 приложения к распоряжению администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ N-р установлено, что заместитель главы муниципального образования "адрес" непосредственно координирует и контролирует работу управлений администрации муниципального образования Тихорецкий район, в том числе управления муниципальных ресурсов.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район, утвержденной главой муниципального образования Тихорецкий район 23.10.2020, вид профессиональной служебной деятельности, в соответствии с которым заместитель главы исполняет должностные обязанности, в том числе осуществляет муниципальный земельный контроль.
Согласно п. 3.7 должностной инструкции в должностные обязанности заместителя главы входит координация и контроль работы, в том числе управления муниципальных ресурсов.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя, в лице главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО8 и ФИО12 заключен трудовой договор N с муниципальным служащим, замещающим муниципальную должность муниципальной службы в муниципальном образовании Тихорецкий район, в соответствии с которым ФИО12 принята на должность главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Материалами дела на основании распоряжения главы муниципального образования Тихорецкий район N-л/с от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО12 назначена главным специалистом управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район с испытанием на срок три месяца. При этом распоряжением главы муниципального образования Тихорецкий район N-л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 назначена главным специалистом сектора муниципального земельного контроля образования Тихорецкий район.
Пунктом 1.8 должностной инструкции главного специалиста сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, утвержденной главой муниципального образования Тихорецкий район, установлено, что главный специалист непосредственно подчинен заведующему сектором муниципального земельного контроля, заместителю начальника управления, начальнику управления, заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район.
В соответствии с п. 1.5, п. 1.6 должностной инструкции цель исполнения должностных обязанностей муниципального служащего, замещающего должность главного специалиста - обеспечение выполнения сектором муниципального земельного контроля возложенных на него задач и функций, в соответствии с действующим законодательством; основными задачами, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей главного специалиста указана, в том числе проверка целевого использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенных на территории муниципального образования Тихорецкий район, переданных в аренду безвозмездное пользование, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, или в собственности физических и юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения главы муниципального образования Тихорецкий район N-л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 назначена главным специалистом отдела земельных отношений управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район и освобождена от должности главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район.
Из материалов дела, в частности из информационного письма администрации муниципального образования Тихорецкий район N от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО12 с момента трудоустройства в администрацию муниципального образования Тихорецкий район до ДД.ММ.ГГГГ фактически исполнялись следующие виды работ, входящие в должностные обязанности: обработка документов по признанию граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: рассмотрение обращений граждан и их консультирование по вопросам, входящим в компетенцию сектора муниципального земельного контроля; участие в мероприятиях по проверке целевого использования земельных участков, выявления самовольного занятия или использования земельных участков без правоустанавливающих документов физическими и юридическими лицами, участие в рейдовых мероприятиях по предотвращению, выявлению, пресечению самовольного строительства на территории сельских поселений Тихорецкого района; подготовка проектов постановлений администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории; за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время: подготовка проектов постановлений администрации об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, находящихся в собственности муниципального образования Тихорецкий район, а также государственная собственность, на которые не разграничена (далее - земельные участки), образуемых путем образования, объединения, раздела, перераспределения, о предварительном согласовании предоставления земельных участков, постановлений по вопросам предоставления земельных участков в аренду, безвозмездное пользование, в постоянное (бессрочное) пользование, постановлений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, постановлений по вопросам выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, заключения договоров на размещение объекта на землях или
земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, постановлений администрации по вопросам заключения соглашений об установлении сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков; подготовка проектов договоров аренды, безвозмездного пользования, договоров на размещение объектов на землях или земельных участках, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, соглашений о перераспределении земельных участков, соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков, соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков, проектов; консультации граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела земельных отношений.
Вышеперечисленные должностные обязанности указаны в должностной инструкции главного специалиста управления жилищных отношений администрации муниципального образования Тихорецкий район, утвержденной главой муниципального образования Тихорецкий район ДД.ММ.ГГГГ.
Судом первой инстанции установлено, что заместитель главы администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО4 и главный специалист отдела земельных отношений управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район ФИО12 состоят в родственных отношениях, являются двоюродными сестрами.
Из представленных заявлений: АО "Связьтранснефть" о предварительном согласовании предоставления земельного участка; Тихорецкого районного управления магистральных нефтепроводов о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Акционерного общества "Национальная Башенная компания" о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов; администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; ФИО9 о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, установлено, что отписанные ФИО4 в проработку указанные заявления передавались для исполнения ФИО12, что подтверждается резолюциями на указанных заявлениях.
Пунктом 4.2 Административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществления муниципального земельного контроля, утв. постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ N, установлен порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления Муниципальной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления Муниципальной функции. Контроль за полнотой и качеством осуществления Муниципальной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок. Плановые и внеплановые проверки проводятся заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район, курирующим деятельность Управления.
