Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 об установлении юридического факта награждения нагрудным знаком по кассационной жалобе ФИО1 на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 22.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.11.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав ФИО1, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, принадлежности нагрудного знака "Отличник Советской Армии" на основании записи в военном билете.
Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 22.07.2022 в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на неверное применение судами Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1069-КЗ, а также иных требований законодательства, регламентирующих присвоение звания "отличник Советской армии".
В судебном заседании ФИО1 доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истца, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно записи в военном билете N выданного ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 во время прохождения военной службы (службы по призыву) в войсковой части N-А, за период с 1978-1980 г.г. был награжден нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" на основании пр. N от ДД.ММ.ГГГГ. Данные сведения содержатся так же в учетно-послужной карточке к военному билету.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ N ФГКУ "Центральный Архив Министерства обороны Российской Федерации", ФИО1 проходил службу в войсковой части полевая почта 46531 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказ командира в\ч полевая почта 46531 от ДД.ММ.ГГГГ N на хранение не поступал. В приказах командира в\ч полевая почта 465 ДД.ММ.ГГГГ-1980 гг. награждение нагрудным знаком "Отличник Советской Армии" личного состава (в том числе ФИО1) не отражено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что для заявителя установление факта награждения его знаком "Отличник Советской Армии" юридического значения, для целей указанных им в заявлении, не имеет. Кроме того, суд первой инстанции указал, что достоверных доказательств, в том числе, документов-оснований, награждения заявителя нагрудным знаком "Отличник Советской Армии", в материалы дела не представлено.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N1069-КЗ "О присвоении звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края" звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что под ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) в настоящем Законе понимаются ведомственные знаки отличия, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями.
Под ведомственными знаками отличия в труде, награждение которыми произведено по состоянию на 30.06.2016 года, понимаются ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные федеральными органами государственной власти, Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦСПС, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.
На основании пункта 7 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2013 N 1066 "О порядке присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей "адрес"", документами, подтверждающими награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе), являются удостоверения к наградам, архивные документы о награждении, копии решений или выписки из решений органов, принявших решение о награждении, а также грамоты, похвальные листы, дипломы, благодарности, оформленные на отдельном бланке.
Время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в общий трудовой стаж, однако это не означает, что военная служба по призыву является трудовой деятельностью, соответственно нагрудный знак, полученный в период службы по призыву, не является ведомственным знаком отличия в труде, а следовательно нагрудный знак "Отличник МВФ" не относится к награждениям, являющимися основанием к присвоению звания "Ветеран труда", перечисленных в статье 7 Закона, поскольку является видом поощрения в период прохождения воинской службы в рядах Советской Армии.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.12.2017 N 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ от 14.12.2017 N777) учреждены ведомственные знаки отличия Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Приказа от 14.12.2017 N 777 ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", являются: медаль "За отличие в военной службе" I степени; медаль "За отличие в военной службе" II степени; медаль "За трудовую доблесть"; медаль "Михаил Калашников". Согласно Порядку награждения ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации, являющемуся Приложением N 1 к Приказу от 14.12.2017 N 777, награждение ведомственными знаками отличия осуществляется на основании приказа Министра обороны Российской Федерации (пунктом 2).
Аналогичные положения содержались в ранее действующем законодательстве, регулирующем награждение ведомственными знаками Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29.12.1956 N 1640 "О нагрудных знаках для поощрения военнослужащих Вооруженных Сил СССР" Министру обороны предоставлено право учреждать нагрудные знаки для поощрения военнослужащих Вооруженных Сил СССР за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину, а также положения о нагрудных знаках и их описания. Во исполнение указанного Постановления Совета Министров СССР Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67 для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину учреждены нагрудные знаки "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-воздушных Сил, утверждены описания указанных нагрудных знаков и положения о них.
В соответствии с Положением "О нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17.04.1957 N 67, нагрудные знаки учреждены для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР (пункт 1).
Нагрудными знаками награждаются солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества (пункт 2).
Право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5).
О награждении солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудными знаками объявляется приказом командира, начальника, имеющего право награждать, с внесением награды в служебную книжку военнослужащего, а при увольнении в запас - в военный билет (пункт 7).
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 22.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.