Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым к ФИО1, третье лицо: Государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым" о взыскании излишне выплаченной суммы социальных выплат по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крыма от 06.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20.12.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просил взыскать с ответчика излишне выплаченную сумму социальных выплат в размере 187 608, 99 руб.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крыма от 06.10.2022 в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20.12.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на неверное применение судами первой и апелляционной инстанций Закона Республики Крым от 27.11.2014 N "О государственной социальной помощи в Республике Крым". Указывает на неизвещение ответчиком истца о наличии оснований для прекращения социальных выплат, в чем по мнению истца, и выразилась недобросовестность ответчика.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной социальной помощи в Республике Крым" как малоимущей семье. Сообщила, что по адресу - "адрес", совместно с ней проживают родители супруга - ФИО4, ФИО5, супруг ФИО6, трое детей; сообщила об источниках дохода, путем заполнения разделов печатного бланка заявления; указала об имуществе, находящемся в личном подсобном хозяйстве. Иных разделов в печатном бланке заявления, где заявителю предлагается указать находящееся в его собственности, либо в собственности членов семьи, имущество, не имеется.
Путем подписания заявления ФИО1 дала согласие на обработку ее персональных данных в целях назначения государственной социальной помощи; подтвердила достоверность предоставленных ею сведений о составе и доходах семьи, а не о принадлежащем имуществе; была поставлена в известность о том, что орган социальной защиты населения имеет право проверить достоверность предоставленных сведений. Аналогичное по форме и содержанию заявление подано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, за исключением перечисленного состава семьи, где родители супруга не указаны.
На запрос Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в Госкомрегистр ДД.ММ.ГГГГ, в порядке межведомственного взаимодействия предоставлена информация о принадлежности ФИО5 земельного участка, площадью 31305 кв. м, местоположение "адрес".
В заседаниях судов первой и апелляционной инстанций ФИО1 пояснила, что не знала о принадлежности ФИО5 земельного участка. Полагала, что Департамент компетентен в вопросах назначения мер социальной поддержки, и в том случае, если принято решение о назначении пособия, значит она его получает на законных основаниях. При принятии сотрудником Департамента заявления ей не было разъяснено, что нужно указать о наличии земельных участков и убедится в достоверности этих сведений. Взыскание денежной суммы поставит семью, в состав которой входят двое пенсионеров и трое несовершеннолетних детей, в тяжелое материальное положение.
Таким образом, земельный участок, площадью 31305 кв. м, не входит в состав личного подсобного хозяйства; в печатном бланке заявления о назначении МСП не имеется раздела, в котором заявителю предлагается указать находящееся в ее собственности или в собственности членов ее семьи недвижимое имущество; при подаче заявления в Департамент в июне 2019 года, запрос о принадлежности заявителю имущества сделан только ДД.ММ.ГГГГ (Порядком N установлен срок проведения проверки достоверности сведений - 30 дней).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом положений ст. 1102, ст. 1109 ГК РФ, определилкруг юридически значимых обстоятельств, к которым относится установление недобросовестных действий ответчика, направленных на получение мер социальной поддержки без установленных законом оснований, и факт надлежащего/ ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления, уполномоченного действовать в интересах граждан, своих функциональных обязанностей.
Такие выводы судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17 ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации государственных пособий и льгот, в том числе выплат пособий на детей.
Согласно статей 1, 6 Закона Республики Крым от 27.11.2014 N "О государственной социальной помощи в Республике Крым", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Согласно ст. 6 указанного закона государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (далее - орган социальной защиты населения).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путем направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
Согласно пункта 4 "Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 587, пособие не назначается в случае, когда в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0, 6 га.
При этом, согласно п. 7 Порядка, в заявлении (о назначении МСП) указываются:
фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания;
сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры);
сведения о совместно проживающих с заявителем членах семьи (для малоимущей семьи): фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения в соответствии с документом, удостоверяющим личность, сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи); сведения о принадлежности к гражданству; сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование города, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства;
способ получения пособия: через предприятие почтовой связи либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособия (наименование кредитной организации, в которую должно быть перечислено пособие, номер счета лица, имеющего право на получение пособия).
Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.
Заявитель имеет право по собственной инициативе представить иные сведения и документы, влияющие на рассмотрение вопроса о предоставлении компенсации.
Заявители несут ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в представляемых документах и сведениях, являющихся основанием для назначения пособия.
Согласно п. 9, 10 Порядка, для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы:
копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым;
документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период;
документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд (п.9).
В рамках межведомственного информационного взаимодействия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами (их копиями) запрашивает в рамках межведомственного электронного взаимодействия следующие сведения:
о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым;
о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Министерства внутренних дел по Республике Крым;
о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Военного комиссариата Республики Крым;
о доходах членов семьи, являющихся индивидуальными предпринимателями, - от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым;
о размере получаемого членами семьи, признанными в установленном порядке безработными, пособия по безработице - от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения";
о размерах пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, получаемого матерью (отцом), подлежащей(щему) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым;
о регистрации по месту жительства или по месту пребывания граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих), - от территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации;
о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования заявителя, членов семьи, совместно проживающих с ним, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Заявитель вправе по собственной инициативе представить в орган социальной защиты населения сведения, указанные в настоящем пункте (пункт 10).
В соответствии с пунктом 14 Порядка: В случае если для назначения пособия необходимо представление документов и информации о членах семьи заявителя, при обращении за назначением пособия заявитель дополнительно представляет заявления членов семьи о согласии на обработку их персональных данных.
Согласно пунктов 26, 27 Порядка, решение о назначении (об отказе в назначении) пособия принимается руководителем органа социальной защиты населения не позднее 10 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами.
Уведомление о назначении пособия или отказе в его назначении направляется заявителю по месту жительства или по месту фактического пребывания не позднее 10 дней после принятия соответствующего решения.
При проведении органом социальной защиты населения дополнительной проверки представленных заявителем документов решение органа социальной защиты населения должно быть вынесено не позднее чем через 30 дней после дня подачи заявления.
Суд первой инстанции дав надлежащую оценку установленным обстоятельствам, пришел к правильному выводу о том, что истцом не предоставлены достаточные допустимые доказательства, опровергающие презумпцию добросовестности ФИО1 при сообщении Департаменту известных ей сведений путем заполнения разделов предоставленного печатного бланка заявления, в котором отсутствует раздел об имеющемся имуществе, помимо имущества личного подсобного хозяйства. ФИО1, дав согласие на обработку ее персональных данных и проверку достоверности сообщенных ею сведений, обоснованно рассчитывала на то, что Департамент, как компетентное и уполномоченное учреждение, истребует информацию, необходимую для принятия обоснованного и законного решения о выплате/отказе в выплате ГСП.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с постановлением суда апелляционной инстанции, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крыма от 06.10.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.