Данный порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги, указаны в подразделе 4.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно п. 5.3.2 данного административного регламента жалоба на действия (бездействие) Управления, через которое предоставляется муниципальная услуга, подается заместителю главы муниципального образования Тихорецкий район, курирующему деятельность Управления.
Следовательно, ФИО4, занимая должность заместителя главы администрации МО Тихорецкий район, в силу своих должностных обязанностей координирует работу управления муниципальных ресурсов и рассматривает жалобы на действие (бездействие) должностных лиц управления, осуществляет контрольные функции, в том числе в отношении своей двоюродной сестры, являющейся главным специалистом сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов администрации.
Судом первой инстанции также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, в лице начальника управления ФИО4 и ФИО12 были заключены договоры купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности N и N.
При проведении Тихорецкой межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции выявлены факты, свидетельствующих о наличии конфликта интересов между заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО4 и главным специалистом сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов ФИО12
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем Тихорецкого межрайонного прокурора в адрес администрации муниципального образования Тихорецкий район направлено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
Между тем, в ответ на представление прокурора первым заместителем главы муниципального образования Тихорецкой район ФИО15 было указано, что ФИО4 и ФИО12 не являются близкими родственниками. ФИО12 не находится в прямом подчинении ФИО4 Следовательно ситуация, при которой может возникнуть или возник конфликт интересов отсутствует. В связи с этим обязанность муниципального служащего самостоятельно принять меры к урегулированию конфликта интересов отсутствует. Таким образом, законодательство о муниципальной службе, о противодействии коррупции должностными лицами администрации не нарушено, конфликт интересов между заместителем главы муниципального образования Тихорецкий район ФИО4 и главным специалистом сектора муниципального земельного контроля управления муниципальных ресурсов ФИО12, отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что данное представление прокурора не было передано для рассмотрения в Комиссию по урегулированию конфликтов интересов, решение комиссии по данному вопросу не принималось.
Судом первой инстанции установлено, что прокурор не ссылался в представлении на установленные судом первой инстанции обстоятельства по факту заключения ДД.ММ.ГГГГ между управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, в лице начальника управления ФИО4, с одной стороны, и ФИО12 договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании решения администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов, а также о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Тихорецкий район расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО4, в связи с утратой доверия.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пришел к выводу о том, что представленные прокурором копии заявлений о предоставлении муниципальной услуги : АО "Связьтранснефть"; Тихорецкого районного управления магистральных нефтепроводов; Акционерного общества "Национальная Башенная компания"; администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района; ФИО9, на которых имеются резолюции ФИО4 о передаче для исполнения ФИО12, не могут являться безусловным основанием для установления конфликта интересов. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о признании решения администрации муниципального образования Тихорецкий район об отсутствии конфликта интересов между ФИО4 и ФИО12 незаконным; обязании администрации муниципального образования Тихорецкий район расторгнуть муниципальный (трудовой) договор с ФИО4 по пункту 1 части 1 статьи 13.1 Закона N-Ф3 "О противодействии коррупции" в связи с утратой доверия суд первой инстанции посчитал необоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований Тихорецкого межрайонного прокурора основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 131-ФЗ депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа; лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.
В силу требований ч. 7.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ.
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определение от 26 января 2017 года N 104-О).
Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
В силу требований части 4.1. статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов в приведенном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Частью 6 статьи 11 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 упомянутого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным нормам корреспондируют положения частей 1, 2, 2.1, 2.3, 3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Пунктом 11 части 1 статьи 12 указанного Закона установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ за несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьей 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ, в частности, в виде увольнения.
Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) связанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (статья 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ).
Исполнение должностными лицами органов местного самоуправление, законодательно установленного запрета, реализует законность, как принцип противодействия коррупции, что исключает коррупционную составляющую при приеме на работу на должности муниципальной службы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу статьи 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
В соответствии со статьей 14.1 этого же Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используется понятие "конфликт интересов", установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с частью 2 статьи 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ муниципальный служащий подлежат увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Закона.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления путем неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
В свою очередь указанные нормы являются императивными и не предоставляют представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего возможности применить иную меру ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что поскольку в представлении прокурора, направленном ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации муниципального образования, не отражены обстоятельства о заключении ФИО4 со своей двоюродной сестрой договоров купли-продажи земельных участков, то данные обстоятельства не могут служить основанием для признания наличия конфликта интереса у ФИО4 и основанием для расторжения с ней муниципального (трудового) договора в связи с утратой доверия являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Четвертого кассационного суда, доводы кассационного представления признает заслуживающими внимания, а выводы судов нижестоящих инстанций нельзя признать соответствующим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального кодекса Российской Федерации, выполняет указанные задачи посредством осуществления проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции.
Кассационный суд полагает, что допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов общества, в связи с чем, могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение Тихорецкого городского суда от 06.07.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.11.2022 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 06.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.11.2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Тихорецкий городской суд Краснодарского края.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.