Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым о признании решения незаконными и обязании назначить страховую пенсию по старости по кассационной жалобе ФИО1 на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верхового суда Республики Крым от 11.10.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым (далее - ГУ ОПФ РФ по Республики Крым), в котором с учетом уточнения исковых требований просил решение ГУ ОПФ РФ по Республики Крым от 17.11.2020 об отказе в назначении страховой пенсии ФИО1 признать незаконным; обязать ответчика произвести ему назначение страховой пенсии по старости.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05.07.2022 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верхового суда Республики Крым от 11.10.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами не дана надлежащая оценка представленным истцом документам, а именно справке об отбытии наказания в ИПК усиленного режима, а также справке об обучении СПТУ, поскольку данные периоды, по мнению истца должны быть включены в трудовой стаж для назначения пенсии. Указывает, что им была утеряна трудовая книжка, в которой были указаны все периоды работы, которые подлежат включению.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом вынесено решение об отказе в установлении пенсии в связи с не предоставлением документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2, п. 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н.
При обращении ФИО1 предоставил лишь заявление о назначении пенсии. Архивные справки N от ДД.ММ.ГГГГ и справка N от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемые истцом к исковому заявлению, в Управление не предоставлялись.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по 02.10.1981 ФИО1 отбывал наказание, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, истец обратился в суд.
Разрешая спор и оставляя требования истца без удовлетворения, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости у мужчин, достигших возраста, установленного ст. 8 (с учетом приложения N к настоящему закону), возникает, при наличии двух обязательных условий, определенных Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", а именно: при наличии не менее 6 лет страхового стажа (на 2015г.); при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 6, 6 (на 2015 год).
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Переходными положениями, закрепленными в ст. 35 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК). Согласно положениям частей 1 и 2 данной статьи, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году, составляет 6 лет, и начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 2 Федерального Закона N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
На основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 N 2-П, при определении права на страховую пенсию, исчисление страхового стажа, имевшего место до 01.01.2002, может производиться по нормам правового регулирования, действовавшим на 31.12.2001.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, В силу ч. 1, ч. 2 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "г" пункта 20 Правил обращения за страховой пенсией установлены приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила) установлено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления и т.д.
Пунктом 25 Правил определено, что днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Форма заявления о назначении пенсии утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 157н от 28.03.2014.
Согласно п. 30 Правил, факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения, выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 11 "Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" N 1015 от 02.10.2014 "Об утверждении правил подсчета и подтверждение страхового стажа для установления страховых пенсий", документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержаться неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, а также иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
Обязанность по предоставлению документов о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина возложена на самого заявителя (п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При этом, пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, возмещают пенсионному органу причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Положения ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, введены в действие Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, УК РСФСР и УПК РСФСР".
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2989-1 "О порядке введения в действие указанного Закона", принятая этим Законом в новой редакции ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, вступает в силу с 01 сентября 1992 года и обратной силы не имеет.
В связи с внесением изменений в ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, норма которой соответствует норме ч. 3 ст. 104 УИК РФ, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 02 ноября 1992 года N 1-94-У принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в п. 1.1 которой, также указано, что положение ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР вступает в силу только с 01 сентября 1992 года.
С 01 июля 1997 года Закон N 2988-1 утратил силу и, с указанного времени вступил в силу УИК РФ, ст. 98 которого предусматривает, что осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Ст. 104 УИК РФ устанавливает, что время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.
Суд апелляционной инстанции оценивая доводы жалобы истца аналогичные доводам кассационной жалобы, пришел к верному выводу о том, что период отбытия ФИО1, уголовного наказания в виде лишения свободы до ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в общий трудовой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, поскольку ФИО1, отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы до ДД.ММ.ГГГГ, доказательств, подтверждающих отбытие уголовного наказания в виде лишения свободы с привлечением к труду, суду не предоставлено.
Таким образом, правовых оснований для включения в страховой (общий трудовой) стаж периода отбывания наказания в виде лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
При условии включения в суммарный стаж периода учебы, стаж истца составит 1 год 10 месяцев 20 дней, ИПК 0, 00, чего также недостаточно для назначения страховой пенсии.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
Законодательством, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, не была предусмотрена возможность включения периода отбывания уголовного наказания в стаж работы для назначения пенсии, архивные справки N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ при обращении истца за назначением пенсии, в орган пенсионного обеспечения не предоставлялись, в связи с чем ответчиком им не давалась соответствующая оценка.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию ФИО1 при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 05.07.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верхового суда Республики Крым от 11.10.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.