Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, определение даты выработки специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 30.11.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Астраханской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать решение пенсионного органа незаконным в части, возложить на ответчика обязанность включить в подсчет специального стажа спорные периоды работы из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, определить дату выработки специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 16.09.2022 исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 30.11.2022 решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения ГУ ОПФ РФ по Астраханской области N 217.1 от ДД.ММ.ГГГГ о включении в специальный стаж за осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении из расчета один год работы, как один год и шесть месяцев, периодов работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении экстренной и планово-консультативной помощи ГБУЗ Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница", возложении на ГУ ОПФ РФ по Астраханской области включить в специальный стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении из расчета один год работы, как один год и шесть месяцев, указанных периодов работы, определении даты выработки ФИО1 специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить апелляционное определение и решение суда первой инстанции оставить без изменения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ответчиком были приобщены в суде апелляционной инстанции результаты расчета стажа на ДД.ММ.ГГГГ, на которые представитель истца просила обратить внимание, поскольку сам ответчик подтверждает в данных расчетах, что все оспариваемые периоды значатся, как хирургические, и проставлен льготный код хирургии, а также указано льготное исчисление, как 1, 5 года. Между тем, суд апелляционной инстанции, приняв данные расчеты, не отвергнув их относимость и допустимость, отменил решение районного суда в части включения спорных периодов работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в отделении экстренной и планово-консультативной помощи центра ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" в льготном исчислении из расчета один год работы, как один год и шесть месяцев. Указывает, что судом апелляционной инстанции неверно применены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, решением ГУ ОПФ РФ по Астраханской области N.1 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ввиду отсутствия льготного стажа. Пенсионным органом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении экстренной и планово-консультативной помощи для оказания экстренной и планово-консультативной помощи новорожденным ГБУЗ АО "АМОКБ" включены в подсчет специального стажа в календарном исчислении. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача - анестезиолога-реаниматолога в отделении для реанимации и интенсивной терапии N (новорожденных) областного перинатального центра ГУЗ АО "АМОКБ" исключен из подсчета специального стажа.
К подсчету требуемого для льготного назначения страховой пенсии по старости (30 лет) ответчиком принято 28 лет 4 месяца 27 дней.
Установлено, что трудовая деятельность истца в спорные периоды времени в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении экстренной и планово-консультативной помощи для оказания экстренной и планово-консультативной помощи новорожденным ГБУЗ АО "АМОКБ" подтверждается архивной справкой ГБУЗ АО "Медицинский информационно-аналитический центр" от ДД.ММ.ГГГГ N, справкой ГБУЗ АО "АМОКБ", уточняющей особый характер работы, N от ДД.ММ.ГГГГ, приказами главного врача ГБУЗ АО "АМОКБ", данными о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Как следует из материалов дела в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении экстренной и планово-консультативной помощи для оказания экстренной и планово-консультативной помощи новорожденным ГБУЗ АО "АМОКБ".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что работа ФИО1 в отделении экстренной и планово-консультативной помощи для оказания экстренной и планово-консультативной помощи новорожденным ГБУЗ АО "АМОКБ" была непосредственно связана с оказанием анестезиологического пособия и проведением реанимационных мероприятий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и установив, что поскольку истец в спорные периоды не работал в отделениях (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии и реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, пришел к выводу о том, что применение льготного порядка исчисления стажа работы в указанные периоды к нему не может быть применено.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Положениями частей 2, 3, 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подпунктом "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании пункта 5 Правил от 29.10.2002 N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил от 29.10.2002 N 781).
Пунктом 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа в отделениях (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии и реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка от 29.10.2002 N 781, в должности врача анестезиолога-реаниматолога.
Исходя из указанных Правил, обязательным условием для применения льготного порядка исчисления стажа работы истца, является работа в структурном подразделении учреждения здравоохранения, предусмотренном пункте 2 и в должности, предусмотренной пункта 2 указанного перечня.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 520-О-О следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обязанность по установлению тождества профессий, должностей и организаций возложена на Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Закона о страховых пенсиях периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержат.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 30.11.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.